Что в разное время думали о гении и его музыке.
Интересную книгу о композиторе выпустило издательство Русской христианской гуманитарной академии имени Достоевского. Она называется «Бетховен. pro et contra».
Это часть огромной книжной серии «Русский путь», понимаемой издательством не узко, а широко, гуманитарно, во всемирном контексте. Среди почти 200 томов проекта – сборники о совершенно разных по мировоззрению деятелях, российских и мировых, от Чаадаева до Рассела, от Черчилля до Колчака, от Макиавелли до Бродского.
Немалое место занимают книги о композиторах. Выпущены сборники о Глинке, Чайковском, Шостаковиче и Прокофьеве. И всегда выдержан один принцип – pro et contra, то есть спектр всех мнений, положительных и отрицательных, зачастую полярных.
Книга о Бетховене – второе, исправленное и дополненное, издание обширной, на 800 страниц, антологии. В анонсе и предисловии указано, что это «собрание русскоязычных текстов», под ними понимаются, в том числе, и переводы. В итоге в книгу вошли «публицистические, художественные и научные тексты», написанные на протяжении двух столетий. Описаны
«личность и творчество Л. Ван Бетховена в оценках современников, композиторов, писателей, публицистов, ученых исследователей прошлого и настоящего».
Самое интересное в антологии – отсутствие «высоколобости» и восторженного придыхания. Бетховен в разное время и разными людьми воспринимался по-разному, это исторический факт. Это потомкам легко говорить о гении, а современникам гения – труднее.
Тут важна информация к размышлению: не только каким композитором был человек по фамилии Бетховен, но и каким человеком был композитор (его личным качествам и чертам характера тоже уделено место в сборнике). И как это взаимодействует. Не менее важно, по каким причинам и кто именно отрицал значимость музыки венского классика. Ибо это не так характеризует автора опусов, как автора отрицания (Льва Толстого, например), а через него – и эпоху, то есть уровень восприятия и контекст музыки.
О Бетховене в сборнике рассказывают газетные заметки и рецензии, эссе и художественные новеллы, а не только музыковедческие штудии или культурная аналитика. Беллетризированные строки Шумана или Одоевского дают не меньше возможностей понять творчество Бетховена, чем строгие оценки музыковедов. А в чем-то, может и больше.
Как устроена книга? Она состоит из шести больших разделов. В разделе «Личность и творчество Бетховена в рецепции европейских музыкантов и писателей» первым идет текст великого современника композитора, писателя-романтика Гофмана, затем – Берлиоз, Лист, Вагнер, Ромен Роллан и Томас Манн.
В разделе «Образ Бетховена и рецепция его произведений в русской публицистике 1804-1917» можно читать Санкт-Петербургские ведомости», Булгарина, Лароша и Стасова.
Отдельно собраны мнения русских и советских композиторов о Бетховене: от Глинки, Серова и Чайковского до Прокофьева и Стравинского.
Глава «Бетховен и советская идеология» в комментариях не нуждается.
Наконец, раздел «Бетховен в советском музыкознании и исполнительской практике» где приведены мнения Асафьева, Соллертинского, Нейгауза и других; а также заключительная часть «Бетховен в постсоветское время», с прекрасными текстами культуролога Александра Михайлова и музыковеда Ларисы Кириллиной.
Есть заметки смешные или неразумные, как, например, заносчивые мнения Булгарина, есть интересно-дискуссионные, как рассуждения В. Коонен о неромантической природе музыки Бетховена. Есть анекдоты, как заметка в петербургском «Журнале новостей» за 1804 год о дружбе юного Людвига с пауком на чердаке. Есть страстная полемика просвещенных любителей музыки XIX века, проходившая на страницах журналов, и субъективно- моралистические приговоры Толстого:
«Гайдн выше всех композиторов, … у Моцарта уже пОшло, а у Бетховена уже сумбур».
Любопытны труд Николая Мясковского, сравнивающего музыку Бетховена и Чайковского, и тексты с анализом рукописей композитора. В общем, много чего.
Палитра мнений рисует композитора в диапазоне от эксцентричного гения до высеченного в граните классика. И характерно, что каждая эпоха, каждый образ мыслей хотят присвоить Бетховена себе: особенно в этом преуспели советские ангажированные авторы, создавшие вульгарно- идеологизированный образ Бетховена и непременно связывавшие его музыку с победой революции.
Во вступительной статье составитель (и автор содержательных комментариев) Георгий Ковалевский пишет:
«Несмотря на значительные успехи, сделанные отечественной музыковедческой наукой в последнее время, вслед за Л. В. Кириллиной нельзя не признать факт, что «к началу 21-го века именно Бетховен – безусловно, гений наивысшего ранга и вообще личность чрезвычайно значимая для европейской культуры Нового времени – оказался в странном пренебрежении у отечественного музыковедения. Предлагаемая читателю книга – одна их попыток изменить это положение».
Это конечно, так. Хотя сама Кириллина недавно выпустила книгу «Бетховен и русские меценаты».
В заключение хочу отметить, что, кроме очевидно необходимого (и имеющегося) указателя имен, в сборнике должен бы быть указатель упомянутых в текстах произведений Бетховена. Но такого списка почему-то нет. Это существенный недостаток, затрудняющий пользование книгой.
В остальном слова аннотации «издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей музыкальной культуры» вполне соответствуют уровню капитального издания. Надеюсь, что и другие великие композиторы такого сборника удостоятся.
Майя Крылова