Дмитрий Онищенко – о первом дне третьего тура у пианистов на XVII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
Пианист Дмитрий Онищенко в своем телеграм-канале ведет хронику прослушиваний пианистов на XVII Международном конкурс им. П. И. Чайковского. Публикуем некоторые из его заметок. Подписывайтесь на канал Дмитрия, чтобы сразу узнавать обо всех подробностях.
Отыграл первый финалист – Станислав Корчагин. Концерт Чайковского прозвучал хорошо, мягко по звуку (запомнились своим благородством первые аккорды), с хорошим вкусом, вторая часть особенно образна. Финал как бы на единой волне. Быть может, хотелось бы больше расставленных акцентов формы, словно снежных вершин среди иных разноцветных гор.
Впрочем, одна такая вершина состоялась на всё сто – мощные виртуозные октавы перед кодой! Важные октавы, что и говорить, часто даже один “акцент” вроде этого может помочь исполнителю весьма существенно, чтобы “под ним” собралась вся форма или, по крайней мере, значительная еë часть.
Концерт Прокофьева – тоже вполне удачно, в той же интеллигентной палитре красок, ощущение полотна-эпопеи – есть! Немного расстроил стремительный выход из настроения в конце каждой из частей – буквально с последним звуком. Хотелось, конечно, более натянутых “вожжей формы” в целом. При этом, конечно, всë с пониманием, прочувствованием,
Станислав – замечательный музыкант. Впрочем, теперь в финале и соперники все под стать, конечно.
Сюаньи Мао же вдруг приятно удивила большим, округлым, массивным звуком, явившимся к нам в концерте Брамса с самого начала – и тем коллизия еë звуковой “хрупкости” на первых двух турах и моих сомнений относительно сегодняшнего репертуара была исчерпана. Более того, в смысле исполнительской воли и темперамента она осталась собой и хорошо перекрывала оркестр а также “вела” его за собой.
Осталась от “стиля первых двух туров” и определëнная холеричность, хваткость в перевес пению, качества не свойственные Брамсу, но проявлялись они в меру. Случались некоторые “микро-потери” (на уровне проходящего звука или мелкого пассажа, но не чего-то более заметного (у Станислава их было меньше).
Но иногда где-то далеко, исподволь, ощущалось и другое, а именно то, что исполнительница играет, используя последние свои силы, и виноват в этом возможно, именно, концерт Брамса, конечно, та ещë “плита”… Равно как и концерт Прокофьева, собственно.
Концерт Чайковского начался увереннее, как бы с большим запасом сил, также не без небольших потерь (жюри на этом конкурсе такие “мелочи” прощает и правильно делает), притом всë было понятно, слышно и “эмоционально-качественно”, если можно так выразиться. Впрочем, ближе к концу усталость снова начала давать о себе знать. Борьба продолжилась, из неë Сюаньи вышла однозначно победительницей, но всё же она оставила на еë выступлении некоторую печать.
И вот что скажу вам, дорогие мои друзья, сегодня слушать было Сергея Давыдченко одно удовольствие. Удовольствие подлинное. Настолько всë слышно в фактуре и форме, всë летит, всë свободно – исполнитель наполнил зал на всё сто.
Можно при этом сказать, что музыкант поймал нужный поток – и пребывал в нëм, направляя свой парусник или дельтаплан по траекториям ветров, и пребывая в счастье от этого процесса.
Первый концерт Чайковского – определëнно его музыка. Второй концерт Прокофьева в целом и стратегически тоже и без всяких оговорок кроме, пожалуй, того, что с годами он, уверен, будет только зрелее и концептуально-отточеннее – говорю не в ущерб сегодняшнему по-своеиу потрясающему исполнению, в котором была всë сметающая на пути мощь, напор, смелое и бесконечно полëтное донесение материала концерта до слушателя. Определëнно Сергей – самое яркое выступление сегодняшнего вечера.