24 мая 2024 в московской Галерее «Нико» состоится второй концерт серии «Майская ночь». Два великолепных артиста, две сильные и экстраординарные личности, две яркие индивидуальности – солистка Геликон-оперы Ольга Толкмит и пианист Юрий Фаворин – встретились в проекте агентства Apriori Arts «Рихард Штраус. Камерная музыка» полтора года назад.
Тандем сложился, и родилась новая программа, в которой «всё не то, чем кажется» на первый взгляд. «Картинки с выставки» (1874) Модеста Мусоргского и «Картины–настроения» (1884) Рихарда Штрауса хотя и имеют программную основу, первоначально фиксирующую наше внимание на живописи и пейзажах, но это только верхний слой, как лак на картине.
Философское осмысление архетипов, характеров, природы во всех смыслах, включая «натюрморт» (nature morte – мёртвая/застывшая природа) – суть музыкальной живописи обоих композиторов в этих фортепианных циклах.
Стоит заметить, что в нашей стране никто, кроме Юрия Фаворина, не играет этот ранний цикл Р. Штрауса, и даже если Фаворин играет одну из пяти «картин» на бис после выступлений с оркестром, слушатель оказывается не в силах «угадать мелодию». 20-летний на тот момент композитор находился в поиске собственного музыкального языка: здесь ещё заметно влияние Шуберта и Мендельсона.
Эволюцию композиторской мысли длиною в жизнь можно оценить в абсолютном шедевре – вокальном цикле «Четыре последние песни» (1848) на стихи Германа Гессе и барона Йозефа фон Эйхендорфа, написанном 84-летним Штраусом за год до смерти. Это уникальные разноплановые миниатюры, в которых певица должна продемонстрировать умение перевоплощаться из одного экзистенциального состояния в другое так же быстро, как меняются «настроения в картинах», исполняемых перед этим произведением во втором отделении концерта.
Юрий Фаворин: «Композиторы предсказывают катастрофы, но мы понимаем это лишь задним числом»
Гениальный цикл Мусоргского «Детская» (1868/1872) – это целый мини-спектакль в исполнении Ольги Толкмит. Мало кто обращает внимание на то, что у этого вокального цикла отнюдь не «детский» подтекст: тема Dies Irae (День гнева) из канонического латинского текста заупокойной мессы, т.е. реквиема, пронизывает это, казалось бы, игривое произведение – «картинки внутреннего мира ребёнка» – насквозь.
Пресс-служба Apriori Arts