У пианистов Конкурса Чайковского — финал. Просмотры онлайн-трансляций бьют все рекорды, но и в зале не меньший ажиотаж.
Публика с огромным интересом и трепетом наблюдает за рождением новых звезд и, конечно, ждет чуда.
Трансляция событий Конкурса им. Чайковского собрала более 10 миллионов просмотров
Слушатели конкурса рассказали, почему следят за событием, чего ждут от музыкантов и почему непроход в финал не конец жизни.
Мария, концертмейстер: «Победа— это только начало. Это средство, а не цель»
— Несмотря на то, что сейчас у всех есть возможность смотреть трансляции, по которым, кстати говоря, можно сделать вывод и иметь четкое представление об игре музыканта, увидеть близко любого исполнителя — его пальцы, мимику, жесты — мне было интересно ощутить атмосферу конкурса, побыть внутри этого процесса.
Хотя поначалу я думала, что на конкурс не пойду, я так устала от музыки и поэтому мне казалось, что я не способна это воспринимать (смеется).
Вообще я не очень люблю конкурсы, считаю их непоказательными. Можно быть потрясающим музыкантом, который никогда не участвовал и уж точно — не выигрывал конкурсы. Конкурсные пианисты — это какая-то особая каста.
— Что Вас привлекает в конкурсных выступлениях?
— Уровень выступающих на конкурсе пианистов очень-очень высок, и говорить о том, что у человека должна быть школа, что у него должна быть великолепная техника, профессионализм – это само собой разумеется, иначе он не выступал бы на Конкурсе Чайковского.
Никого сейчас техническими данными не удивишь: они могут быть потрясающими, великолепными, фантастическими; то, что они должны быть у всех исполнителей — это однозначно. Но это только часть всего, это средство для выражения себя.
Для меня главное, чтобы я услышала, как человек самовыражается. Мне хочется, чтобы музыкант убедил меня, тронул, заставил меня волноваться, переживать, восхищаться, плакать; чтобы его игра вызывала у меня мурашки, чтобы его музыка меня захватывала.
Мне хочется, чтобы исполнитель представлял свою концепцию произведения, чтобы было понятно, что он хочет сказать, ведь музыкант — живой человек, с душой, сердцем и мыслями. Вообще говоря, от концертов я хочу того, чего хочу от любого искусства — чтобы меня заставили думать и переживать.
— Как думаете, почему иногда возникает полное несогласие между предпочтениями жюри и публики?
— Публика состоит из любителей и профессионалов. Конечно, мнение любителей может отличаться от мнения жюри, ведь оно судит по-другому. Часто на симпатии публики может влиять личное обаяние участника, внешняя привлекательность игры. Восхищение может взывать и виртуозная игра, и привлекательная внешность — да все что угодно.
Людям очень приятно чувствовать себя частью Конкурса, думать, что у них есть возможность выбирать, обсуждать кто пройдет, кто — нет. У людей включается спортивный интерес, появляются свои любимчики.
Опрос: кто из пианистов достоин первой премии Конкурса имени Чайковского?
Вообще людям свойственно (а русской публике особенно) влюбляться в участников, создавать себе кумиров, обожествлять их и наделять всеми качествами, которые в них есть и которых нет. Но все мы люди и люди разные: кто-то оценит в исполнителе музыкантское обаяние, кто-то — профессионализм, кто-то — музыкальную «всеядность», когда человек может играть все и одинаково прекрасно.
Интересно, что каждый убежден и воинственно настроен в своей правоте.
Жюри оценивает с холодной головой и не может позволить себе личные симпатии. Хотя, наверное, какие-то политические мотивы имеют место быть, так всегда бывает.
Жюри не позавидуешь, им тоже нелегко приходится, ведь угодить всем невозможно, все равно будут недовольные и сетующие на несправедливость. Мне кажется, что в нынешнем конкурсе члены жюри стараются быть максимально лояльными.
— Как думаете, непроход в следующий тур, конкурсный неуспех может закрыть исполнителю дороги? Или талант все равно пробьет себе дорогу?
— Думаю, что любой конкурс, а уж тем более такого масштаба, как Конкурс имени Чайковского, открывает новые пути для музыканта, даже если он сыграл только в первом туре.
В этом году были великолепные достойные музыканты, может, не менее достойные финалистов, но они по какой-то причине не были допущены во второй тур. Но их все равно услышали профессионалы, узнала и полюбила публика.
Вообще сыграть на таком конкурсе, выйти на такую сцену — очень важный этап в жизни. 25 пианистов отобрали из более чем 300 заявок — уже это говорит об их незаурядности. И если они уже выступили, их услышали, им аплодировали, они сыграли огромную программу и заявили о себе — это в любом случае положительно скажется на их будущей профессиональной жизни.
Конкурс имени Чайковского — это, конечно, здорово выиграть его — огромное дело. Но это не цель, это только начало. И как дальше сложится у человека жизнь не знает совершенно никто.
Важно не только выиграть конкурс, а как ты дальше будешь с этим жить. Победа — это средство, а не цель.
Валентин, пианист: «Должны победить человечность, любовь и искренность»
— На Конкурс я шел как на концерт, потому что в зале царит невероятная атмосфера. Между участниками не ощущается соревнования, чувствуется, что каждый из пианистов настолько долго и упорно готовился к выходу на сцену, что каждое выступление — настоящее откровение.
Я принципиально не слушал выступления в записи, слушать вживую — совершенно другое впечатление. Были случаи, когда пианист в записи не зацепил, а вживую произвел на меня большое впечатление, и теперь я буду за ним следить.
От каждого музыканта исходило такое невероятное количество энергии, все играли с невероятным отношением и любовью к делу, к исполняемой программе. Когда это исходит от каждого участника, мне кажется, это намного ценнее сольного концерта выдающегося пианиста. Ведь если это маститый пианист и у него много концертов по всему миру, думаю, к каждому из своих концертов он готовится равнозначно.
А Конкурс имени Чайковского — это такая мечта, и каждый участник готовится к нему по-особенному. Это мы и услышали: все играли по-особенному, уровень просто фантастический, я такого еще никогда не слышал.
Я не уставал слушать выступления много часов подряд, очень рад, что у меня была такая возможность. Очень рад, что на Конкурсе у меня случились открытия.
— Кто должен победить при таком высочайшем уровне исполнителей? Какими качествами должен обладать этот талант?
— Думаю, должны победить человечность, любовь и искренность — то, что всегда побеждало власть, деньги и личные интересы.
Если вспомнить историю Конкурса имени Чайковского, можно сказать, что добро всегда побеждало зло. Я считаю, что независимо от результатов на музыкальном небосклоне останутся только те музыканты, которые по-настоящему любят искусство, людей, свою публику. Музыканты, готовые искренне делиться своими эмоциями, мыслями и своими совершенными тайнами через искусство.
Все пианисты Конкурса, даже те, кто выступил только в первом туре — зрелые музыканты со своим видением мира, всем есть что сказать. Для нас, зрителей, Конкурс Чайковского — это праздник музыки. Думаю, все участники в дальнейшем будут радовать нас своими выступлениями, никто из них не пропадет.
Кира, математик: «Конкурс обогатил мои знания»
— Я целенаправленно хотела попасть на Конкурс, но, как ни странно, по ошибке. Я была уверена, что это тот самый конкурс, чья реклама в детстве прерывала мультики по телеканалу «Культура». Поэтому мне было приятно восхищаться тем, что я восхищаюсь этим событием хоть раньше он только и ассоциировался с помехой мультикам…
Стоит отметить, что в этом приятном заблуждении я находилась аж 4 года с прошлого Конкурса.
Не могу сказать, что я за кого-то именно «болею», но на втором отделении концерта фортепиано слезы не сходили с моих глаз. И это были прекрасные слезы, сопровождаемые непередаваемым ощущением!
А еще мне казалось, что я привыкла к исполнению как к картинке (мне всё равно вижу я исполнителя или нет), но на Фудзита Мао мой глаз зацепился на нем, и уже не хотел пропускать ни мгновение. А еще у него невероятная улыбка!
В общем, кажется, Конкурс имени Чайковского обогатил еще мой мешочек знаний под названием «На что же способна музыка» и показал, что восхищаться не самим произведением, а именно исполнением еще как возможно… (А до этого-то кто-то внутри меня подсмеивался над людьми, которые восхщались именно исполнением, и им было всё равно, что слушать. Теперь мне стыдно (улыбается).
Хочу сказать, что уже прошло 3 дня с последнего концерта, на котором я была, а в головке всё равно иногда начинает звучать музыка с конкурса!
Виктория, пианистка: «Конкус Чайковского — праздник, который я очень люблю»
— Я хожу на Конкурс с тех пор, как в нем победил Денис Мацуев. С того времени это стало для меня хорошей традицией.
Для меня Конкурс Чайковского — это праздник, который я очень люблю. Я слежу за ростом и развитием участников Конкурса. Хочу сказать, что действительно хороших музыкантов очень много, очень крепкий состав в этом году. Мне хочется услышать такое исполнение, чтобы я , будучи музыкантом, не анализировала музыку, не разбирала ее по партиям, а просто наслаждалась музыкой. Вот таких исполнений и музыкантов на Конкурсе — немного.
Конкурс Чайковского настолько активно и ярко освещается, что, я уверена, каждый участник (даже тот, кто не прошел в какой-то тур) найдет свою аудиторию. Говорю даже по себе: тех пианистов, которых я не смогла послушать во втором туре в зале, обязательно посмотрю по трансляции. Обязательно буду следить за судьбами участников, буду смотреть афиши.
Ольга, музыковед: «Я пришла за звуком»
— Я — за жизнь, а жизнь — она в звуке. Я хочу услышать живую музыку, не машину по извлечению звуков в быстром темпе. У всех пианистов высочайший уровень, у всех сильнейшая техника. Но ее сейчас никого не удивишь. Я пришла за звуком.
Всем участникам хочу пожелать не выгореть морально. Конечно, у всех них — невероятная нагрузка на мозг и нервы. Поэтому пожелаю, чтобы хватило душевных сил на будущее, преодолеть непройденное, не выгореть в жизни.
Лариса, музыкант: «От результатов Конкурса жду справедливости»
— Я хожу на прослушивания, чтобы получить удовольствие. Первый тур смотрела по medici.tv и хочу сказать, что благодаря трансляции можно получить вполне четкое представление об уровне исполнителя.
Все пианисты — сильные и крепкие, но хочется индивидуальности, чтобы было видно, что перед нами талант. Хочется захвата, энергетики.
Конечно, Конкурс Чайковского очень сложный конкурс, все участники находятся в большом напряжении и стрессе. Низкий им поклон за то, что осмелились на такое. У каждого из них должно быть что-то внутри, некий стержень, который не позволит никогда отчаиваться. От результатов Конкурса жду справедливости.
Татьяна Плющай