21 апреля 2021 в московском Зале имени Чайковского прошел концерт Российского национального оркестра, организованный совместно с Международным культурным фондом и Европейским фондом поддержки культуры. В программе — мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром си минор Алексея Шора, а также произведения Камиля Сен-Санса и Дмитрия Шостаковича.
Дирижером концерта стал Сергей Смбатян, основатель и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Армении и главный дирижер Мальтийского филармонического оркестра. Партию скрипки в сочинении Шора, а также в Интродукции и рондо каприччиозо Сен-Санса исполнил солист Марк Бушков, лауреат второй премии Международного конкурса имени Чайковского 2019 года.
Марк Бушков: “Наш звук – это наш голос. Нужно любить свой голос”
Открылся вечер премьерой Скрипичного концерта Алексея Шора. Этого композитора любит публика, которая ценит в музыке прежде всего певучесть и мелодизм. Его произведения «Фантазмы», «Морские пейзажи», «Дневник путешественника» пронизаны романтическим настроением, а гармонии легко рождают конкретные зрительные образы.
Новое произведение не стало исключением. Лирический герой Шора — всё тот же свободолюбивый романтик с ранимой душой и переменчивым настроением. Трагические минорные мелодии перемежаются со светлыми и радостными линиями в побочных темах, например, во второй части.
Стремительный темп сменяется меланхоличным скрипичным соло, а в финале слышатся умиротворение и гармоничное разрешение внутреннего конфликта. В музыкальном мире Алексея Шора даже в моменты тревоги и замешательства в итоге выглядывает солнце.
Сам композитор не любит комментировать свои сочинения, предоставляя право музыкантам и публике самим делать выводы. После премьеры дирижер Сергей Смбатян, который уже много лет исполняет музыку Алексея Шора, отметил, что технически и идейно новый концерт — более сложный по сравнению с предыдущими сочинениями композитора.
«Многие лирические темы его музыки мне знакомы, и я чувствовал замысел этого концерта в его предыдущих произведениях. И при этом Алексей не изменил своему главному принципу, что даже сложные мелодии должны звучать красиво.
Часто современные композиторы ставят себе задачу быть оригинальными, но он не из их числа, он стабильно придерживается позиции, что мелодия должна доминировать. Уверен, что новый концерт оценят и другие коллективы, которым только предстоит его играть»,
— поделился Сергей Смбатян.
Эту мысль продолжает и солист Марк Бушков:
«Мне нравится, как композитор находит такие стройные и ясные формы для самого главного — передать красоту музыки, её логичное звучание, её певучесть. Надо отложить обычное высокомерие классических музыкантов в сторонку и вспомнить первоначальный смысл нашего искусства: дать людям возможность получить удовольствие».
Совсем иначе по сравнению с воздушным, лирическим концертом Шора, воспринималась Десятая симфония Дмитрия Шостаковича. Тяжеловесная, длинная (произведение длится больше часа) симфония в исполнении РНО звучала грандиозно и напряженно. Оркестр мастерски затягивал в сложную музыкальную драматургию размеренными и медитативными аккордами, в которых композитор зашифровал свою монограмму.
Это произведение считается одним из самых загадочных в творчестве Шостаковича, и музыковеды до сих пор бьются над его тайной: написано ли оно на смерть Сталина, как сказано в официальной версии, или все-таки основа симфонии была создана за несколько лет до публикации. Что значит её финал: торжество человечества или «обманка», за которой скрывается пир во время чумы, — интерпретировать музыку Шостаковича не так просто.
В какой-то момент показалось, что за пафосными звуками радости в этой симфонии скрывается глубокая личная трагедия человека, но эта мысль утонула в многослойном объемном звуке.
В этот вечер оркестр и дирижер показали высокий уровень мастерства и взаимопонимания, исполняя произведения, которые отличались между собой по объёму, настроению, исполнению, идейному содержанию. Музыканты продемонстрировали мощь и силу, заложенную в симфонии Шостаковича, полет и свободу в Концерте Шора, игривость и виртуозность в музыке Сен-Санса.
«С таким оркестром, как РНО, искать звук — одно удовольствие,
— отметил Сергей Смбатян.
— Они профессионалы высокого класса».
После Шостаковича стала понятна идейная концепция программы, в которой дирижер совместил такие контрастные по настроению сочинения. В ХХ веке музыка развивалась по пути усложнения: она требовала музыкантов и от публики значительных усилий для исполнения, восприятия и тем более интерпретации. Сегодня все больше звучат идеи о важности мелодизма, простоты и минимализма (вспомним Арво Пярта с его эстетикой «новой простоты»).
У мелодической музыки сейчас огромный потенциал, и он проявляется, в том числе и в активном интересе публики. Это же демонстрирует афиша концертных залов, в которой в ближайшее время заявлено сразу несколько концертов с произведениями Алексея Шора:
- 5 июня. Российский национальный оркестр. Дирижер Сергей Смбатян, солист Александр Князев. Виолончельный концерт Алексея Шора.
- 18 июня. Российский национальный оркестр. Дирижер Феликс Коробов, солист Денис Кожухин. Сюита для фортепиано с оркестром «С моей книжной полки» Алексея Шора.
Дженнет Арльт