Транссибирский Арт-фестиваль уже развернулся во всю свою мощь, и счет событиям в самых разных городах планеты пошел уже на десятки.
О том, как открывался Шестой Транссибирский – в материале Ирины Шымчак.
21 марта 2019 в Новосибирске в Концертном зале им. А. Каца в шестой раз стартовал один из лучших музыкальных форумов нашего времени – Транссибирский арт-фестиваль, возглавляемый Вадимом Репиным.
Кажется, совсем недавно, весной 2014 года, с огромным интересом мы встречали первый Транссибирский, ставший ярким и незабываемым событием в жизни не только Новосибирска, но и всего культурного пространства нашей страны. Начинать, как известно, всегда непросто, а в случае с регулярным музыкальным фестивалем поддерживать должный уровень (что в современных условиях подразумевает и развитие, и постоянный поиск новых форм) – еще сложнее.
Однако все эти годы фестиваль рос, утверждался, менялся, завоевывал новые площадки (и не только в России), открывал новые имена и покорял новых слушателей. Первые пять удались на славу, и вот мы встречаем шестой.
Шестой же, вобрав в себя успешный опыт своих предшественников, удивил еще большим размахом. Территория его распростерлась от Новосибирска («оплота фестиваля», как называет его Вадим Репин) на запад, восток, юг и даже север: Новосибирск, Самара, Красноярск, Норильск, Санкт-Петербург, Москва, Томск, Тюмень, Тобольск. И это далеко не все российские города. Что же касается зарубежных «пунктов остановки» – тут проще перечислить страны: от Южной Кореи до США, включая Японию, Францию, Австрию, Германию.
Особенность фестиваля – обязательное включение в программу новых произведений, созданных современными композиторами специально для этого форума. В его историю уже вошли мировые премьеры сочинений Б. Юсупова, Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, Э. Шнайдера, С. Губайдулиной.
В этом году публику ожидали три мировые премьеры: 25 марта в рамках проекта «Сделано в Сибири» Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил сочинение «Музыка моря» новосибирского композитора Бориса Лисицына, 8 апреля Вадим Репин представил посвященный ему же Концерт для скрипки с оркестром Александра Раскатова, а 11 апреля в Красноярске прозвучало сочинение немецкого композитора Энйотта Шнайдера «Дон Жуан и Лепорелло» для контрабаса и контрабас-балалайки с оркестром.
Среди участников и гостей нынешнего фестиваля – как знакомые имена, так и новые: дирижеры Туган Сохиев, Шарль Дютуа, Ян Паскаль Тортелье, пианисты Сергей Тарасов, Константин Лифшиц, Андрей Коробейников, Денис Кожухин, скрипачи Вадим Репин, Сергей Догадин, Даниэль Лозакович, Роман Симович, виолончелисты Александр Князев, Антонио Менезес и многие другие.
В программу в честь Года театра в России были включены и театральные события. Впервые на фестивале прозвучала опера в концертном исполнении – «Тангейзер» Р. Вагнера (в транскрипции Дмитрия Юровского), а знаменитые кукольники из Милана – театр марионеток «Карло Колла и Сыновья» – привезли спектакли «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского и «Турандот» на музыку Дж. Пуччини.
На пресс-конференции, состоявшейся в Новосибирске в день открытия Транссиба, было сказано немало добрых слов в его адрес. Выступали и представители местных властей (министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников, директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин), и руководители фестиваля (художественный руководитель Транссибирского Арт-фестиваля Вадим Репин, директор фестиваля Олег Белый), и музыканты, участвующие в программах фестиваля (дирижер Томас Зандерлинг, китайский дирижер Мухай Танг, композитор и пианистка Клаудия Янг).
“Когда что-то происходит в шестой раз, это уже серьезная и крепкая традиция, что меня очень радует. В очередной раз я жду встреч с нашей новосибирской публикой, потому что, как все мы знаем, наверное, сложнее всего возвращаться и выступать в своем родном городе, где ты вырос”,
– признался Вадим Репин.
“Мой главный посыл – приветствие наших гостей, наших артистов.
Бессменный «кит» всего проекта – наш потрясающий симфонический оркестр, с которым у меня связаны не только воспоминания, но и жизненный музыкальный путь. Новосибирский оркестр был моей поддержкой и радостью нашего совместного музыкального общения с моих первых шагов в музыкальном искусстве”.
Традиционно директор фестиваля Олег Белый представил конкретные цифры по статистике шестого фестиваля:
“В этом году у нас 43 мероприятия в России и 16 за ее пределами, 27 городов в 7 странах, из них 14 российских и 13 зарубежных. 15 городов впервые становятся частью Транссибирского Фестиваля.
В этом году мы впервые пересечем Полярный круг и выступим в Норильске. Всего в Фестивале примут участие 46 солистов из 19 стран”.
Цифры – цифрами, они убеждают в нужности и эффективности той огромной работы, которую уже шесть лет ведут Вадим и его неутомимая команда, но чем можно объяснить то, что даже природа благоприятствует Транссибирскому форуму?
Местные жители утверждают, что и в дни открытия, и во время фестивальных событий в Новосибирске всегда солнечно и сухо. Как бывалый гость фестиваля (с самого первого Транссибирского) подтверждаю, что каждый раз меня встречает яркое солнце и весенняя атмосфера!
В первые три дня фестиваля, на которых мне посчастливилось побывать, произошло столько событий, что, кажется, в столь кратком временном отрезке это невозможно. Но на Транссибирском время как будто спрессовано.
День первый – концерт-открытие с уже традиционным названием «Снова в путь!». Путь, мост, дорога, трасса – эти слова звучат здесь постоянно, отражая постоянное движение и стремительное действие в каждом мгновении любого фестивального дня.
Вечером 21 марта новосибирскую публику ждал настоящий праздник музыки. Билеты на концерт-открытие были раскуплены давно, и это неудивительно, ведь в нем принимали участие любимец новосибирской публики (и уроженец этого города) Вадим Репин и известный пианист Сергей Тарасов. За пульт Новосибирского симфонического оркестра встал его художественный руководитель и главный дирижер Томас Зандерлинг.
Еще до начала фестиваля, 20 марта, в Новосибирском Доме культуры «Энергия» Сергей Тарасов провел мастер-класс для одаренной молодежи из местных музыкальных учебных заведений, дав старт образовательной программе «Просто общайся со звездой». Он же и открыл фестиваль.
Программа концерта-открытия была составлена смело и, можно сказать, вызывающе, ибо соединить в одно целое шедевры классической музыки и представить их так, чтобы публика не заскучала и увлеченно слушала, – задача непростая.
Действительно, Второй концерт С. Рахманинова (хит для пианистов), Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром К. Сен-Санса (хит для скрипачей) и Болеро М. Равеля (хит для любого оркестра), с включением также популярной сюиты «Арлезианка» Ж. Бизе могли бы вызвать легкую улыбку у искушенных меломанов и откровенный зевок – «Что, снова? Сколько можно это предлагать?». Однако музыкальное чутье организаторов не обмануло, да и исполнительский уровень участников был очень высок.
После недолгой официальной части (с приветствием фестивалю выступили Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Сергей Меняйло, зачитавший телеграмму от В. Путина, губернатор Новосибирской области Андрей Травников и художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин), на сцене появились пианист Сергей Тарасов, маэстро Томас Зандерлинг и музыканты Новосибирского симфонического оркестра.
Сергей Тарасов не случайно был выбран организаторами для участия в концерте-открытии. Три года назад Сергей, вместе с Кларой Джуми Кан и Анри Демаркеттом, выезжал в города Новосибирской области с камерной программой и оставил слушателям самые яркие воспоминания, покорив своим удивительным талантом и мастерством не только жителей Новосибирска, но и всех, кто имел возможность побывать на тех выездных концертах.
Клара Джуми Кан: “Музыканты – всего лишь “проводники” идей композиторов”
В этот раз Сергей представил самое что ни на есть «шлягерное» произведение, одно из чаще всего исполняемых во всем мире, – Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова (не без подсказки Вадима Репина, конечно, для которого именно Второй – один из самых любимых).
Самым страшным испытанием для музыкантов, как известно, являются произведения заигранные. Второй фортепианный концерт Рахманинова – ловушка вдвойне опасная: вроде бы такой родной и изученный до дна, известный до последней ноты, но каждый раз эту высоту надо брать заново.
Три года назад, когда мы беседовали с Сергеем в Новосибирске, я предположила, что
«результат заключается в том, что человек пришёл на концерт, услышал, как Вы играете Рахманинова, и у него в душе что-то изменилось».
По сути, это и есть цель любого музыканта – изменить внутреннее состояние слушателя. Сделать так, чтобы он не просто «послушал красивую музыку», а проникся ею и впитал ее в себя, изменив тем самым свое восприятие мира, став хоть чуть-чуть лучше, «приподнявшись на котурнах». Произошло ли это в тот вечер? Мне кажется, да.
Сергей Тарасов: “Впитать в себя самое лучшее, но остаться самим собой”
В трактовке Сергея доминировали три составляющих: чистота, гармония, баланс. Это было очень честное исполнение, выверенное с тем, что «написано в нотах», но, в то же время, пропущенное через себя и оттого очень личное, особенное. Начиная с легендарных аккордов вступления и до самого ликующего финала пианист вел рахманиновскую мысль с благородной сдержанностью, сознательно, как мне показалось, избегая внешних эффектов.
Игра Сергея Тарасова оказалась лишена вызывающих ярких красок, но именно ее чистота, взвешенность и проникновенность приблизили публике саму суть рахманиновской музыки: ее одновременную исповедальность и интровертность. Видение пианиста совпало и с видением маэстро Зандерлинга, который в полной гармонии с солистом вел оркестр, мастерски и филигранно связывая работу всех музыкантов в единое целое.
Сразу после Сергея Тарасова на сцену вышел художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. Ярчайший музыкант современности, в родном Новосибирске на своем фестивале Вадим готов выступать хоть каждый день. Еще бы, ведь рядом – друзья детства, мама и любимые зрители! Кажется, что нигде больше, ни в одном городе, ни в одной стране мира, Вадим не отдает себя публике так щедро, как на сценах родного города.
Вот и в этот вечер зрители, заполнившие Концертный зал им. А. Каца, получили целых девять минут музыкального счастья. Ровно столько длилось гениальнейшее Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром К. Сен-Санса. Вадим играл с феерической свободой и тотальной самоотдачей, словно забыв обо всем, кроме музыки, которую он извлекал из своей уникальной скрипки. Вровень ему шел и Новосибирский симфонический оркестр под руководством Томаса Зандерлинга.
Вадим Репин: “Мы сделаем музыкальное искусство популярным делом”
После антракта оркестр разошелся не на шутку. Второе отделение – «французское» – началось со второй сюиты к «Арлезианке» Ж. Бизе и завершилось абсолютно хитовым «Болеро» М. Равеля. Атмосфера, по мере взвинчивания градуса исполнения пританцовывающим за пультом маэстро Зандерлингом, накалялась, и к кульминации публика уже неистовствовала.
Кстати, в 2015 году на втором Транссибирском НСО исполнял «Болеро» вместе с Гинтарасом Ринкявичюсом. Нынешнее исполнение под руководством Томаса Зандерлинга подарило еще большие эмоции, продемонстрировав всю мощь и возможности оркестра.
22 марта на сцене Концертного зала им. А. Каца впервые выступили гости из Китая – Харбинский симфонический оркестр под управлением Мухая Танга. Уникальный коллектив был создан в 1908 году как российский оркестр второго батальона бригады Амурской железной дороги. Маленькая деталь – первым произведением, которое исполнил этот оркестр, стала Торжественная увертюра «1812 год» П. И. Чайковского.
Новосибирскую публику харбинцы порадовали российской премьерой уникального произведения – Концерта для фортепиано с оркестром «Сон в красном тереме» (версия 2018), созданном композитором и пианисткой Клаудией Янг в творческом содружестве с венгерским композитором Дьюла Фекете. Автор его и исполнила вместе с Харбинским симфоническим оркестром с маэстро Мухаем Тангом за пультом в первом отделении концерта, а во втором харбинский оркестр представил публике Девятую симфонию А. Дворжака «Из нового света».
Китайцев зал принял на «ура», а четыре биса, щедро предложенные новосибирцам, вызвали в зале невероятное оживление.
В этот же день днем в ДК «Энергия» Константин Лифшиц делился своими бесценными знаниями с юными коллегами, участниками образовательной программы «Просто общайся со звездой».
Пара часов, проведенных в общении с этим выдающимся музыкантом, профессором Высшей школы музыки в Люцерне, безусловно, принесла ребятам огромную пользу.
23 марта нас ждала «Брамс-премьера!». Действительно, разве можно обойтись на Транссибирском без Брамса, которого Вадим Репин, основатель фестиваля, обожает? Вместе с ним в этот вечер на сцене Концертного зала им.А. Каца появились музыканты известные и любимые публикой всего мира – Константин Лифшиц и Александр Князев.
Сам худрук фестиваля считает, что «камерные концерты сами по себе – как мастер-класс камерного музицирования». Добавлю – особенно когда в них принимают участие выдающиеся музыканты.
Программа «Брамс-премьера!» состояла не только из популярных виолончельной (соч. 38) и скрипичной (соч. 108) сонат, но и раритета, в Новосибирске исполнявшегося впервые, а в России долгое время уж точно не звучавшего – Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (переложение Секстета №1 для фортепианного трио сделал друг Брамса и ученик Шумана Теодор Кирхнер).
И, если в случае с первым отделением, в которое вошли шедевры камерного жанра, воплощающие квинтэссенцию творчества композитора (для многих – «любимый камерный Брамс»), ожидания были высоки (забегая вперед, замечу, что они оправдались с лихвой), то в случае со вторым – фактически премьерным исполнением этой раритетной вещи, было много неизвестных.
В разговоре с Вадимом накануне концерта он признался, что идея исполнения Трио на фестивале принадлежит Александру Князеву. «Он болеет этим произведением, – приоткрыл тайну Вадим. – И вот мы репетируем уже три дня, и это фантастическая музыка. Ранняя. Как будто Шуберт! Шубертом там все овеяно…Для меня это будет премьера, да и в Новосибирске Трио будет звучать впервые. Потом мы это повторим в Москве».
Пожалуй, наибольший груз ответственности за успех исполнения лег в этот вечер на плечи Константина Лифшица, который сначала выступал с Александром Князевым, потом с Вадимом Репиным, а во втором отделении с ними двумя. Колоссальная нагрузка, однако пианист справился с ней легко (на мой взгляд, конечно), ведя своих партнеров по ансамблю мудро, тактично и бережно, позволяя им раскрыться в полной мере.
Но ведь и играли музыканты вместе – не впервые. Константин и Александр на Транссибирском, скорее, не гости, а – резиденты: Лифшиц принимает участие уже в четвертый раз, Князев – пожалуй, не меньше. Виолончельная соната №1 ми минор соч. 38 в их исполнении прозвучала на одном дыхании, настолько идеально по балансу, темпам, сопряженности эмоций, что стало понятно – это настоящие мастера камерного жанра, высший пилотаж.
Дуэт Константина Лифшица с Вадимом Репиным отличался от дуэта с Князевым принципиально. Вадим выступил в несвойственной ему манере и захватил в ансамбле столько исполнительской свободы, сколько смог, а Константин щедро предоставил ему такую возможность.
Музыка получилась завораживающая. Репин, сбросивший все оковы и презревший условности, и Лифшиц, показывающий высочайший мастер-класс работы с солистом (пожалуй, могу так сказать, нисколько не забывая о том, что речь идет о дуэте) создали настоящее чудо. Исполнение вышло сверхэмоциональным, а некоторые шероховатости в сочетании инструментов с лихвой покрывались индивидуальным мастерством музыкантов.
После завершения дуэта Репина и Лифшица публика имела возможность перевести дух в антракте. Мы даже представить себе не могли, что ждет нас во втором отделении. Раннее сочинение Брамса – Секстет №1, соч. 18 и так не назовешь часто исполняемым. При обсуждении программы музыканты и люди околомузыкальные разошлись во мнении – премьера ли это для России или все-таки было исполнение раньше? Однозначно можно сказать: для Новосибирска это была премьера, да еще какая!
Удивительная по красоте музыка 27-летнего Брамса («почти Шуберт») любого меломана покоряет свежестью чувств. Непосредственность и обнаженность эмоций молодого композитора увлекла и самих музыкантов, которые с самозабвением погрузились в исполнение Трио.
Взаимопонимание между Репиным, Князевым и Лифшицем рождалось на уровне считывания мыслей, а уж влюбленность в музыку Брамса, тончайшее знание его стилевых особенностей добавляли исполнению жизни и легкости, а феноменальные синхронность, сыгранность и настроенность на партнера создавали потрясающее ощущение цельности.
Особенно поразила вторая часть Трио andante, ma moderato. Сама в себе – шедевр, не случайно Клара Шуман, услышавшая ее еще на стадии работы Брамса над этим произведением, попросила сделать фортепианное переложение, известное впоследствии как Тема и вариации ре минор (молодой композитор потом подарил это переложение Кларе на день рождения). Брамс щедро наполнил эту музыку красотой и сиянием, а Репин, Князев и Лифшиц донесли ее нам вдохновенно и артистично.
Как и все большие музыканты, участники трио с легкостью сочетали в своей игре, казалось бы, вещи трудно сочетаемые: жесткий расчет, точность фразировки, продуманность каждого штриха, но при этом и полет фантазии, и феерическую роскошь звука, и широкое дыхание каждой фразы. Не случайно Константин Лифшиц в разговоре со мной прошлым летом заметил, что
«Самое сложное, мне кажется, что есть у музыкантов – не забывать о том, что вообще надо дышать. Поэтому, когда мы часто говорим, что «мертвая игра», «мертвое звучание» – мы имеем в виду на самом деле дыхание… Нет дыхания – бездыханное исполнение».
Константин Лифшиц: «Никогда не знаешь, где тебя настигнет счастье»
В исполнении трех музыкантов это дыхание ощущалось, музыка словно искрилась, сияла, расцветала разными оттенками звуков. Публика по достоинству оценила столь живое музыкальное действо, а брамсовская программа, без сомнения, вошла в летопись Транссибирского как одна из лучших камерных. В эту летопись вошли уже и мировые премьеры, и встречи с выдающимися музыкантами, и замечательная образовательная программа, дающая шансы на успех многим юным талантам, и фото/ художественные выставки, и показы уникальных документальных фильмов.
Транссибирский уже стал явлением. Он меняет картину реальности, ведь на его примере видно, что люди, влюбленные в то, что делают, верящие в успех, всегда найдут новые пути и откроют всем что-то необычное, нестандартное, то, что окажется дорогой в другую, лучшую жизнь. И покажут, что всегда есть место чему-то такому, чего еще не было. А и то, что уже было, вдруг покажется новым.
Транссиб охватил огромное количество участников и оживил культурный ландшафт Новосибирска, Красноярска, Норильска, Санкт-Петербурга, Самары запоминающимися событиями. Теперь он шагнул дальше – в мир. Впереди – Америка, Япония, Австрия, Южная Корея, Германия и Франция. Легкого пути, Транссибирский, и до новых встреч!
Ирина Шымчак