Издана книга о звезде мирового балета Наталье Осиповой.
Она вышла в Москве и называется «Страсти по Наташе». Это первое описание творческой биографии выдающейся артистки современности, следить за творчеством которой специалисты и зрители начали с ее первых профессиональных шагов.
Среди поклонников танца Осиповой – энтузиастка Марина Лапина. Она стала инициатором, составителем, одним из авторов и организационным «мотором» толстой книги большого формата, в которой сочетаются признаки монографии, архива и альбома.
В книге, как написано в подзаголовке, есть «мемуары, свидетельства, критика». Плюс, что особенно ценно, прямая речь самой балерины. Марина пишет в предисловии, что «эта книга – жест признательности». Ибо Осипова, артистка редкой неординарности, возродила поутихший было у многих любителей балета зрительский интерес.
Для создания книги потребовалось более двух лет. Пока собрали список ролей и многочисленные рецензии на них из российских и зарубежных изданий, пока переводили многое на русский язык и брали у балерины интервью, а Осипова комментировала самые значимые (для нее) партии….
Нужно было собрать и многочисленные «взгляды со стороны». Мнения и впечатления педагогов, продюсеров, репетиторов, партнеров и хореографов, работавших (и продолжающих работать) с Наташей. Опросить всех,
«кто входил в ближний круг Осиповой на разных этапах ее карьеры».
От времен, когда даровитая ученица Московской Академии хореографии начала участвовать в школьных концертах (сразу была замечена!) и ролей в Большом театре, куда ее приняли на работу, до череды выступлений на мировых подмостках и многолетних триумфов в Великобритании, где Осипова по сей день служит в Королевском балете Ковент-Гарден.
Кроме того, приложен список ее наград и полный (на момент выхода книги) репертуар. К моменту публикации он насчитывал 172 партии, собрать их – заслуга Михаила Смондырева, профессора физики, одного из основателей московского Общества любителей балета.
Книга построена и по тематическому, и по хронологическому принципу. Вступительное слово Вадима Гаевского, далее рассказ о школе, где Осипова училась с 1996 по 2004 гг.
“Сносно, но не блестяще…” Историк балета рассказал о Большом театре и Цискаридзе
Воспоминания первого педагога Марины Котовой и фрагменты почти разгромных рецензий, полученных дебютанткой Осиповой за «Лебединое озеро» на выпускном концерте. Вот что, например, писала я (процитировано в книге):
«…в списке достоинств девушка имеет природный прыжок, большой шаг и немалую устойчивость. Увы, здесь налицо случай, …когда критику приходится упомянуть о проблемных физических данных выпускницы, и не ради житейского злословия, а потому, что телосложение – одна из основ балетной профпригодности…
В балете бывает, что качество исполнения заставляет забыть обо всем, кроме самого балета. Но предъявленный зрителям масштаб артистизма не дал такой возможности: только хлыста в руках и не хватало томной стерве, получившейся у Осиповой вместо Черного Лебедя».
Это был, кажется, единственный момент в биографии балерины, когда она получила не хвалебные отклики. Остановлюсь на этом подробней, ибо драма юного самолюбия отражена в издании. Сам факт выбора «ЛО» в 17 лет – уже вызов. Как говорила позже Осипова в интервью (есть в книге),
«Марина Леонова – мой школьный педагог – намеренно бросила меня с головой омут, и я ей благодарна: начала работать как сумасшедшая».
Недостатки формы, издержки подготовки и избыток эмоций укрощала ее педагог в ГАБТе Марина Кондратьева:
«Нужно еще много и серьезно работать над формой и манерой исполнения, чтобы танец соответствовал традициям нашего театра. Наташа очень вдумчивый человек, понимающий, что мало только прыгать, важны линии и красота движений.
Она внимательно относится ко всем моим замечаниям, их не приходится повторять. Часто мне самой надо ее сдерживать – Наташа до бесконечности может биться в зале над тем, что считает, у нее плохо выходит».
Тогдашний худрук балет ГАБТа Алексей Ратманский сразу оценил уровень художественного адреналина Осиповой:
«Ее бравурный танец производит впечатление традиционно московского и одновременно очень современного. Вместе с тем, для исполнения классических балетов предстоит большая работа по «обузданию» темперамента и некоторой спортивности».
Конечно, обидно было «получить удар в 17 лет». Но умение воспринимать замечания правильно (если они не с потолка взяты), укрощать артистическую психологию – часть профессии.
С такими наставниками, как Кондратьева и Ратманский, при природной тонкой восприимчивости и будучи перфекционистом, Осипова рванула вперед. Через пару лет ее было не узнать, и в то же время она была узнаваема как никто. Осталось все лучшее, самобытное, недоделки ушли, как не бывало. Вот и гадай теперь, стоило ли зубастой критике обижать юную девушку, или обида пошла ей на пользу. Во всяком случае, эта история научила выпускницу, что ее профессия обязывает всю жизнь доказывать, на что ты способна.
Осипова это, к счастью, понимала. Она отомстила ругателям очень верно: заставив их сменить тон. А мировая пресса, увидевшая Осипову на гастролях, и вовсе захлебывалась от похвал. При этом карьера балерины в Большом, особенно после ухода Ратманского, вовсе не была устлана розами. Ей многое не давали танцевать. А вдруг эта беззаконная комета всё переиначит! Так что ГАБТ, при всей престижности, стал лишь начальным этапом профессиональной карьеры, этапы которой прекрасно отражены в книге.
Наталья Осипова: «Раньше я хотела танцевать для других. Сейчас – и для себя тоже»
Второй раздел посвящен пяти театрам, где служила или танцевала балерина. Большой, Михайловский, Американский балетный театр, Пермский оперный и Королевский балет в Лондоне. Ту есть и сравнение критиком ее нашумевшего дебюта в АБТ с давним дебютом Барышникова, и теплые воспоминания американского педагога-репетитора Ирины Колпаковой, и восхищение осиповской креативностью, высказанное хореографом Уэйном МакГрегором, и подмеченное многими умение наполнить актуальным содержанием старые спектакли. Об Осиповой сказано:
«Она становится спасителем искусства классического балета».
Замечание хореографа Кристофера Уилдона: эта
«прекрасная дикарка…безаговорочно театральна».
И реплика Кевина о*Хейра, главы Королевского балета:
«Она вдохновляет всех нас».
Третий и четвертый разделы рассказывают о ролях-вехах (те, что сама Осипова считает судьбоносными и комментирует) и ролях-удачах. Отзывы рецензентов всего мира создают впечатляющую фреску. От феерического «Дон Кихота», принесшего балерине мировую славу, до романтической «Жизели», таких разных балетных образов.
Запечатлены ее личные находки, делающие образ неповторимым. (В ее «Жизели», которую я никогда не забуду, Осипова
«высветила захватывающую коллизию второго акта, когда танец героини ей уже не принадлежит, когда он из счастья становится проклятием».
И впервые на моей памяти виллиса, после боя часов, пресекающих ее невольно губительную власть, восторженно улыбнулась. Запрокинув лицо к небу, она сияла от счастья. Ее герой остался жив, ибо власть призраков закончилась).
Далее – Сильфида, Джульетта, Медора, Лиза, Сванильда и Манон, много чего еще. Комедия, драма и трагедия, ведь Осипова- балерина без узкого амплуа. И конечно, Одетта-Одиллия, которую, как и Аврору с Никией, ей не дали станцевать в Большом. Зато она станцевала там несколько балетов Ратманского, чья склонность к ироническому гротеску как нельзя лучше подходила дару Осиповой, и постановки иностранных мастеров, от Твайлы Тарп до Уильяма Форсайта. В это время Осипова стала чутким к стилистике мастером современного балета.
Читать об этом очень интересно. Как и о взаимодействии со многими партнерами, при возникновении притягательной «химии» в дуэте, что было и с азартным Иваном Васильевым, и с утонченным Дэвидом Холбергом.
Конечно, мировые театры дали вечно жадной до нового Осиповой возможность огромного расширения репертуара, его безграничного разнообразия. Но, кроме ролей на сценах стационаров, было множество личных балетных проектов, о них тоже идет речь в книге. Сперва – интервью Марине Лапиной, где Осипова рассказывает о «другой степени свободы».
Потом – роли, созданные, как правило, на ее психофизику и потому ей очень подходящие. Брошенная мстящая невеста и страдающая мать, Айседора Дункан и номер, прототипом которого была Эми Уйатхаус. Конечно, много «бессюжетного» танца, в котором у Осиповой всегда есть эмоциональный сюжет. Хореографы, множество, от Начо Дуато до Охада Нахарина, все вспоминают совместную работу с восторгом. А критика фиксировала, какой Осипова дерзкий мастер экспериментов, с даром импровизации и чудесной переменчивостью актерства. И важно, как сама Наташа говорит о себе:
«Без полета души все равно будет летающая табуретка. А интересно танцевать так, чтобы пронзать сердце».
Стоит сказать о прекрасном множестве фотографий, ссылках на видеоматериалы и – отдельно – о полиграфическом облике (авторы дизайна – Денис Ландин и Татьяна Бакушина). Он ярок и удачен: качественная бумага, хорошо размещенные снимки, большие поля на страницах (а значит, наличие визуального «воздуха») и уместная игра шрифтами.
Динамика художественной конструкции книги соответствует энергии ее героини. В общем, «Страсти по Наташе» приятно держать в руках. Хотя и непросто – 450 страниц такого формата.
Майя Крылова