«Гениальность не есть превосходная степень талантливости. Говорить, например, о Бетховене как о таланте высшего уровня – это то же, как относиться к Венере как к очень симпатичной женщине».
Филипп Гершкович
В будущем году весь мир празднует 250-летие Бетховена. «Аптекарский огород» отмечает эту дату запуском цикла камерных концертов в оранжерее под художественным руководством скрипача Романа Минца.
Стержнем цикла станет исполнение 12 струнными квартетами всех квартетов Бетховена. Это уникальная возможность услышать все квартеты Бетховена в одном сезоне — возможность, которой московская публика была лишена так долго, что меломаны не помнят, был ли исполнен такой цикл вообще.
Ансамбли из России, Германии, Швейцарии, Великобритании, Италии представят программы, в которых квартеты Бетховена будут перекликаться с квартетами других авторов.
Публика услышит квартетный жанр во всем его многообразии — от музыки 18 века, сыгранной в исторически информированной манере, до мировых премьер сочинений, написанных в 2019 году.
В оранжерее “Аптекарского огорода” выступят Atrium Quartet, “Ойстрах”-квартет, RuisiQuartet, Квартет MMS, Новый Русский Квартет, Rusquartet, Gringolts Quartet, Chiaroscuro Quartet, Quartetto di Cremona, Eliot Quartett, Квартет оркестра Pratum Integrum.
Параллельно квартетному циклу будет идти цикл фортепианных концертов, в которых ведущие пианисты современности исполнят произведения Бетховена противопоставленные музыке других авторов, каждый из которых в той или иной мере испытал на себе влияние великого композитора.
С сольными концертами выступят Константин Лифшиц, Вадим Холоденко, Ингрид Флитер, Яков Кацнельсон, Андрей Гугнин, Лукас Генюшас. В этих вечерах прозвучит несколько эпохальных циклов, оказавших значительное влияние на всю фортепианную музыку, в том числе Диабелли-варицаии Бетховена, 24 прелюдии Шопена, “People United Will Never Be Defeated” Ржевски, Ludus Tonalis Хиндемита, «Картинки с выставки» Мусоргского.
Прозвучат все сонаты Бетховена для виолончели и фортепиано в исполнении Александра Рудина и Александра Кобрина.
Роман Минц представляет проект “Камерные вечера в оранжерее”
Вокальная музыка будет представлена ансамблем Интрада, руководитель которого Екатерина Антоненко представит концерт-беседу о хоровой музыке Бетховена и тех, кто на него повлиял. Яна Иванилова с пианистом Борисом Березовским представят вокальный вечер музыки Бетховена, Шуберта и русских композиторов. Сопрано София Фомина с Елизаветой Миллер, Марией Крестинской и Павлом Сербиным исполнят песни Бетховена с фортепианным трио.
Контрабасист Григорий Кротенко и пианист Петр Айду представят программу, в которой прозвучит фортепиано Бродвуд, такой же инструмент, как и тот, на котором играл сам Бетховен.
Три концерта цикла будут посвящены духовой музыке Бетховена и современников в исполнении ансамблей под руководством патриарха российской духовой школы Валерия Попова и его коллеги — гобоиста Дмитрия Булгакова
Художественный руководитель цикла Роман Минц представит две программы, в одной из которых воссоединится легендарное ASCH трио, (Роман Минц, Максим Рысанов, Кристина Блаумане), более 10 лет не выступавшее в этом составе.
Дань традиции музицирования в четыре руки, столь популярной во времена Бетховена, отдадут два фортепианных дуэта — Холоденко / Курбатов и Апекишева / Оуэн, которые исполнят музыку от Бетховена и Шуберта до Стравинского и Шостаковича.
Цикл откроется концертом Московского Ансамбля Современной Музыки, где будут представлены сочинения Бетховена и музыка Сильвестрова, Шостаковича , а также редко исполняемое сочинение классика мирового авангарда Маурисио Кагеля ‘Ludwig Van’.
Среди участников Участники цикла концертов сезона 2019-2020 года: скрипачи Алина Ибрагимова, Илья Грингольц, Айлен Притчин, Роман Минц, пианисты Борис Березовский, Ингрид Флитер, Вадим Холоденко, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин, Варвара Мягкова, Яков Кацнельсон, Елизавета Миллер, Диана Кетлер; виолончелисты Александр Рудин, Юстус Гримм, Павел Сербин, Патрицио Серино, гобоист Дмитрий Булгаков, фаготист Валерий Попов и многие другие.
Многие ансамбли и исполнители выступят в России впервые, также в программе несколько премьер.
Камерные вечера в оранжерее. Программа
21 сентября, в 20:00. Московский Ансамбль Современной Музыки. Ludwig Van
Л. ван Бетховен. Багатели;
Д. Шостакович. Соната для альта и фортепиано, соч.147;
В. Сильвестров. Багатели для фортепиано;
М. Кагель. Ludwig Van.
Жанр миниатюры в творчестве автора «Героической» симфонии представлен тремя тетрадями Багателей. Редко исполняемые, они вступают в диалог с Багателями Валентина Сильвестрова, украинского представителя музыкального авангарда, для которого обращение к кратким инструментальным пьесам связано с идеей «культа мгновения».
Микроформы обрамляют сердце этой программы – последнее сочинение Шостаковича – Альтовую сонату с третьей частью, построенной на интонациях знаменитой «Лунной» Сонаты Бетховена. Метаколлаж аргентино-германского композитора Маурисио Кагеля вносит неожиданные штрихи в портрет венского классика.
25 сентября, в 20:00. Вокальный ансамбль Intrada. Бетховен: Прощальная песнь
Л. ван Бетховен. «Kyrie» из Мессы до мажор, соч.86;
Й. Гайдн. Мотет «Insanae et vanae curae»;
Л. ван Бетховен. «Sanctus», «Benedictus» из Мессы до мажор, соч.86;
«Abschiedsgesang» («Прощальная песнь») для трех мужских голосов;
Кантата «Un lieto Brindisi» («Веселый тост») для 4-х голосов и фортепиано;
Кантата «Meeresstille und glückliche Fahrt» («Морская тишь и счастливое плавание») на слова Иоганна Вольфганга фон Гёте, соч.112.
Идея Бетховена включить в финал Девятой симфонии смешанный хор и солистов выглядела поистине революционно и стала отправным пунктом для дальнейшего развития жанра уже в совершенно иной плоскости. Сочинения, предназначенные для хора, безусловно, имели особое значение для композитора – недаром, вторую, «Торжественную мессу» он называл своим «величайшим творением», а после того, как его первая месса категорически не понравилась заказавшему ее князю Эстерхази, настойчиво добивался ее публикации.
О хоровой музыке Л. ван Бетховена, ее связях с хоровыми сочинениями его старших современников – В. А. Моцарта и Й. Гайдна – расскажет Екатерина Антоненко руководитель вокального ансамбля Intrada. В программе концерта также сочинения Бетховена для камерных вокальных составов – «Прощальная песнь» для трех мужских голосов и кантата «Un lieto brindisi» для четырех солистов в сопровождении фортепиано.
11 октября, в 20:00. Ингрид Флитер (фортепиано, Аргентина)
Л. ван Бетховен. Соната № 17 ре минор и № 18 ми-бемоль мажор, соч.31;
Ф. Шопен. 24 прелюдии.
Дебютантка на российской сцене, Ингрид Флитер (фортепиано, Аргентина) является единственной женщиной-музыкантом, удостоенной престижной премией Gilmore Artist Award.
Для московского слушателя пианистка готовит строгую академическую программу из произведений Л. ван Бетховена и Ф. Шопена. Музыкальное воплощение шекспировской «Бури», Соната №17, связана с переломным периодом в жизни Л. ван Бетховена, когда композитор страстно боролся за личное счастье, пытаясь противостоять надвигающейся роковой болезни. Последующая Соната №18 относится к тому же году написания — 1802-му, но лишена драматизма своей предшественницы и рационально подводит жизненные итоги долгих страданий и раздумий Бетховена.
Рядом с музыкальным портретом классика Ингрид Флитер помещает скорбно-лирические, романтически-страстные образы, заключенные в цикле прелюдий Ф. Шопена.
15 октября, в 20:00. Яна Иванилова (сопрано), Борис Березовский (фортепиано)
Тандем двух ярких художников — певицы Яны Иваниловой и пианиста Бориса Березовского — проверен годами. Вместе они записали романсы Николая Метнера на бельгийском лейбле Mirare, гастролируют в разных странах мира. Их ансамбль подпитывает общность интересов и многогранность талантов.
Стремясь возродить лучшие традиции домашнего музицирования романтической эпохи, Яна Иванилова и Борис Березовский соединят в своем концерте инструментальные пьесы и вокальные миниатюры.
22 октября, в 20:00. Константин Лифшиц (фортепиано, Швейцария)
Л. Яначек. «По заросшей тропинке», II-я часть;
М. Мусоргский. «Картинки с выставки»;
Л. ван Бетховен. Соната № 21 до мажор, соч.53 («Аврора»).
В своем клавирабенде Константин Лифшиц поместил 21-ю сонату Л. ван Бетховена «Аврора» рядом с фортепианным циклом Леоша Яначека «По заросшей тропинке» соединяя их «природной» темой произведений. Время написания сонаты относится к периоду прогрессирования болезни слуха Бетховена, поэтому композитор все чаще обращается к теме природы («Аврору» можно считать неким наброском к «Пасторальной симфонии»).
Через самобытные народно-песенные интонации М. Мусоргского Лифшиц соединяет сонату с одним из самых философских и интимных произведений, написанных Яначеком. «Этот мир – очень напряженный, очень обнаженный, мир, связанный с памятью», – так отзывается пианист о цикле «По заросшей тропинке».
28 октября в 20:00. Роман Минц (скрипка), Максим Рысанов (альт), Кристина Блаумане (виолончель), Варвара Мягкова (фортепиано)
Д. Табакова. Insight;
Л. ван Бетховен. Струнное трио № 3 соль мажор, соч.9 №1;
И. Брамс. Фортепианный квартет № 3 до минор, соч.60.
Два титана австро-немецкой музыкальной традиции – Бетховен и Брамс – герои программы, которую представят Роман Минц и его друзья.
Первый опус – струнное трио – стал важной вехой в развитии композиторского мастерства молодого Бетховена, некой лабораторной работой, предваряющей написание струнных квартетов, входящих теперь в золотую коллекцию камерной музыки. Это трио интересно тематическим богатством быстрых частей и своими почти симфоническими разработками, особенно в первом Allegro. Adagio напоминает своей красотой и меланхоличной атмосферой другие произведения Бетховена, написанных им в то же время. Венчает трио виртуозное Presto.
Соседнее с трио произведение И. Брамса – фортепианный «вертеровский» квартет (композитор стремился запечатлеть задумчивость и гиперэмоциональность этого героя И. Гёте) – безусловно, воскрешает в памяти мотивы драмы и судьбы пьес Бетховена, написанных в миноре. В финале появляются аллюзии на motto из Пятой симфонии. Влияние Бетховена здесь невозможно не расслышать, но есть в квартете и «тайны», которые делают его одним из самых интересных произведений Брамса того периода.
5 ноября, в 20:00. Квартет имени Давида Ойстраха (Россия-Швейцария). Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Квартет № 3 ре мажор, соч.18;
Д. Шостакович. Квартет № 3 фа мажор, соч.73;
Д. Шостакович. Квартет № 4 ре мажор, соч.83.
Андрей Баранов (скрипка),
Родион Петров (скрипка),
Федор Белугин (альт),
Алексей Жилин (виолончель).
В этом концерте музыканты Квартета имени Давида Ойстраха помещают один из самых амбициозных замыслов Л. ван Бетховена периода его ранних венских лет – сочинение восемнадцатого опуса, состоящего из шести квартетов, рядом с трагическим Третьим (1946) и продолжающим его идеи и настроения Четвертым (1949) квартетами Д. Шостаковича.
Первые два сочинения связывает исторический факт первого исполнения: на премьере в 1946 году новое творение Шостаковича исполнил Квартет имени Бетховена. Ему и посвящено это произведение, передающее трагизм послевоенного времени XX века.
14 ноября, в 20:00. Андрей Гугнин (фортепиано)
Л. ван Бетховен. Соната № 29, соч.106 (Hammerklavier);
Э. Григ. Пьесы.
Победитель одного из наиболее престижных конкурсов пианистов в Сиднее, а также конкурсов имени Дж. Бахауэра, С. Станчича и Л. ван Бетховена пианист Андрей Гугнин соединит образы скандинавской природы пьес Э. Грига с настоящим исполином классицизма – Hammerklavier Бетховена.
Крупнейшая из фортепианных сонат венского классика показала с особой силой огромные возможности фортепиано по сравнению с клавесином и его модификациями. Сам автор сознавал исключительные новаторские качества этой сонаты и в письме к издателю высказывал мнение, что она доставит исполнителям так «много хлопот», что потребуется не менее полувека, чтобы её сыграть.
21 ноября, в 20:00. Royal String Quartet (Польша). Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 11 фа минор, соч.95;
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 14 до-диез минор, соч.131;
Г. Бацевич. Квартет № 4.
Изабелла Шалай-Зимак (скрипка),
Эльвира Прибыловская (скрипка),
Павел Чарный (альт),
Михаил Пеполь (виолончель).
Один из самых известных европейских камерных ансамблей включил в программу своего концерта новаторские камерные сочинения Л. ван Бетховена – струнные квартеты в тональностях фа минор и до-диез минор. В гармонических экспериментах композитор несколько раз проявил дар предвидения развития музыкальной культуры мира. В своих квартетах он предвосхитил эпоху романтизма и изречение Густава Малера о том, что симфония должна вмещать в себя весь мир.
В Квартете №14 спектр форм, текстур и чувств настолько широк, что выбивается из всего созданного современниками в те же годы: здесь и неземная элегия, и уличные мелодии, и потрясающий юмор Presto, брутальность и лирический пафос, характеризующие финал произведения.
Рядом с классиком жанра Royal String Quartet ставят музыку польского автора Гражины Бацевич (1909-1969). Ее Квартет был написан в 1950 году. Каждая из трех частей этого произведения пронизана влиянием народной музыки.
28 ноября, в 20:00. Валерий Попов (фагот), Дмитрий Булгаков (гобой) и друзья. Духовые октеты
Духовые октеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта.
В истории музыки первой половины XX века остался примечательный факт, связанный с такой классической формой совместного музицирования, как октет.
Знаменитый создатель «Весны священной», Игорь Стравинский рассказывал, что увидел во сне удивительный концерт, в котором участвовали два фагота, два тромбона, две трубы, флейта и кларнет. Проснувшись, композитор принялся за октет, о котором накануне даже не помышлял.
В разных европейских странах существовали свои традиции духовых ансамблей. Сформировался подобный состав из восьми участников к середине XVIII века. В ту пору он назывался «Harmoniemusik» (немецким словом «Harmonie» обозначалась духовая секция оркестра, зачастую выполнявшая функцию гармонического фона, постепенно вытесняя с этой роли клавесин). Для классического октета писали такие титаны, как Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт и другие.
5 декабря, в 20:00. Антон Дресслер (кларнет, Италия), Патрицио Серино (виолончель), Андре Галло (фортепиано)
Л. ван Бетховен. Трио № 4 (Gessenhauer) си-бемоль мажор для кларнета, виолончели и фортепиано, соч.11;
Л. ван Бетховен. 12 Вариаций на тему Ein Mädchen oder Weibchen, op.66 из «Волшебной Флейты» В. А. Моцарта для виолончели и фортепиано;
Д. Ловрельо. Фантазия на темы из оперы Дж. Верди «Травиата» для кларнета и фортепиано ;
Л. Берио. Petite Suite для фортепиано соло.
В наследии Бетховена большая часть камерных сочинений с участием духовых инструментов относится к раннему периоду. Тем не менее, трио, посвященное теще австрийского придворного мецената Карла Лихновского, одного из покровителей композитора, написано в истинно бетховенской манере и интересно, в том числе, своими нетривиальными гармониями.
Смешанный состав в жанре трио также присутствует у И. Брамса: богатейшие возможности кларнета ему открылись благодаря знакомству с Рихардом Мюльфельдом, виртуозно владевшим этим инструментом. Донато Ловрельо был современником И. Брамса и оставил после себя многочисленные аранжировки тем из опер Дж. Верди для флейты и разнообразных составов духовых.
Наиболее приближенная к нашему времени музыка в этом концерте – Petite Suite, образец неоклассики авторства Лучано Берио.
10 декабря, в 20:00. Айлен Притчин (скрипка), Лукас Генюшас (фортепиано)
Л. ван Бетховен. Соната № 2, соч.2 №2;
Л. Яначек. Соната для скрипки и фортепиано;
И. Стравинский. Концертный дуэт;
Л. ван Бетховен. Соната № 5 для скрипки и фортепиано фа мажор, соч.24.
Отмеченные многочисленными профессиональными наградами, скрипач Айлен Притчин и пианист Лукас Генюшас занимают ведущие позиции среди российских исполнителей. Их мастерство отмечено прессой в самых вдохновенных эпитетах. Тандем с успехом выступает с различными программами, но бетховенское наследие музыканты постараются переосмыслить с помощью музыки XX века.
19 декабря, в 20:00. Новый Русский Квартет. Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Большая Фуга для струнного квартета си-бемоль мажор, соч.133;
А. Шнитке. Квартет № 3, соч.168;
Л. ван Бетховен. Квартет № 15 ля минор, соч.132.
Юлия Игонина (скрипка),
Елена Харитонова (скрипка),
Михаил Рудой (альт),
Алексей Стеблёв (виолончель).
Программа концерта Нового Русского Квартета выстроена вокруг «Большой фуги» Л. ван Бетховена. Венец творения венского классика в области камерной музыки, ее можно рассматривать как финал творчества композитора. Изначально она могла стать заключительной частью тринадцатого квартета, но в его структуре она оказалась не понятной публике. Тогда Бетховен, осознавая всю исключительность написанного, опубликовал «Большую фугу» отдельно. Ее идея – «борьба с почти непреодолимыми препятствиями» – оказалась близка авторам XX века. Не случайно Альфред Шнитке процитировал фугу в своем третьем квартете.
24 декабря, в 20:00. Вадим Холоденко (фортепиано), Алексей Курбатов (фортепиано)
Л. ван Бетховен. Большая Фуга для фортепиано в четыре руки си-бемоль мажор, соч.134;
Ф. Шуберт. Фантазия для фортепиано в четыре руки фа минор, соч.103;
Д. Шостакович. Симфония № 4. Переложение для фортепиано в четыре руки, соч.43.
Игра в четыре руки – совершенно особый вид музыкальной коммуникации. Ее участники вовлечены в тонко организованный процесс, который зиждется на едином «дыхании», чувстве локтя, молниеносной реакции. Здесь залог партнерства – не только техническая синхронность, следование ритмическому рисунку, но также феноменальная музыкальная интуиция и внутренний коллективный ритм.
Два пианиста, оба яркие представители российской исполнительской школы – Вадим Холоденко и Алексей Курбатов — представят как сочинения, написанные специально для исполнения в дуэте, так и клавирные переложения, получившие более масштабное, в том числе и оркестровое воплощение.
21 января, в 20:00. Atrium quartet. Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 2 соль мажор, соч.18;
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 5 ля мажор, соч.18;
Чары Нурымов. Квартет №1 (1980);
Кузьма Бодров. Квартет (мировая премьера).
Никита Борисоглебский (скрипка),
Антон Ильюнин (скрипка),
Дмитрий Питулько (скрипка),
Анна Горелова (виолончель).
Из всего наследия струнных ансамблей Бетховена коллектив Atrium quartet обратился к двум ранним образцам, в которых уже очевиден сформировавшийся талант немецкого классика. Эти опусы отличает утонченный вкус, отточенное письмо, искренность музыкального высказывания.
Оба струнных квартета были созданы Бетховеном с 1798 по 1800 год. Молодой композитор долго готовился к тому, чтобы подступиться к форме квартета, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся наброски и количество исправлений в них. Второй и Пятый квартеты, как и все остальные в восемнадцатом опусе, состоят из четырех частей. Второй получил программный заголовок «Комплименты» за свою грациозность, Пятый же – в некотором отношении оммаж В. А. Моцарту, автору ля-мажорного квартета №18, K.464.
Рядом с ранним Бетховеном в этом концерте появятся имена двух композиторов, чьи творческие пути сопряжены с различными историческими контекстами. С одной стороны, это талантливый туркменский композитор советской эпохи – Чары Нурымов (1941-1993), в музыке которого сплелись классические западные традиции академизма и восточные влияния его родной культуры.
С другой стороны, это наш современник, один из самых плодовитых «консерваторцев» – Кузьма Бодров. Бетховена он называет «учителем номер один для любого композитора». В наследии великого классика Бодров черпает вдохновение: «Там “всё есть”: все законы развития музыкального материала, законы логики, все законы формы и экспериментирования с формой».
28 января, в 20:00. Ruisi Quartet (Великобритания). Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Л. В. Бетховен. Струнный квартет №10 ми-бемоль мажор («Арфовый»), соч.74;
Г. Пёрселл. Фантазии для струнных;
Ф. Мендельсон. Струнный квартет № 2 ля минор, соч.13;
Джон Вурлич. Мировая премьера.
Алессандро Руизи (скрипка),
Оливер Кейв (скрипка),
Люба Танниклифф (альт),
Макс Руизи (виолончель).
Признанные британские музыканты Ruisi Quartet привозят в Москву программу с национальным оттенком – вокруг творчества Л. ван Бетховена, его внутреннего мятежного мира, запечатленного в струнном «Арфовом» квартете (мелодия в первой части течет подобно ручью, рассыпающему брызги, что напоминает арфовое арпеджио) возникают фигуры двух композиторов «Туманного Альбиона»: это представитель зрелого барокко Генри Пёрселл и один из самых исполняемых современных авторов Соединенного Королевства – Джон Вурлич.
Квартеты последнего – «Книга изобретений» (2018) – настоящая головоломка, ключи к которой уже попытались найти несколько молодых ансамблей. Какое новое произведение Вурлича представит Ruisi московским слушателям пока остается тайной.
Также программу дополнит мечтательно-романтический квартет Ф. Мендельсона, со смятенной первой частью в истинно бетховенском стиле.
4 февраля, в 20:00. ММС Quartet. Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Л. В. Бетховен. Квартет № 4 до минор, соч.18;
И. Брамс. Струнный квартет № 2 ля минор, соч.51;
А. Шёнберг. Секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей «Просветленная ночь», соч.4.
Роман Филипов (скрипка),
Сергей Сухобрусов (скрипка),
Павел Романенко (альт),
Михаил Калашников (виолончель).
В концерте принимают участие Евгений Щёголев (альт) и Наталия Калашникова (виолончель).
Основные вехи австро-немецкой музыкальной традиции определены участниками MSS Quartet тремя крупными композиторами и их сочинениями разных периодов творчества: это Л. ван Бетховен и написанный им на исходе XVIII века квартет из восемнадцатого опуса; один из трех квартетов «досимфонического» Й. Брамса; раннее произведение А. Шёнберга – трепетно-романтичный и возвышенно-страстный секстет «Просветленная ночь», вдохновленный поэзией Р. Демеля.
15 февраля в 20:00. Chiaroscuro quartet. Цикл «Все квартеты Бетховена»
В. А. Моцарт. Струнный квартет № 15 ре минор, К.421;
Й. Гайдн. Струнный квартет фа минор, соч.20 №5;
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 13 си-бемоль мажор, соч.130.
Алина Ибрагимова (скрипка),
Пабло Эрнана Бенеди (скрипка),
Эмили Хернлунд (альт),
Клэр Тирион (виолончель).
Алина Ибрагимова – одна из наиболее востребованных скрипачек в мире — вместе с друзьями, представителями разных стран и культурных традиций сыграет в Москве концерт-ретроспективу, посвященную венским классикам – Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. ван Бетховену. Их имена – синоним блестящего расцвета ведущих инструментальных жанров, в числе которых струнный квартет.
Квартет Chiaroscuro был сформирован в 2005 году. Его состав интернационален и включает в себя представителей разных стран: первая скрипка – Алина Ибрагимова, представляющая Россию, вторая скрипка – Пабло Эрнана Бенеди из Испании, альт — Эмили Хернлунд из Швеции, виолончель – Клэр Тирион из Франции.
21 февраля, в 20:00. Вадим Холоденко (фортепиано)
Л. ван Бетховен. 33 вариации на тему вальса Диабелли до мажор;
Ф. Ржевский. «Когда мы едины, мы непобедимы».
Обладатель более десятка лауреатских званий, в том числе Золотой медали конкурса Вана Клиберна, пианист Вадим Холоденко составил лаконичную и вместе с тем эффектную программу. На одной чаше весов объемистый шедевр старой фортепианной классики, бетховенские вариации на тему Диабелли. С другой – написанные современным американским автором Фредериком Ржевски вариации на песню «Когда мы едины, мы непобедимы». Располагаясь рядом циклы со всей очевидностью обнаруживают влияние первого произведения на второе.
Известная старшему поколению слушателей по творчеству ансамбля «Гренада» песня «Когда мы едины, мы непобедимы» была сочинена Сержио Ортегой в начале 70-х годов прошлого века и стала гимном левой коалиции в Чили. Фредрик Ржевский преподносит аллюзии на революционные песни «расширенными» методами фортепианного письма двадцатого столетия. За свою виртуозность 36 вариаций на протестный гимн «Когда мы едины, мы непобедимы» получили сравнение с гонкой Тур-де-Франс – столь же изматывающей, но при этом захватывающей эмоционально. По количеству исполнений этой пьесы абсолютным чемпионом является Марк-Андре Амлен, однако и многие другие пианисты стремятся включить её в свой репертуар, что говорит о ней как об образце фортепианной классики XX века.
28 февраля, в 20:00. Юстус Гримм (виолончель, Германия), Диана Кетлер (фортепиано, Латвия/ Великобритания)
Л. ван Бетховен. Семь вариаций на тему Bei Männern, welche Liebe fühlen из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» для фортепиано и виолончели, WoO.46;
В. Сильвестров. «Посланник»;
Л. ван Бетховен. Двенадцать вариаций на тему Ein Mädchen oder Weibchen из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» для фортепиано и виолончели, WoO 45;
Ф. Лист. Транскрипции на темы из цикла «К далекой возлюбленной» Л. ван Бетховена, S.469;
Р. Штраус. Соната для виолончели и фортепиано фа мажор, соч.6.
Выпускница Королевской академии музыки в Лондоне, а ныне преподаватель фортепиано в этом элитном учебном учреждении, Диана Кетлер приедет в Москву, чтобы вместе с виолончелистом Юстусом Гриммом, ведущим класс в консерватории Антверпена, сыграть изящную программу вариаций, сделанных Бетховеном на темы из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта», в обрамлении композиторов-классиков и современников.
5 марта, в 20:00. Rusquartet. Цикл «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Струнный квартет, соч.59 №1;
Л. Андриссен. «Сад Эроса» для струнного квартета;
Л. ван Бетховен. Струнный квартет, соч.59 №3.
Ксения Гамарис (скрипка),
Анна Янчишина (скрипка),
Ксения Журавлёва (альт),
Петр Каретников (виолончель).
Rusquartet обратился к редко исполняемому в России опусу под названием «Сад Эроса» современного голландского автора Луи Андриссена. В обрамлении струнных квартетов Л. ван Бетховена, образцов монументальной формы и ясного классицистского мировоззрения, произведение известного нидерландского музыканта высветит все оттенки любовного чувства, переданные в музыке.
10 марта, в 20:00. Роман Минц (скрипка) и друзья
Л. ван Бетховен. Струнный квинтет до мажор, оp.29;
Ф. Шуберт. Струнный квинтет до мажор, D.956, оp. posth.163.
Роман Минц (скрипка),
Юлия Игонина (скрипка),
Михаил Рудой (альт),
Алексей Стеблёв (виолончель).
Выпускник королевского музыкального колледжа в Лондоне и обладатель престижных музыкальных премий скрипач Роман Минц вместе с единомышленниками представят камерные сочинения двух гениев сквозь оптику современности, обнаруживая внутреннее родство и музыкальную преемственность.
Квинтеты двух современников – Л. ван Бетховена и Ф. Шуберта – существуют в разных звуковых измерениях. Один был написан на заре девятнадцатого столетия, другой – создавался в одно время с шедеврами Р. Шумана, Р. Брамса, К. Вебера. Архитектурность музыкальной формы против романтического порыва, динамический баланс или калейдоскоп эмоциональных состояний?
14 марта, в 20:00. Gringolts String Quartet (Швейцария). Цикл «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Струнный квартет си-бемоль мажор, соч.18 №6;
А. Шёнберг. Струнный квартет № 3, соч.30;
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 8 ми минор, соч.59 №2
Илья Грингольц (скрипка),
Анаит Куртикян (скрипка),
Сильвия Симонеску (альт),
Клавдий Херрманн (виолончель).
Резкие контрасты в программе концерта Gringolts String Quartet не столь ярко выражены, как кажется на первый взгляд. Действительно, эффект неожиданности присутствует: в мир героической решимости Л. ван Бетховена неожиданно врезается оригинальная звуковая вселенная А. Шёнберга. Однако ансамбль Ильи Грингольца исследует новаторство двух композиторов, обращаясь к звучанию эпох каждого из них.
Третий струнный квартет А. Шёнберга, датированный 1927 годом, интересен как первый крупный опыт в области камерной музыки создателя додекафонной техники. Написание этого произведения хронологически относится к тому периоду, когда Шёнберг завершил разработку принципов двенадцатитоновой музыкальной системы. При этом сам Шёнберг утверждал, что его композиционный стиль конца 1920-х годов мало изменился за десятилетие. До конца своих дней он называл додекафонию лишь инструментом, средством организации, который не должен быть ошибочно принят за саму музыку. Примечательно также то, что после экспериментов со структурой в первых двух струнных квартетах Шёнберг вернулся в Третьем квартете к классической модели из четырех частей, что приводило в равновесие гармонические нововведения.
26 марта, в 20:00. Валерий Попов (фагот), Дмитрий Булгаков (гобой) и друзья
Л. ван Бетховен. Септет ми бемоль-мажор для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота и валторны, соч.20;
М. Глинка. Септет ми-бемоль мажор для гобоя, фагота, валторны, двух скрипок, виолончели и контрабаса;
А. Казелла. Серенада для пяти инструментов, соч.46.
Ансамблевая музыка двух классиков – Л. ван Бетховена и М. Глинки – сочетание красочных тембров, богатство арсенала исполнительских приемов. В исполнении мастеров духовой музыки, фаготиста Валерия Попова, гобоиста Дмитрия Булгакова и их товарищей это раскроется в полной мере. Настоящим подарком для меломанов станет редкий опус итальянского автора Альфредо Казеллы, яркого новатора и адепта неоклассицизма.
4 апреля, в 20:00. Quartetto di Cremona (Италия). Цикл концертов «Все квартеты Бетховена»
Дж. Пуччини. Crisantemi, SC65;
Дж. Верди. Струнный квартет ми минор;
Л. ван Бетховен. Струнный квартет №12 ми-бемоль мажор, соч.127.
Криштиану Гуалко (скрипка),
Паоло Андреоли (скрипка),
Симоны Грамалья (альт),
Джованни Скаглионе (виолончель).
Итальянцы Quartetto di Cremona, лауреаты премий ECHO Klassic и ICMA, представят поздний опус Бетховена и квартетные шедевры итальянской музыки – сочинения Дж. Пуччини и Дж. Верди, признанных оперных гениев. Свобода мелодической линии и вокальная природа инструментальных партий ставят эти партитуры в один ряд с шедеврами квартетного искусства. Двенадцатый квартет Л. ван Бетховена – образец позднего стиля. В нём сочетаются искренность, масштабность формы и глубина замысла, выраженные в многочастной структуре цикла.
11 апреля, в 20:00. Григорий Кротенко (контрабас), Петр Айду (фортепиано), Александра Коренева (фортепиано), Евгений Субботин (скрипка)
Л. ван Бетховен. Увертюра к «Творениям Прометея» в переложении для фортепиано в четыре руки;
Симфония № 2 в переложении И. Гуммеля для трио;
Струнный квартет № 14 до-диез минор в авторской транскрипции;
Соната для фортепиано № 25 соль мажор, соч.79;
Соната для валторны и фортепиано фа мажор, соч.17 (в переложении для контрабаса).
Лидеры оркестра «Персимфанс» Пётр Айду и Григорий Коротенко, а также их товарищи Евгений Субботин и Александра Коренева, обратились к редко исполняемым сочинениям Л. ван Бетховена. Среди них — увертюра к единственному балету автора «Творения Прометея», а также соната для валторны и фортепиано.
Симфонические и камерные партитуры гения венского классицизма прозвучат в авторской транскрипции, обработках современников. Неожиданные тембровые решения позволят слушателям почувствовать всю оригинальность и свежесть мысли Бетховена. Партия фортепиано в концерте будет исполнена на инструменте фирмы Бродвуд 1820 года, таком же, на котором музицировал Бетховен.
22 апреля, в 20:00. Квартет Pratum Integrum. Цикл «Все квартеты Бетховена»
Й. Вёлфль. Квартет № 2 до мажор, соч.30;
А. Эберль. Квартет соль минор, соч.13;
Л. ван Бетховен. Квартет № 1 фа мажор, соч.18.
Сергей Фильченко (скрипка),
Наталья Косарева (скрипка),
Сергей Тищенко (альт),
Павел Сербин (виолончель).
Аутентисты Pratum Integrum столкнут лицом к лицу Л. ван Бетховена с его вечным оппонентом в фортепианных дуэлях – Йозефом Вёлфлем. Известный только знатокам, австрийский виртуоз занимался также композицией. Его труды прочно закрепились в репертуаре оркестра Павла Сербина. В концерте сочинения трех современников – Л. ван Бетховена, Антона Эберля и Йозефа Вёлфля – представят во всем блеске музыкальные традиции Австро-немецкой империи XVIII века.
30 апреля, в 20:00. София Фомина (сопрано), Елизавета Миллер (хаммерклавир), Мария Крестинская (скрипка), Павел Сербин (виолончель)
Л. ван Бетховен. Трио № 5 ре мажор;
Л. ван Бетховен. Из цикла «Песни разных народов» WoO 158a;
Ф. Шуберт. Адажио («Ноктюрн») для фортепианного трио ми-бемоль мажор;
Ф. Шуберт. 17 Лендлеров, D 366;
Ф. Шуберт. Песни.
Творческий союз ярких индивидуальностей – звезда европейской оперной сцены София Фомина, обладательница престижного приза конкурса старинной музыки Musica Antiqua Елизавета Миллер, известная барочница Мария Крестинская, а также лидер Pratum Integrum виолончелист Павел Сербин объединят свои таланты в изящной и нетривиальной программе из сочинений Л. ван Бетховена и его младшего современника, Ф. Шуберта. Подобное соседство закономерно и прослеживает преемственность композиторских школ: творчество Л. ван Бетховена завершило великую эпоху классицизма, Ф. Шуберта принято считать первым композитором-романтиком.
7 мая, в 20:00. Александр Рудин (виолончель), Александр Кобрин (фортепиано)
Л. В. Бетховен:
Соната для виолончели и фортепиано соч. 5 № 1 фа мажор;
Соната № 2 соль минор;
Соната № 3 ля мажор;
Соната № 4 до мажор;
Соната № 5 ре мажор.
Для Л. ван Бетховена виолончель всегда была связана с идеями благородной мужественности, сдержанной силы, интеллектуального и душевного богатства. Пять сонат для виолончели и фортепиано – непревзойденные образцы эпохи классицизма. В исполнении виолончелиста Александра Рудина и пианиста Александра Кобрина слушатели смогу оценить подлинно оркестровое мышление Бетховена. Виолончельные сонаты демонстрируют мощь и масштабность с одной стороны, с другой же тонкую грань дуэтности, поскольку обе партии равноправны и одинаково виртуозны.
15 мая, в 20:00. Яков Кацнельсон (фортепиано)
Д. Скарлатти. Шесть сонат;
Л. В. Бетховен. Соната № 11;
Ф. Лист. «Погребальное шествие», «Траурная гондола»;
Концертные этюды: «Шум леса», «Хоровод гномов»;
Ноктюрн № 3 («Грезы любви»);
Баллада № 2.
Пианист Яков Канцельсон представит программу, в которой соединились классика, барокко и романтизм. Соната Л. ван Бетховена, образец классицистской стройности и красоты, будет контрастировать со страстными и герметичными сонатами Д. Скарлатти. Вдохновенные и красочные опусы Ф. Листа – визитная карточка Якова Канцельсона. Прозвучат как известные шедевры романтической фортепианной литературы, так и более редкие вещи – партитуры венгерского автора, связанные с его духовными исканиями поздних лет.
21 мая, в 20:00. Валерий Попов (фагот), Дмитрий Булгаков (гобой). Музыка для духовых и струнных
Л. ван Бетховен. Квинтет для фортепиано и духовых, соч.16;
В. А. Моцарт. Квинтет для кларнета и струнных ля мажор («Stadler»);
Б. Мартину. Секстет «La Revue de Cuisine» для трубы, фортепиано, виолончели, скрипки, кларнета и фагота;
Ф. Пуленк. Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны до мажор.
Заслуженные мастера искусства игры на духовых инструментах — Валерий Попов и Дмитрий Булгаков обратились к партитурам, которые заинтригуют даже искушенных меломанов. Репертуар, требующий виртуозного владения инструментом – редкость на московской сцене. Звуковую палитру духовых музыканты продемонстрируют в исполнении произведений венских классиков, а также опусах Б. Мартину и Ф. Пуленка, «классиков» двадцатого столетия.
27 мая, в 20:00. Eliot Quartett (Германия). Цикл «Все квартеты Бетховена»
Л. ван Бетховен. Струнный квартет № 16 фа мажор, соч.135;
Л. Яначек. Струнный квартет № 1 «Крейцерова соната», JW 7/8;
Ф. Шуберт. Струнный квартет № 15 соль мажор, D 887.
Марьяна Осипова (скрипка),
Александр Закс (скрипка),
Дмитрий Хахалин (альт),
Михаэль Пройс (виолончель).
Немецкий коллектив Eliot Quartett представит шедевры двух современников – Л. ван Бетховена и Ф. Шуберта. Два струнных квартета прозвучат не как спор венского классика и романтика, а скорее, как диалог. Квартет Леоша Яначека был сочинён под впечатлением от одноимённого романа Льва Толстого. Это было через сто лет после того, как Бетховен закончил писать свой последний квартет №16.
5 июня, в 20:00. Лукас Генюшас (фортепиано)
Л. ван Бетховен. Соната № 6 фа мажор, соч.10 №2;
Л. ван Бетховен. Соната № 28 ля мажор;
П. Хиндемит. Ludus tonalis.
Лукас Генюшас – лауреат конкурсов имени Джины Бахауэр, имени Ф. Шопена и имени П. И. Чайковского, обладатель премии Deutscher Pianistenpreis – один из самых востребованных отечественных пианистов. В выбранной им программе из сочинений двух немецких композиторов – Л. ван Бетховена и П. Хиндемита – сочетаются различные пианистические техники. Виртуозные сонаты венского классика сменит аскетичный фортепианный цикл классика двадцатого столетия.
11 июня, в 20:00. Фортепианный дуэт Екатерина Апекишева и Чарльз Оуэн (Великобритания)
И. Брамс. Вариации на тему Р. Шумана для фортепиано в четыре руки, соч.23;
Ф. Шуберт. Рондо для фортепиано в четыре руки ля мажор, D. 951 соч.107;
И. Брамс. Вальсы;
Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано в четыре руки, соч. 6;
И. Стравинский. «Весна священная» в авторском переложении для фортепиано в четыре руки.
Фортепианный дуэт из Великобритании, резиденты лондонского Вигмор-холла – Екатерина Апекишева, профессор лондонской Высшей школы музыки и драмы Гилдхолл, и Чарльз Оуэн, обладатель премии Classical Brit Award – известен московской публике по выступлениям на фестивале «Возвращение». На сей раз творческий тандем представит оригинальную программу, в которой монументальным вариациям И. Брамса противопоставлены полные нежности опусы Ф. Шуберта и языческая архаика балета И. Стравинского.
Более подробная информация на сайте “Аптекарский огород”.