9 ноября 2022 на сцене Большого зала Московской консерватории в исполнении оркестра и хора MusicAeterna прозвучала Messa da Requiem памяти знаменитого итальянского писателя и поэта Алессандро Мандзони. Не обошлось без экспериментов — партию меццо-сопрано доверили контратенору Андрею Немзеру.
Алессандро Мандзони был известным в Италии писателем 19 века, а его роман «Обрученные» до сих пор проходят в итальянских школах. Джузеппе Верди искренне восхищался творчеством и личностью Мандзони и спустя ровно год после смерти писателя написал Реквием в его честь.
Премьера состоялась 22 мая 1874 в миланском соборе Сан-Марко и имела большой успех. В этом же соборе Теодор Курентзис завершил гастрольное турне с Реквиемом Дж.Верди в 2019-м. Тогда в концерте приняли участие Зарина Абаева (сопрано), Эв-Мо Юбо (меццо-сопрано), Дмитро Попов (тенор), Тарек Назми (бас).
Состав солистов в ноябре 2022 в Москве существенно изменился: на сцене БЗК выступили тенор Алексей Татаринцев (в последний момент он заменил Сергея Романовского), бас Алексей Тихомиров (совсем недавно, в сентябре, певец уже выступал с MusicAeterna, участвуя в исполнении 14 симфонии Д. Шостаковича). Из солистов Реквиема образца 2019 осталась только Зарина Абаева.
Меломанов ждала и сенсация: партию меццо-сопрано Теодор Курентзис доверил контратенору. Андрей Немзер знаком многим поклонникам MusicAeterna благодаря программе «Отчалившая Русь», прозвучавшей на Дягилевском фестивале 2022. Если тембр певца отлично подошёл циклу Г. Свиридова, то замена канонического меццо-сопрано в реквиеме Дж. Верди вызвала противоречивые ощущения.
С момента проведения темы Kyrie eleison в партии меццо и до самого конца Реквиема внимание слушателей было приковано именно к контратенору. Остальные солисты, коллектив MusicAeterna и, временами, сам маэстро Теодор Курентзис, казалось, ушли на второй план. С другой стороны, если расценивать этот опыт как эксперимент, то его можно назвать удачным. Тембры солистов хорошо сочетались, а Андрей Немзер, обладающий большим диапазоном, успешно справился со всеми техническими задачами, порученными меццо-сопрано.
Общее звучание оркестра и хора MusicAeterna не вызвало никаких нареканий. Абсолютно точное следование темпам в частях Реквиема, идеальная дикция хора и богатство интонаций в отдельных эпизодах — всё это Теодор Курентзис и главный хормейстер коллектива Виталий Полонский сделали с большим профессионализмом. Интерпретация Курентзисом музыки эпохи барокко и классицизма часто вызывает споры, но 19-й век – его стихия. Вне зависимости от того, будь это Малер, Чайковский или Верди, дирижер, как правило, постигает суть произведений, их замыслы.
Хочется сказать пару слов о слушателях. Московская публика, кажется, научилась ставить телефоны на беззвучный режим, а также не хлопать между частями произведения. Однако после завершения монументальной мессы Дж. Верди не прошло и 30 секунд, как из зала раздались восторженные крики «Браво» и овации. А хотелось тишины… В знак уважения к траурной музыке Верди и памяти итальянского поэта Алессандро Мандзони.
Анна Суворина