Оранжерея “Аптекарского огорода” – сравнительно новое место на музыкальной карте Москвы. В новом сезоне павильон с тропическими растениями неизбежно станет местом паломничества для меломанов.
С 21 сентября 2019 года там запускается масштабный проект, приуроченный к 250-летию со дня рождения Бетховена. Все квартеты венского классика прозвучат в одном сезоне. Кроме того, по программе цикла можно изучить историю квартетной музыки.
И это далеко не все. Диапазон исполняемых композиторов – от Гайдна до Добринки Табаковой, от Пёрселла до Андриссена. Проект в оранжерее удивителен по грандиозности охвата, уровню участников и пересечению музыкальных и общекультурных контекстов.
«Камерные вечера в оранжерее» придумал скрипач Роман Минц, у которого не только огромный опыт в организации концертов, но и креативное воображение на уровне безбрежности.
– Как возник проект?
– Меня пригласили в «Аптекарский огород» курировать камерные концерты, Михаил Хохлов, который занимался раньше пиаром «Возвращения», сейчас там работает. Он меня туда и привел. В начале лета.
Идею про Бетховена предложил я. В первую очередь придумал квартетный цикл. Вообще все это довольно быстро случилось.
– Ты цитировал музыковеда Филиппа Гершковича. “Гений и талант ничего общего между собой не имеют; гениальность не есть превосходная степень талантливости. Говорить, например, о Бетховене как о таланте высшего уровня — это то же, что относиться к Венере как к очень симпатичной женщине».
Можно ли сказать, что сопоставление гения и талантов – принцип проекта?
– Только в том плане, что композиторы – гении, исполнители – таланты.
– Ты не любитель круглых дат, да и Бетховен, кажется, не самый твой любимый композитор. Почему он?
– Тут дело не во мне. Я исходил из того, что будет хорошо для заказчика и для публики в данном случае. Поставленная задача выполнена – программа объективно получилась для Москвы уникальная.
Бетховен настолько централен для европейской музыкальной культуры, что мои личные чувства не играют никакой роли. К тому же, у Бетховена немало музыки, вызывающей у меня трепет. Ну, и тот факт, что в год двухсотпятидесятилетия во всем мире проходят такие циклы, а в Москве их нет, вызывал у меня недоумение.
– Как удалось управиться с организацией 34-х концертов за два месяца? Провести переговоры, составить программы, подписать контракты? Это работа для большого коллектива на большой срок. Ты ночами не спал?
– Меня уже спрашивали, как это получилось, я не знаю, что отвечать. Я просто сел и месяц этим занимался. Составлял программу и вел все переговоры с артистами. За месяц сформировал сезон.
Еще месяц ушел на подписание договоров. Ими и другими организационными вопросами занимается команда Александра Альмина – креативного директора «Аптекарского огорода».
– У вас более трех десятков концертов, много участников, сложные и разнообразные программы. Практически это уровень не концертного зала, но небольшой филармонии.
– Ну, для филармонии это немного. А для относительно новой площадки, только формирующей свой имидж – очень амбициозно. Надеюсь, что все получится, как задумано.
– Ты – один из организаторов и вдохновителей январского фестиваля «Возвращение». Теперь еще и эта глыба присоединилась. Оба проекта в какой -то период идут параллельно. Это подъемная ноша?
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/roman-minc-ja-druzhu-vne-zavisimosti-ot-kolichestva-deneg/
– На время «Возвращения» концерты в «Аптекарском огороде» будут приостановлены – это было мной оговорено изначально. Программа камерных вечеров в Оранжерее «Аптекарского огорода» уже составлена, поэтому мешать составлению «Возвращения» не должна.
– Расскажи о концертах.
– Квартеты Бетховена будут исполнены не одним квартетом, а одиннадцатью разными. Кроме московских лидеров – Новый Русский квартет, Rusquartet и Pratum Integrum, к нам приедут и лидеры мировые: Atrium Quartet, David Oistrakh String Quartet, все участники которого живут в разных местах, Ruisi Quartet из Великобритании, Квартет MMS, Gringolts Quartet, Chiaroscuro Quartet, итальянский Quartetto di Cremona, Eliot Quartet из Германии, Royal String Quartet из Польши.
– Это и правда «возможность, которой московская публика была лишена так долго, что меломаны не помнят, был ли исполнен такой цикл в рамках одного сезона вообще».
– Кроме того, во всем сезоне музыка Бетховена будет всегда в окружении музыки других композиторов. Параллельно мы запускаем серию клавирабендов, где вместе с музыкой Бетховена будут играться большие и важные фортепианные глыбы.
Например, Вадим Холоденко исполнит в одном концерте Диабелли-Вариации и “People United Will Never Be Defeated” Ржевски. Ингрид Флитер, известная во всем мире, но никогда не дававшая сольных концертов в Москве, сыграет программу с 24 прелюдиями Шопена.
Лукас Генюшас сыграет Ludus Tonalis Хиндемита, Андрей Гугнин – Хаммерклавир и пьесы Грига, Константин Лифшиц исполнит “Картинки с выставки», Яков Кацнельсон выступит со своим любимым Листом и своим любимым Скарлатти.
– Когда публике всё успеть при такой насыщенности?
– Еще у нас будет два четырехручных концерта – дуэт Кати Апекишевой и Чарльза Оуэна исполнит авторское переложение “Весны священной” в четыре руки, а Холоденко и Алексей Курбатов, кроме Большой Фуги в авторском изложении и Фантазии Шуберта, сыграют Четвертую симфонию Шостаковича.
Но Бетховен писал еще и духовую музыку, поэтому фаготист Валерий Попов и гобоист Дмитрий Булгаков сделают три программы, в одной из них будут духовые октеты, в другой ансамбли с фортепиано, а в третьей – ансамбли со струнными инструментами.
Будет вокальная музыка. Ансамбль Intrada и Екатерина Антоненко расскажут о взаимоотношениях Бетховена с хором. Яна Иванилова с Борисом Березовским представят программу, содержание которой пока что тайна даже для меня. А София Фомина с Елизаветой Миллер, Марией Крестинской и Павлом Сербиным споют песни Бетховена вместе с песнями Шуберта и другой музыкой, исполненной на исторических инструментах.
А еще – концерт Айлена Притчина и Лукаса Генюшаса, концерт виолончелиста Юстуса Гримма и Дианы Кетлер (тоже впервые в Москве), концерт Антона Дресслера с итальянскими музыкантами Андре Галло и Патрицио Серрино, а также струнное трио в составе Роман Минц – Максим Рысанов – Кристина Блаумане.
– В списке участников – не только известные музыканты, но и новые для широкой публики имена. Например, Варвара Мягкова. Почему ее пианизм стоит услышать?
– Варвара Мягкова, взорвавшая недавно интернет своими записями Баха, сыграет с нами мой любимый третий фортепианный квартет Брамса.
Когда я услышал её записи – меня это тронуло, и сам факт её при этом безвестности показался крайне диспропорциональным. Но думаю, что ценителям пианизма следует прислушаться не ко мне, а к Борису Березовскому, который недавно в интервью назвал игру Мягковой «гениальной».
Борис Березовский: «Классическая музыка сама по себе не делает людей лучше»
– Кто составлял программы концертов?
– В большинстве случаев артисты сами придумывали, с кем и с чем им хочется сопоставить Бетховена. Я следил, чтобы не повторялись сочинения и давал какие-то идеи, если они были нужны.
Иногда, если были сомнения в том, что играть, я мог что-то предложить. Например, квартет Яначека “Крейцерова соната”, или Ржевски.
– На открытии «Камерных вечеров в оранжерее» прозвучат альтовая соната Шостаковича, Багатели Бетховена и Сильвестрова. А потом – Ludwig Van Маурисио Кагеля. Фильм Кагеля с таким же названием был снят к двухсотлетию рождения Бетховена.
– Подозреваю, что у нас эту музыку исполнят впервые в России. Ludwig Van не играется практически никогда, и это, безусловно, надо услышать, то есть увидеть. И услышать.
Кагель снял фильм, да, а потом уже написал эту вещь. Она полна алеаторики, и каждая реализация будет звучать по-другому. Я в ютьюбе видел две, и они вообще ничего общего на слух не имели между собой.
Открытие делает московский ансамбль современной музыки (МАСМ), в программе сопоставляется Бетховен и современность. Кагеля предложил я. Остальное предложили музыканты МАСМа.
– Ты будешь играть в оранжерее два концерта. Почему у тебя Бетховен с Брамсом? И Бетховен с Шубертом?
– Потому что в моей голове это хорошо звучит. Эти связи мне не хочется выражать словами.
– Как удалось быстро согласовать графики исполнителей? Скрестить Кобрина с Рудиным, например, и прочее. И по какому принципу приглашались музыканты?
– Соединить Кобрина с Рудиным было самое простое. Саша учился у Александра Израилевича по ансамблю в консерватории. Изначально я предложил ему сольный концерт, но Саша, как он часто делает, сказал, что в сольных у него нет недостатка и что он хочет что-то камерное. Я выдвинул идею, чтобы он связался с Рудиным и предложил сыграть все сонаты Бетховена. Саша сразу это сделал, Рудин сразу согласился.
Как подбирались исполнители и коллективы? Исходя из моего расширенного круга знакомств, опыта и интуиции. В целом, так. Но в каждом случае по-разному.
– На одном концерте будет инструмент, такой же, как был у Бетховена, фортепиано «Бротвуд», на котором исполнят Увертюру из балета “Прометей”, фортепиано еще участвует в исполнении переложения валторновой сонаты Бетховена для контрабаса и фортепиано. Как заполучили старинный инструмент?
– Инструмент принадлежит Петру Айду, он просто его привезет на свой же концерт. Петя – музыкальный деятель, который, кроме непосредственно своих музыкальных проектов, известен и тем, что собирает старые фортепиано. Вот одно из них – Бротвуд.
– Открытием для многих станет инструментальная музыка Пуччини и Верди. Ломка стереотипа оперных композиторов.
– Это был выбор самих музыкантов, впрочем, тот факт, что у Пуччини и Верди есть камерные сочинения – ни для кого не секрет.
– Анонс цикла сообщает, что некоторые музыканты-участники выступают в России впервые, нас «ждут неожиданности и открытия» и будут премьеры.
– Будут новые сочинения британского композитора Джона Вулрича и Квартета Кузьмы Бодрова. Эти премьеры принесли с собой музыканты. Бодрова предложил российский Atrium quartet, Вулрича – Ruisi Quartet.
– Малоизвестные публике авторы (например, Гражина Бацевич и Чары Нурымов) и современные композиторы (Вурлич и Бодров) рядом с классиками в одной программе. Не раз. Такое может быть на «Возвращении», где публика уже воспитана, а тут не будет ли недопонимания? Не все готовы слушать такое вместе. Какую публику ты ждешь?
– Если человек готов слушать поздний квартет Бетховена, то Бацевич для него не будет слишком сложной, так что думаю, проблем быть не должно. К тому же на «Возвращении» это было всегда, даже тогда, когда в зале была не воспитанная нами публика, а в основном публика, которая нас воспитала, т. е. родители и учителя. Не надо никого воспитывать, сами воспитаются, если захотят. Сейчас нет никакой проблемы заранее знать, на что идешь.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/roman-mints-obektivnost-eto-kogda-govoryat-u-nas-tak-baha-ne-igrayut/
– Место проведения концертов – тропическая оранжерея – подходит для Бетховена? Или для Шенберга, например? В оранжерее нет налета академизма в помещении и гнета великих традиций, тут не консерватория и не филармония. Это важно?
– Не знаю. Вот когда состоятся эти концерты – тогда и посмотрим. Вообще Бетховен, если я не путаю, не писал свою музыку с прицелом на филармонии, равно как и на оранжереи.
– Проект «Камерные вечера в оранжерее» будет иметь продолжение?
– Многое зависит от того, как пойдет этот сезон. Думаю, изначально идея, чтобы площадка оранжереи функционировала постоянно.
– Эта затея требует больших затрат. У вас есть спонсоры и меценаты? И каковы цены на билеты?
– Цены на билеты – разные, начиная с 700 рублей. При покупке пяти билетов есть скидка. Финансовой стороной я не занимаюсь, вопрос о спонсорах не ко мне. Мы подавали на гранты в разные культурные институции и получили обещания помощи от консульств Италии, Великобритании и Польши.
– Ну да, уже возникла шутка, что весь цикл можно купить по цене одного билета на концерт Курентзиса. А что я не спросила, но ты хотел бы сказать?
– Хотел бы поспать.
Майя Крылова