8 апреля 2019 в рамках шестого Транссибирского арт-фестиваля состоялась вторая мировая премьера.
На этот раз, после большого успеха работы Бориса Лисицына «Музыка моря», ее ждали.
Сразу после исполнения прекрасным бразильским виолончелистом Антонио Менезесом Первого виолончельного концерта Дмитрия Шостаковича на сцену вышел художественный руководитель фестиваля, скрипач Вадим Репин.
Именно он должен был исполнить с оркестром второй четырёхчастный концерт для скрипки с оркестром известного современного композитора Александра Раскатова, поскольку именно ему эта работа и была посвящена. А написать его Раскатову предложили Вадим Репин и последовательный сторонник современной музыки, полюбившийся новосибирцам эстонский дирижер Андрес Мустонен.
Концерт назван «…ex oriente lux …… с востока свет …». Премьера состоялась в Новосибирске, что уже отсылает к Востоку. Но главное в данном случае – культурологический аспект. В Европе в первую очередь выражена информативность мышления. Выражение, наоборот, снижено. Огромное количество информации приводит к «дезинформации» слушателя.
«И я думаю, что Восток, как обобщенный способ мышления, может внести в развитие музыки ту свежую струю, которой сейчас так не хватает»
— говорит Раскатов.
Концерт имеет устойчивое послевкусие и, наверное, рано делать какой-либо анализ произведения. Пока расскажу лишь об ощущениях от этого произведения.
Он интересен, атмосферный – местами свинговый, местами хулиганский.
Виолончелисты вращают свои инструменты, как завзятые музыканты джаз бэнда, птицы чирикают, хлопушки хлопают и Вадим Репин ставит финальную точку молодецким свистом в свой инструмент, который было слышно в зрительском фойе.
Признаться, я ждал, что и скрипачи и альтисты начнут играть на своих инструментах, как на гитарах или вращать ими над головой. Но до этого не дошло.
Словом было не скучно. А музыкальное хулиганство, без скатывания в китч, я очень люблю. Тут именно так и было. Сомневался, но к утру понял: у этого концерта хорошая исполнительская перспектива.
Транссибирский арт-фестиваль развивает важную традицию: каждый год представляет премьеры современных композиторов. Уже представляли свои работы Б. Юсупов, Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, Э. Шнайдер, а в прошлом году с большим успехом показали свою работу новосибирский композитор Андрей Молчанов и живой классик – София Губайдулина.
Мировая премьера сочинения Губайдулиной закроет Транссибирский Арт-фестиваль
Завершила вечер « Пятая симфония Бетховена». С учетом того, что Андрес Мустонен, помимо увлечения авангардом, прослыл самобытным интерпретатором классики, прозвучала она свежо и очень мощно, удовлетворив тех зрителей, для которых приход на концерт является событием редким. Они на себе испытали полные возможности резонанса.
После абсолютно непонятного для них первого отделения, первые такты Пятой симфонии Бетховена укрепили их в мысли, что настоящую музыку они понимают.
Ну, а для постоянных слушателей Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии, который (на пределе усталости – сколько им приходится играть!) показал высокий исполнительский класс, состоявшийся вечер был глотком свежего воздуха.
Александр Савин