С 23 по 26 октября в Москве прошел Седьмой фестиваль современной музыки Gnesin Contemporary Music Week. В этот раз организаторы и участники проекта сосредоточились на развитии умения Слышать — способности воспринимать произведения современного академического искусства.
С 2018 года кураторы проекта Gnesin Contemporary Music Week Татьяна Яковлева и Ирина Севастьянова исследуют феномен современной музыки. Ежегодно они приглашают на фестиваль экспертов, композиторов, исполнителей и музыковедов, в чью сферу интересов входит искусство XX и XXI веков.
Днем проводятся мастер-классы, лекции и воркшопы, объединенные общей проблематикой, а вечером концерты. В этом году впервые к участию в образовательной программе были приглашены не только студенты музыкальных специальностей, но и режиссеры, философы и даже физики.
«Во время подготовки к фестивалю мы обсуждали, какая тема, связанная с восприятием современной музыки, будет актуальна для нас сегодня. Кроме того, мы хотели расширить горизонты творческого взаимодействия и пригласить ребят из разных “миров” — не только музыкантов. В программе “Слышание” удалось реализовать обе амбиции»,
— говорит куратор фестиваля, музыковед Татьяна Яковлева.
Современное музыкальное искусство часто отпугивает исполнителей и слушателей, заставляет думать, что творчество нынешних композиторов неоправданно сложное, некрасивое и порой бессмысленное. Однако в непривычных для нас формах зачастую скрывается огромное количество символов, новой красоты и увлекательных концепций.
«Есть два глагола: “слушать” и “слышать”. В отличие от пассивного слушания, слышание подразумевает более осознанное, внимательное восприятие информации. Оно связано со считыванием смыслов, умением глубже понимать звуковую реальность вокруг нас — именно к этому мы стремимся в нашей программе»,
— комментирует Татьяна Яковлева.
В течение четырех дней со студентами образовательной программы встречались театральный режиссер Дмитрий Волкострелов, звуковой художник Глеб Глонти, музыкальный критик Илья Овчинников, композитор Егор Савельянов, перкуссионист Петр Главатских и многие другие признанные мастера современного искусства.
Встречи с ними не были похожи на лекции и воркшопы в привычном понимании этого слова. В основном спикеры Gnesin Week — 2024 делились опытом, рассказывая о любимом деле — каждый о своем.
В программе этого года, как и на предыдущих сессиях Gnesin Week, разрабатывались различные направления творчества современных композиторов: осмысление тишины, тематика космоса, а также сочетания звуков, электроники, видео и перформативных действий исполнителей.
Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ), главный партнер фестиваля, традиционно принял участие в воплощении таких мультимедийных пьес, а некоторые концертные события прошли в гостях у ЦЭАМ — в новом Арт-пространстве «Артемьев» на базе Московской консерватории.
В этом году Gnesin Week впервые сотрудничал с Мемориальным музеем Скрябина. В его стенах состоялся один из концертов фестиваля «Истории о Ничто», в котором выступили многие участники образовательной программы Gnesin Week прошлых лет. Они исполнили музыку XX века — произведения Джона Кейджа, Мортона Фелдмана, Сальваторе Шаррино, а также сочинения совсем современных композиторов — Туркара Гасымзаде, Владимира Раннева, Агаты Зубель и Дарьи Звездиной.
Одним из самых запоминающихся событий фестиваля стала встреча с органисткой и композитором Анной Орловой. В окружении студентов, сидя за органом под куполом Храма Святого Людовика, Анна рассказала об истории инструмента и продемонстрировала его возможности. Многие участники образовательной программы активно включались в беседу с Анной, делились впечатлениями, задавали вопросы — иногда немного дилетантские, но от этого не менее интересные.
Единственную лекцию, выстроенную по академическим канонам, в программе фестиваля прочитала композитор и редактор «Музыкальной академии» Элина Андрианова. Ее выступление было посвящено драматургу Сэмюэлю Беккету, творчество которого напрямую не было связано с музыкальным искусством, но оказало большое влияние на развитие музыки в прошлом столетии и в настоящее время.
Удивительным образом в рамках Gnesin Week каждый из участников, будь он музыкальным журналистом, режиссером, физиком или философом смог открыть для себя что-то новое:
«Я не только изменила свой подход к прослушиванию современной музыки, но и узнала что она собой представляет вообще», — отмечает участница образовательной программы «Слышание» Евгения Некрасова, аспирантка НИЦ «Курчатовский институт».
«Программа себя оправдала. Мы услышали позиции разных спикеров: от людей которые пишут о музыке до тех, кто ее пишет и исполняет. Удалось выписать для себя новые имена и композиции, которые хочется послушать», — резюмирует Катарина Коммер, бакалавр философии, сотрудница Музея Звука (ГЭЗ-21).
В этом году кураторы Gnesin Week уделили внимание формированию творческого сообщества в контексте современного искусства. Для Татьяны Яковлевой и Ирины Севастьяновой было важно получить обратную связь от участников образовательной программы: они собирали ее во время кофе-брейков в перерывах между воркшопами, а после завершения основной программы даже организовали камерное афтепати неподалеку от Консерватории. Благодаря неформальному общению студенты смогли поделиться мнениями и обменяться контактами, что в дальнейшем может привести к созданию новых творческих коллабораций и проектов.
Фестиваль Gnesin Week проходит при поддержке НТЦ современной музыки РАМ имени Гнесиных, программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ).
Анна Суворина. Фото: Александр Панов, Иван Старостин, Георгий Ганишев, Анна Бобрик