Фестиваль-лаборатория современной музыки Gnesin Contemporary Music Week, который традиционно устраивают осенью, провел весеннюю сессию: кураторы проекта Ирина Севастьянова и Татьяна Яковлева организовали мини-версию фестиваля.
29 и 30 марта 2024 в Российской академии музыки им. Гнесиных в рамках программы «Gnesin Week. Дискурс» встретились композиторы, любители и исследователи современной академической музыки.
Лейтмотив двухдневного интенсива — музыкальный концептуализм. Это одно из наиболее часто обсуждаемых и неоднозначных явлений современного искусства. Все желающие могли посетить встречи в Гнесинке, а также подключиться к онлайн-трансляциям, записи которых доступны по ссылке.
Первый дискурс был обращен к творчеству двух композиторов: Якоба Ульмана и Сергея Загния. Днем их произведения обсуждали с приглашенными спикерами, а вечером исполняли на традиционных концертах. По инициативе куратора вечернего концерта «Исчезающая музыка» Сергея Зыкова в России впервые обратились к произведению Якоба Ульмана Disappearing musics for 6 players (more or less). Сергей Зыков рассказал об этом сочинении, а также показал графические партитуры, где вместо привычных нотных знаков используется язык визуальных символов и текстовых обозначений.
Затем участники и гости Gnesin Week посмотрели запись видеоинтервью с Якобом Ульманом, которое провели музыковед Ольга Бочихина и композитор Валентин Бездетко. Якоб Ульман говорил о своих поисках в области композиции, экспериментах со звуком и особенностях пьесы Disappearing musics.
Следом за этим микрофон взяла Ольга Бочихина и поделилась воспоминаниями и впечатлениями от своего обучения в Базеле, где одним из ее преподавателей был Якоб Ульман, с которым она на протяжении 14 лет поддерживает дружеские отношения.
Композитор Сергей Загний — еще один герой первого дня весеннего Gnesin Week. Во время творческой встречи он поделился давним открытием композиторской техники, формула которой получила название «Магическая звезда».
В завершении дня в Малом зале Российской академии музыки им. Гнесиных прошел концерт «Исчезающая музыка». В программу вошли три произведения: Horizontal Antistars Expanded из цикла «Магические звезды» Сергея Загния, Network for pianos Оливера Турли и Disappearing musics for 6 players (more or less) Якоба Ульмана.
Традиционно музыканты выступали в темноте, но отличительной особенностью стала круговая рассадка зрителей. Совсем небольшое отступление от академических канонов позволило воспринимать тихую минималистичную современную музыку на более личном и доверительном уровне.
Второй день весеннего Gnesin Week был посвящен концептуализму XX и XXI веков. Образовательную программу открыли музыковед Светлана Савенко и композитор Иван Соколов. Оба спикера в некотором смысле стали свидетелями становления концептуального направления и были лично знакомы с Джоном Кейджем.
Помимо экскурса в культурную обстановку в мире в 1980-90 годы Иван Соколов рассказал об одной из встреч с ярчайшим представителем музыкального концептуализма. В то время Джон Кейдж общался со студентами Ленинградской и Московской консерваторий, рассказывал о своем творчестве и делился рецептами жареных одуванчиков. По мнению одного из крупнейших мыслителей и творцов XX века одуванчики — отличная альтернатива аспирину. Жарить их нужно на сковородке и обязательно без масла, а лучше в воде.
Дискурс о концептуализме продолжили молодые специалисты: композиторы Лукас Сухарев и Вадим Генин, музыковед Кристина Агаронян, искусствовед Ольга Белякова. По регламенту Gnesin Week у спикеров было полтора часа на то, чтобы попытаться объять необъятное. За это время участники обсудили разные композиторские техники, акции, перформансы, хэппенинги, а также обратились к манифесту о концептуализме Йоханнес Крайдлер.
Одним из итогов встречи стало предположение о том, что со временем концептуальное искусство станет более доступно для понимания, сохранив свой изначальный концепт, идею и символизм.
Заключительное событие образовательной программы весеннего Gnesin Week — интервью с композитором Мэттью Шломовицом (Лондон/ Аделаида). Модератор беседы — музыковед Марат Ингельдеев. Речь шла о серии пьес-лекций, написанных Мэттью Шломовицем в качестве эксперимента. В них автор размышляет о психологических свойствах людей во время прослушивания той или иной музыки. По задумке композитора на сцене должен находиться чтец (сам Мэттью Шломовиц) и квартет музыкантов, иллюстрирующих его «лекцию».
Одна из пьес, «Лекция о плохой музыке», прозвучала на заключительном концерте Gnesin Week в «ГРАУНД Солянке» в переводе на русский язык. Партию чтеца в адаптированной версии исполнил Андрей Серов.
Может ли что-то быть прекрасным объективно, по своей сути? Как в слушании срабатывают эффекты повторяемости, нарушения стилистики и другие свойства «плохой музыки»? Сейчас невозможно однозначно ответить на эти вопросы, но благодаря таким фестивалям, как Gnesin Contemporary Music Week, мы можем быть уверены — будущее у концептуального искусства есть.
Проект проходит при поддержке НТЦ современной музыки РАМ имени Гнесиных и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а также Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Партнер — Школа дизайна НИУ ВШЭ.
Анна Суворина