Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны».
В Казани завершился XIII Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», посвященный памяти Натана Рахлина, основателя и первого руководителя Государственного симфонического оркестра Татарской АССР, сегодня это Госоркестр Республики Татарстан.
Идея фестиваля, каким его задумал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Сладковский, – представить шедевры мировой музыкальной литературы под управлением дирижеров со своим художественным почерком. В этом году ими стали Дмитрий Юровский, Кристиан Кнапп, Кристофер Чен и Деян Савич.
Последний – авторитетный представитель Сербии, сегодня занимающий пост советника президента по культуре. Савич уже второй раз приезжает на «Рахлинские сезоны», в этом году – в компании еще одного знаменитого сербского музыканта, альтиста Деяна Младеновича.
Младенович виртуозно исполнил партию альта в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии». А в паре с опусом Берлиоза в экспрессивной интерпретации Савича прозвучала симфония «Манфред» Чайковского.
Американский дирижер Кристиан Кнапп: «Сегодня все мои проекты в России»
Корреспондент «НГ» Марина Гайкович задала дирижеру несколько вопросов.
— Маэстро, в Казани вы уже не в первый раз. А когда вы впервые посетили Россию?
— В первый раз я был в России примерно 30 лет назад. Мне кажется, это был период, когда только распался Советский Союз. Меня пригласил Моисей Миронович Мучник, директор Томской филармонии. А главный дирижер оркестра был Илмар Лапиньш, мой друг.
Потом я дирижировал в Екатеринбурге, в Новосибирске, в Красноярске, в Санкт-Петербурге, сейчас во второй раз в Казани. Я хочу отметить вот что. В России много хороших оркестров. Но когда я по телеканалу «Меццо» услышал Госоркестр Татарстана, я поразился.
Старался не пропускать их трансляции по европейскому телевидению. А сейчас и сам с ним работаю – и это счастье для меня, это замечательный оркестр.
— В этом году на «Рахлинских сезонах» вы исполняете два сочинения, которые объединяет поэзия Байрона.
— Да, я выбрал музыку Берлиоза и Чайковского. Но не только потому, что оба сочинения на сюжет Байрона! Я знаю, что этот год – год Пушкина. А Пушкин был влюблен в поэзию лорда Байрона. Так что начальный импульс дал Пушкин. Я выбрал две симфонии – «Гарольд в Италии» Берлиоза и «Манфред» Чайковского. Отмечу, что солировал в «Гарольде в Италии» один из лучших музыкантов Сербии, профессор Музыкальной академии Деян Младенович.
— Большая часть вашей жизни была посвящена опере, вы руководили Национальным театром Сербии. Что для вас как для интенданта было важно, как вы выстраивали репертуар, например?
— Да, я очень люблю оперу! И посвятил ей огромный период своей жизни, почти двадцать лет. Я был и руководителем музыкального театра, и директором Национального театра, где объединяется драма, опера и танец.
Когда я думаю о репертуарной политике, то во главу угла ставлю прежде всего интересы публики. Я должен думать о том, что люди хотят увидеть в театре. А это беспроигрышный репертуар: немного Верди, немного Пуччини, немного русской оперы, «Кармен», возможно, что-то из немецкой оперы.
То есть на одной чаше весов у нас может быть «Иоланта» Чайковского, на другой – «Триптих» Пуччини, например. То же и в балете – «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
Составлен топ-100 самых популярных произведений русской музыкальной классики
— А ваши личные пристрастия?
– Знаете, да те же самые. Русская музыка – безусловно. Немецкая, французская, итальянская, если говорить конкретно об опере. Бах, Стравинский, Дебюсси. Чайковский!
У меня такой большой оперный репертуар, что часто меня приглашают, если надо исполнить спектакль с минимумом репетиций. «Маэстро, вы же знаете «Бориса Годунова», пожалуйста, приезжайте!».
— Ваша творческая деятельность наверняка началась еще в Югославии. То есть на ваших глазах произошел политический и географический, если так можно сказать, перелом. Как он отразился на культуре?
=- Да, так и есть я начал работать еще в Югославии, я уже больше сорока лет дирижирую. И, верно, перелом был, и на культуре он очень сказался. Что нам помогло? Что наши друзья – в первую очередь Россия, потом Греция, наши православные братья, нам давали возможность организовать гастроли, работать вместе.
Культура, к сожалению, финансируется очень скудно – сегодня это меньше одного процента бюджета. Сохранить ее было трудно. Сейчас я работаю советником президента, и моя задача, моя цель – вернуть культуре то место, которое она заслуживает.
— Что входит в ваши задачи на этом посту?
— Сейчас в стране есть три больших центра, не только культурных, но и индустриальных, туристических: Белград, столица, Нови Сад на севере и Ниш на юге.
Но есть и другие крупные города, где нужно создать свой оркестр, свой театр и сформировать культурный план.
— Поддерживается ли в Сербии новая музыка, современные композиторы?
— Обязательно! Мы поддерживаем современных композиторов, я считаю, у нас хорошая композиторская школа, есть и мастера, и молодые авторы тоже. Три-четыре раза в год я включаю их музыку в свои программы. В Сербии есть один старейший фестиваль — Bemus, Белградский музыкальный фестиваль. В программе ближайшего будет концерт, где прозвучит музыка сербских композиторов, членов Национальной академии науки и искусств.
Юрий Александров: “Талант – от Господа, а ремесло – зона вашей ответственности”
— Какое место с культурной политике Сербии занимает сотрудничество с Россией?
— Это для нас очень важно. Вы знаете, что в Сербии все влюблены в Россию и ее культуру. Мы очень поддерживаем гастроли музыкантов из России. Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из тех задач, которые стоят передо мной как перед советником президента по культуре, и как перед музыкантом тоже. Я дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера», которым руководит Юрий Александров. Этот театр приезжал на гастроли в Белград.
А месяц назад я был в Самаре, там организовали новый оперный фестиваль «Славянский дом». Было очень красиво, я дирижировал «Евгением Онегиным». А когда я вернулся в Белград, у нас была репетиция с Денисом Мацуевым.
Это было потрясающе! Он играл Второй концерт Рахманинова. Не будем забывать, что наш режиссер Эмир Кустурица – друг России.
Сотрудничество с Госоркестром Республики Татарстан – это отдельный разговор. В феврале 2025 года Александр Сладковский выступит с оркестром и хором телевидения и радиовещания Белграда. И я очень надеюсь, что в октябре 2025 года оркестр из Казани выступит на открытии или закрытии фестиваля Bemus.
Марина Гайкович, “Независимая газета”