Нано-опера — тот случай, когда блестящая идея находит прекрасное воплощение.
Дмитрий Бертман, замечательный режиссёр, создатель и руководитель театра «Геликон-опера», придумал проводить такой конкурс, чтобы помочь начинающим коллегам заявить о себе, а также получить возможность пройти стажировки и поставить спектакли в разных театрах России и мира.
Впервые конкурс прошёл в 2013 году и теперь регулярно проводится раз в два года.
Название «Нано-опера» объясняется тем, что участники обладают минимумом средств для воплощения своего замысла. Из декораций у них есть лишь ящики и немного бутафории. А также всего 10 минут времени (в третьем туре — 15) для того, чтобы изложить суть концепции, обозначить задачи, проконтролировать работу артистов и показать хотя бы частично конечный результат.
В первом туре конкурсанты ставят арии, во втором — дуэты, а в третьем — массовые сцены, сталкиваясь, таким образом, с совершенно разными задачами.
В арии нужно раскрыть образ персонажа, в дуэте — прочертить взаимодействие двух оперных героев, как правило, весьма драматичное, а в массовых сценах — показать свои способности к работе с большим количеством людей.
Но на самом деле участники должны срежиссировать не музыкальные номера, а свои выступления, как совершенно справедливо заметил один из членов медиажюри; не столько поставить номер, сколько стать героем собственного «перформанса» так, чтобы у жюри не возникало сомнений в профессиональном потенциале участника.
Главная особенность конкурса — открытость для публики: любой желающий может прийти в театр на все три тура и собственными глазами понаблюдать за тем, как создаётся спектакль. А для тех, кто прийти в театр не может, телеканалом Россия-Культура организована прямая трансляция соревнований в интернете, где число зрителей в этом году перевалило за 700 тысяч человек.
(В этом году ClassicalMusicNews.Ru также вел текстовый онлайн с “Нано-оперы” – не у всех есть возможность смотреть видеотрансляцию целиком.)
Работают молодые режиссёры с солистами и артистами хора театра «Геликон-опера». И не могу не сказать о том, насколько ярко проявляют себя музыканты в репетиционном процессе: все объяснения схватывают быстро, выполняют задачи точно, реагируют на корректировки чутко, а поют порой так же выразительно, как на спектакле.
Концертмейстеры, аккомпанировавшие певцам и хору все три тура, тоже достойны самых высоких похвал.
В «основное» (оно же «профессиональное») жюри конкурса, возглавляемое Дмитрием Бертманом, вошли режиссёры и директоры театров: Кристина Шепельман (генеральный директор театра Лисеу в Барселоне и оперного театра в Сиэтле), Кристоф Майер (генеральный директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге), Шелл Энглунд (генеральный директор и художественный руководитель Норрландз Операн в Умео), Нееме Кунингас (оперный режиссер из Эстонии), Александр Титель (художественный руководитель и главный режиссер Оперной труппы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Даниэль Крамер (художественный руководитель Английской национальной оперы), Валерио Тура (творческий агент, художественный консультант в Новом национальном театре в Токио), Розетта Кукки (художественный руководитель Оперного фестиваля в Уэксфорде, следила за конкурсом по трансляции из-за болезни), Георгий Исаакян (художественный руководитель и генеральный директор Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац), Сергей Бобров (художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета), Вячеслав Стародубцев (главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ).
Группа критиков образует медиажюри со своими призами в виде интервью, призванных помочь молодым конкурсантам стать известными.
В этот раз в медиажюри вошли Мария Бабалова («Вечерняя Москва»), Марина Гайкович («Независимая газета»), Феликс Грозданов («Дни.ру»), Владимир Зисман («Ревизор.ру»), Владимир Ковалевский («Комсомольская правда» в Северной Европе), Екатерина Кретова («Московский комсомолец»), Сергей Майоров (телеканал «НТВ»), Изабелла Пашинян (телеканал «ОТР»), Ольга Русанова («Радио России»), Йосси Тавор (радио «Орфей»), Ирина Шведова («Московская правда»), Дмитрий Морозов («Играем с начала»), Анжелика Пахомова (журнал «Семь дней»), Наталья Полежаева (телеканал «Россия-Культура»).
Количество подаваемых на участие в конкурсе заявок неуклонно растёт, а география стремительно расширяется. На этот раз жюри отобрало 13 режиссёров. Порядок выступления определялся на торжественной жеребьёвке.
После первого тура жюри выставляло каждому конкурсанту баллы от одного до тринадцати (максимальная оценка определялась по числу участников). Баллы суммировались и три режиссёра с наиболее низким количеством выбывали из конкурса.
Во втором туре действовала та же система, но участников было уже 10 и максимальное число возможных баллов соответствующим. В третий тур было допущено 7 режиссёров и премии распределялись по результатам обсуждения.
Торжественным закрытием конкурса служит традиционный Гала-концерт, куда входят номера не только лауреатов, но и других участников, в том числе не прошедших в третий тур.
Номера конкурсантов были немного доработаны и получили новый облик благодаря большому пространству, художественному использованию света, проецированию картинок на «задник» и костюмам.
В самом начале Гала-концерта прозвучало Вступление к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» под управлением Владимира Федосеева. Выбор номера маэстро объяснил тем, что опера была написана для молодых исполнителей, поэтому идеально подходит для праздника начинающих режиссёров.
Кроме того, театр поздравил своего главного приглашённого дирижёра с получением ордена «За заслуги перед Отечеством I степени». Дмитрий Бертман накануне тоже был удостоен Ордена почёта, ради чего ему даже пришлось пропустить первую половину третьего тура.
Все участники конкурса представили перед публикой под звучание первой сцены из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы», а торжественно завершил Гала-концерт и весь конкурс Марш из оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Оркестром «Геликон-оперы» руководил Валерий Кирьянов.
***
- Андрей Гуцов (Украина)
Р. Вагнер. Ария Фридриха из оперы «Запрет на любовь»
Режиссёр сравнил Фридриха с машиной. Герой рад, когда всё вокруг работает как часовой механизм с немецкой точностью. Но в арии персонаж должен открыть для себя новый, живой мир.
В качестве метафоры используется воображаемая коробочка с вылетающими бабочками. Реакцию на них певец передал хорошо, а вот всё остальное свелось к хождению по сцене. Режиссёр долго и красиво говорил, но конкретные задачи сформулировать не смог.
По результатам первого тура Андрей Гуцов получил 39 баллов и не прошёл во второй тур, но получил специальные призы основного (стажировка в театре «Геликон-опера») и медиажюри («Комсомольская правда» в Северной Европе).
- Рейчел Хьюер (Великобритания)
А. Дворжак. Ария Русалки из оперы «Русалка»
Образ Русалки в этой арии показывается через первое знакомство с человеком (на сцене присутствует её будущий возлюбленный). Музыки прозвучало мало, но судя по тому, что говорила участница конкурса, движения Русалки очень хорошо «накладываются» на арию.
У режиссёра есть чётко продуманная мизансцена и она отлично её объясняет. Умение грамотно обрисовать артистам задачи — безусловное достоинство участницы.
По результатам первого тура Рейчел Хьюер получила 86 баллов.
Ж. Бизе. Дуэт Кармен и Хосе из оперы «Кармен»
Главная идея участницы — показать, что в финале не Хосе убивает Кармен, а наоборот, свободолюбивая женщина душит своего бывшего любовника. Я, конечно, придерживаюсь убеждения, что режиссёрам можно делать всё, что угодно, но менять местами жертву и убийцу даже мне кажется абсурдным.
Кроме того, участница, потратив первые пять минут практически впустую, смогла сделать лишь начало дуэта (где вся её работа свелась к тому, что боксёрские перчатки Хосе «уплывают» к торжествующей Кармен) и сомнительное окончание номера. На мой взгляд, откровенно слабая работа.
По результатам второго тура Рейчел Хьюер получила 52 балла и не прошла в третий тур, но получила спецприз основного жюри (постановка в театре имени Н. Сац).
Мне это показалось странным, но дуэт включили в программу Гала-концерта. Исполнители — Ксения Вязникова и Вадим Заплечный. Ничего нового к нему не добавилось и единственное режиссёрское «достоинство» номера — обмен местами жертвы и убийцы.
Наверное, хотели поразить этим «гениальным» ходом воображение публики.
- Анна Салова (Россия)
Н. А. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
Садко и Волхова — Бонни и Клайд после авантюры. Для арии найден интересный «ключ»: Волхова по-разному реагирует на первый поцелуй и движения её души сочетаются с изменением музыки. Вероятно, именно поэтому участница оказалась среди лидеров по количеству баллов.
Но в процессе её работы с артистом можно было уловить отсутствие конкретики. Мало сказать «ругайся на себя», надо объяснить конкретно как это сделать. И режиссёр не должен в таких экстремальных условиях говорить артисту «придумай что-нибудь». Это участник конкурса должен был всё придумать и продумать.
Смотреть на Садко, заигрывающего с табличкой Бертмана, оказалось интереснее (режиссёр его, к счастью для себя и несчастью для публики вовремя одёрнула).
По результатам первого тура Анна Салова получила 119 баллов.
Дж. Верди. Дуэт Амнерис и Аиды из оперы «Аида»
У меня возникло ощущение, что при обрисовке характеров персонажей участница конкурса частично пересказывала учебник музыкальной литературы. Новым она сделала лишь социальный статус героинь.
Амнерис в её трактовке, конечно, не дочь Фараона, а Аида — не рабыня. Единственный приём, который режиссёр «нашла» для обрисовки образа Аиды — трясущийся в её руках стакан воды, передающий нарастающее внутреннее напряжение. На первую фразу Аиды вода расплёскивается по сцене.
Если режиссёр избирает реалистически-психологический ключ для своей постановки, то он максимально усложняет себе задачу: каждая мелочь должна быть продумана и выглядеть достоверно.
Если Амнерис поёт fissami in volto, но стоит к Аиде-истеричке спиной, оборачиваясь к ней лишь на слове vive, то такую мизансцену в предлагаемых условиях можно назвать лишь грубой ошибкой.
По результатам второго тура Анна Салова получила 58 баллов.
С. В. Рахманинов. Хор «Огни погашены» из оперы «Алеко»
Сначала режиссёр разбивает хористов по парам и устраивает вакханалию, в которой с девушками можно делать всё, что угодно.
Праздник прерывается появлением старого цыгана. Веселящиеся замирают, направляя взгляды своих девушек к нему. Тот возмущён участием в оргии Земфиры. Хористы пытаются их помирить, задабривают ласками цыгана и по живому коридору ведут к Земфире. Но та мириться с отцом не хочет, лишая тем самым праздника своих друзей. За это она удостаивается толкания плечом от каждого проходящего мимо хориста.
С «массовкой» участница конкурса работает хорошо, быстро развести мизансцены умеет и вообще наличие сильной школы даёт о себе знать во многом из того, что показала Анна Салова. И часто этот набор навыков может оказаться вполне достаточным для работы режиссёром.
По результатам конкурса Анна Салова получила спецприз от концертного зала «Зарядье».
Колыбельная Волховы вошла в программу Гала-концерта в исполнители Юлии Щербаковой и (без пения) Богдана Мотрука.
- Луис Эрнесто Донас (Куба)
Дж. Верди. Ария Риголетто из оперы «Риголетто»
В первой части арии Риголетто оказывается в тюрьме со связанными руками. Ищет выход. Марулло ему помогает и развязывает руки, но очень быстро из друга превращается обратно в придворного (хотя в конце должен вывести Джильду). Это всё, что успел показать участник конкурса. Некоторые фрагменты были повторены.
Сомневаюсь, что такое решение подходит арии. Оно никак не раскрывает образа Риголетто и смотрится совсем невыигрышно. Но работа режиссёра над деталями, видимо, произвела хорошее впечатление на жюри и он оказался абсолютным победителем первого конкурсного дня.
По результатам первого тура Луис Эрнесто Донас получил 134 балла.
Н. А. Римский-Корсаков. Дуэт Любаши и Грязного из оперы «Царская невеста»
Не думаю, что иностранным режиссёрам стоит браться за русскую классику. Конечно, больше всего шансов аккуратно поставить произведение, прочно основанное на национальной культуре, принадлежит тому, кто в этой культуре вырос, будь то фильм, пьеса или опера. Но бывают исключения, к которым публика часто оказывается невосприимчива. И это касается любой страны, не только России.
Участник расположил по сцене кубики с симметрично лежащими на них книжками и чемоданами. Мужская и женская половины. Григорий поёт фразу «зачем ты», когда Любаша пытается пройти мимо него за чемоданом.
Режиссёр много работал над зрительным контактом, но внятных и убедительных идей не представил. И если в первом туре он стал лучшим участником, то на этот раз занял второе место с конца.
По результатам второго тура Луис Эрнесто Донас получил 44 балла и не прошёл в третий тур.
Ария Риголетто была исполнена на Гала-концерте Михаил Никаноровым. В роли Марулло выступил Алексей Шевченко (без пения).
- Михаил Сабелев (Россия)
А. П. Бородин. Ария Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь»
Действие перенесено во времена Первой мировой войны. Бой позорно проигран. Владимир Игоревич мучается от комплекса выжившего и приступает к тяжёлой обязанности рассылать семьям погибших печальные вести.
Он переживает настолько, что хочет совершить самоубийство и сохранить тем самым жизни остальных людей, но Кончаковна спасает его от смерти своей любовью (логично предположить, что люди продолжат гибнуть, но об этом режиссёр умалчивает).
Уверен, представитель власти — не тот человек, который реально переживает из-за погибших в бою людей. Но в целом концепция интересна и неплохо гармонирует с музыкой.
Режиссёр работает с артистами быстро и чётко, что хорошо, но до выхода Кончаковны дело, увы, не дошло. Однако себе я записал его в фавориты.
По результатам первого тура Михаил Сабелев получил 77 баллов.
М. П. Мусоргский. Дуэт Марины Мнишек и Лжедмитрия из оперы «Борис Годунов»
Начинается дуэт с того, что Димитрий вылавливает в фонтане монетки, Марина застаёт его за этим занятием, угощает вином и играет с ним, но при этом не забывает показать своё отвращение к Димитрию в тот момент, когда он на неё не смотрит. Позже оба плескаются в фонтане.
Действие, конечно, перенесено в наши дни, персонажи получили современные характеристики и в этих условиях режиссёр смог сделать интересный и убедительный номер.
Моё отношение к работе этого конкурсанта на этот раз, кажется, совпало с мнением жюри, потому что он выбрался в тройку лидеров.
По результатам второго тура Михаил Сабелев получил 86 баллов.
Н. А. Римский-Корсаков. Сцена снежной метели из оперы «Кащей Бессмертный»
Эта сцена сама по себе может способствовать плодотворной работе режиссёра. Есть где разгуляться фантазии. Тенора превратились в упырей (по словам режиссёра, упыри — это как зомби, только русские, поэтому со смекалкой), басы — в леших (их украшают женские парики на всю голову), а альты — в кикимор (они ещё выполняют роль поводырей для леших).
Два человека с помощью трёх рук изображают детёныша Змея-Горыныча. На сцене располагаются ящики с сидящими в них хористками. Одна из них по велению Кащея выбрасывает вверх цветочек, которым тот попытается завоевать благосклонность царевны. Но та непреклонна.
Она хочет причинить боль обидчику сильно наступает ему на ногу, но вызывает лишь насмешку. Удар по бубну прихвостня внезапно оказывается для Кащея болезненным, тот достаёт череп, ставит его в центр условной авансцены и тут начинается музыка: царство Кащея медленно просыпается, собирается вокруг повелителя и по его приказу «войском» движется к Царевне.
Та сообразила, что череп как-то с ними связан, захватила его и начала управлять этой толпой. Прямо-таки военная тактика.
Персонажи разработаны по-разному, у режиссёра много интересных идей и он отлично работает с хором. На мой взгляд, он был самым лучшим участником на протяжении всех трёх туров. А по мнению жюри, он оказался «достоин» даже самого культурного центра в Щукино!
По результатам конкурса Михаил Сабелев стал лауреатом III премии, а также получил спецпризы от медиажюри (Радио России, «Играем с начала»), спецпризы основного жюри (Центр культуры и искусств «Щукино» и постановка для «Немецкой оперы на Рейне» в Дюссельдорфе).
В Гала-концерте была исполнена сцена снежной метели, правда, что очень обидно, без сценической «прелюдии». Роль Царевны исполнила Марина Калинина.
- Николас Исаси (Аргентина)
Дж. Верди. Ария Виолетты из оперы «Травиата»
Сценическое воплощение «прощальной» арии Виолетты было поставлено весьма традиционно. Сцена обозначила зеркало, кровать и окно. При этом зеркало — символ смерти, оно должно «затянуть» героиню в темноту в конце арии.
Ещё там обитает призрак. Видимо, именно поэтому Виолетта его избегает и, чтобы узнать, как выглядит, смотрит в окно.
Конечно, любая трактовка имеет право на существование, в том числе традиционная. Но тогда собственно режиссура оказывается слабоватой (а иногда даже лишней).
По результатам первого тура Николас Исаси получил 76 баллов.
В. А. Моцарт. Дуэт Фигаро и Сюзанны из оперы «Свадьбы Фигаро»
У этого участника тоже получился интересный номер. В первой части дуэта у Сюзанны и Фигаро нет контакта. Он занят измерительной рулеткой и светит себе фонариком смартфона. Сюзанна тем временем тоже погружена в телефон и делает селфи со зрителями и членами жюри.
Во второй части между ними устанавливается контакт, а сматывающаяся рулетка, которую оба они держат с двух концов, выступает символом их объединения. Но даже когда они сливаются в объятиях, Фигаро успевает одной рукой то ли смс-ку набрать, то ли сфотографироваться.
Мне номер понравился, а вот жюри, точнее многие из его членов, как оказалось, смертельно ненавидят использование телефонов на сцене, о чём сами же они позже и сказали. Поэтому они поставили режиссёру самую низкую оценку, с чем я согласиться ни в коем случае не могу.
По результатам второго тура Николас Исаси получил 41 балл и не прошёл в третий тур.
Неисповедим ход мыслей членов жюри. Именно этот «худший» по их мнению номер второго тура попал в Гала-концерт! Исполнили его Майя Барковская и Михаил Никаноров.
- Ляйсан Сафаргулова (Россия)
Н. А. Римский-Корсаков. Ария Кащеевны из оперы «Кащей Бессмертный»
Участница создала весёлый и убедительный номер, хорошо сочетающийся с музыкой. Кащеевна — женщина в поисках нежности — бокалами и ласками соблазняет связанного витязя, играет с ним ножом и совершенно случайно смертельно его царапает.
Ну, не этот – так другой витязь окажется попрочнее, мало их, что ли? Режиссёр к тому же хорошо объясняет задачи.
По результатам первого тура Ляйсан Сафаргулова получила 127 баллов.
Дж. Верди. Дуэт Виолетты и Жоржа Жермона из оперы «Травиата»
Зачем выставлять 15-минутный дуэт на конкурс, где отпущено для работы 10 минут, я не очень понимаю. Участница придумала, что Жермон — клиент Виолетты и из этой своей идеи выводит решение всей сцены. Но то, что получается в итоге — никак их общее прошлое не выдаёт, это вполне традиционная постановка первых строк дуэта.
Об идее автора зрителям придётся узнавать из программок. Но в программки обычно лезут, чтобы разобраться в том, что «наворотил» режиссёр, а тут у публики даже подозрения не возникнет, что там что-то «не так». В первом туре участница показала себя лучше.
По результатам второго тура Ляйсан Сафаргулова получила 59 баллов.
Н. А. Римский-Корсаков. Сцена из третьего действия оперы «Золотой Петушок»
Первая часть хора решена как напряжённое наблюдение за неопознанным летающим объектом. На нём прибывает Шамаханская царица, у неё на поводке довольный царь.
Во второй части хористы расшибают лбы об пол, мужчины устраивают живой «диван» для Царицы, а чижик-пыжик с криво натянутым кокошником роняет к ногам гостьи каравай.
Работа режиссёра выглядит вполне грамотной, закончена она была раньше отпущенного времени, и, видимо, благодаря обращению к БДСМ-тематике и личному обаянию Ляйсан Сафаргуловой, вызвала коллективное помешательство и обеспечила участнице абсолютное лидерство.
По результатам конкурса Ляйсан Сафаргулова стала лауреатом I премии, а также получила общий приз медиажюри и отдельные спецпризы (Дни.ру, Радио России, радио «Орфей», «Московский комсомолец»), приз зрительских симпатий (трансляция в интернете), спецприз Уэксфордского фестиваля (постановка камерного произведения, связанного с именем Шекспира).
В Гала-концерте (а пришёлся он, кстати, на день рождения победительницы) были показаны два номера. Ария Кащеевны в исполнении Ксении Вязниковой и (без пения) Алексея Вертоградова и сцена из третьего акта «Золотого петушка».
Я ни в коем случае не желаю присоединяться к коллективному воспеванию участницы, но должен признать, что Ария Кащеевны, за счёт оригинальной и отлично продуманной трактовки и восхитительного исполнения, стала самым ярким номером Гала-концерта во всех смыслах.
- Стефано Симоне Пинтор (Италия)
Р. Леонкавалло. Ария Недды из оперы «Паяцы»
Режиссёр закатил артистам лекцию о том, что такое веризм, будто никто этого раньше не знал. Он решил, что веризм и современные реалити-шоу — примерно одно и то же. В таком ключе он и сделал арию.
Сначала Недда смотрит в экран, потом проходит по сцене и всматривается в далёкую лампочку (по мысли режиссёра это должно обозначить духовное «перерождение» героини), слышит птиц, трелями «пробует» микрофон и Баллателлу поёт уже в обнимку с аппаратурой.
Режиссёр хорошо и много говорит (собственно работа над арией началась лишь с 4-й минуты), но хорошего результата это не даёт, а сама концепция вызывает сомнения. Жюри, однако, считает иначе.
По результатам первого тура Стефано Симоне Пинтор получил 106 баллов.
Р. Леонкавалло. Дуэт Недды и Тонио из оперы «Паяцы»
Режиссёр не стал придумывать что-то новое и продолжил работу, начатую на первом туре. Тонио у него наркоман, чьё нарастающее возбуждение передаётся с помощью увеличивающейся амплитуды нервного тика. Он не очень хорошо отличает реальность от игры и его «взрыв» спровоцирован тем, что Недда показывает сценарий, давая понять, что её «любовь» диктовалась лишь сюжетом. Кульминационный фрагмент дуэта сделать не успели.
По результатам второго тура Стефано Симоне Пинтор получил 80 баллов.
Р. Леонкавалло. Хор с колоколами из первого действия оперы «Паяцы»
Можно было подумать, что режиссёр не знает других опер, кроме «Паяцев», а оказалось, что он посвятил все свои выступления этой опере в честь годовщины её первого представления (21 мая 1892).
Согласно его концепции, которой режиссёр хранит прямо-таки «католическую» верность с первого дня конкурса, номер превращен в кастинг реалити-шоу, где герои показывают свои таланты, а зрители в зале голосуют «за» или «против».
По сцене разбросаны всякие телевизионные аксессуары. Один из хористов, чтобы как-то «собрать» желающих попасть в телевизор кричит поперёк музыки «встаньте в ряд пожалуйста» (режиссёр произнёс эту фразу по-русски так, словно учил её всю ночь).
Да, концепция убедительная в данном случае, хотя интереснее всё же, когда участник проявляет больше фантазии. Но у номера есть большой недостаток: в нём слишком много суеты. А ещё режиссёр снова много говорил: вся первая часть выступления превратилась в разговор, но если в первом туре жюри считало это ошибкой, то в этот раз, очевидно, изменило мнение.
По результатам конкурса Стефано Симоне Пинтор стал лауреатом II премии, а также получил спецпризы от медиажюри (Телеканал ОТР, телеканал «Россия-Культура» — постановка конкурсного дня в проекте «Большая опера»).
Для Гала-концерта была выбрана Баллада Недды, исполненная Ольгой Толкмит и (без пения) Ильёй Патрикеевым.
- Елизавета Корнеева (Россия)
П. И. Чайковский. Ария Роберта из оперы «Иоланта»
Могу предположить, что в этой арии как-то отразился жизненный опыт участницы. Роберт и Готтфрид подглядывают за девушками и пытаются до них добраться, но у героя арии есть Матильда, которая «запрещает ему любить других девушек».
Для объяснения задачи в Матильду регулярно перевоплощалась сама участница конкурса и этот её образ оказался раскрыт шире, ярче и полнее, чем образ Роберта.
На мой взгляд, не самый правильный ход. Да и стилистически созданная режиссёром атмосфера «кривого зеркала» данной опере Чайковского решительно не подходит.
По результатам первого тура Елизавета Корнеева получила 73 балла.
П. И. Чайковский. Дуэт Марии и Любови из оперы «Мазепа»
Мать и дочь разделены стеной и дверью. Дочь спит, мать крадётся к ней с интригующим свёртком. После слова «казнь» Мария перестаёт слышать мать и на всякий случай хватается за пистолет. Любовь разворачивает свёрток и достаёт оттуда топор.
В этот момент участница конкурса произнесла полюбившуюся мне фразу, которую я вынес в заголовок.
Дуэт получился действенным и убедительным, режиссёр хорошо работает с певцами, быстро и понятно объясняет им их состояние и задачи, создаёт необходимую жуткую атмосферу сценическими и актёрскими средствами.
На этот раз работа участницы понравилась и мне, и членам жюри, которые наградили её высшим баллом.
По результатам второго тура Елизавета Корнеева получила 94 балла.
У. Джордано. Хоровая сцена из оперы «Сибирь»
Участница скотчем разделила сцену на две части. Первая — «ландшафтный театр» (по её словам). Туда в кучу сбрасывают трупы и сержанты срывают с них драгоценности.
Вторая — «театр психологический». Каждый хорист имел свою биографию, о которой он узнал в ходе предварительного разговора с режиссёром. Но на работе хора это никак не отразилось.
Сцену бунта и его подавления поставить не получилось, в том числе из-за того, что половина сцены была занята трупами.
Цитату русской песни режиссёр попросила исполнить по-русски, хотя это ничего не дало ни музыке, ни сценическому решению. Неудачный номер.
По результатам конкурса Елизавета Корнеева стала лауреатом II премии, а также получила спецпризы и от основного жюри (предложен контракт на постоянной основе в Красноярском оперном театре), и от медиажюри («Московский комсомолец»).
В Гала-концерт попали два номера: дуэт из «Мазепы» в исполнении Ксении Вязниковой и Ольги Толкмит и хоровая сцена из «Сибири» (солисты — Дмитрий Скориков, Алексей Вертоградов, Николай Меликов).
- Ари Теперберг (Израиль)
В. А. Моцарт, ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
Керубино поёт о любви к женщинам, а сам тем временем играет с украшениями в шкатулке, принесённой Сюзанной. Пока тот обвешивает себя побрякушками, Сюзанна тщательно протирает пыль на декорациях.
В опере такой номер может быть смотрелся бы хорошо, но самой арии это решение не подходит, потому что не только никак не раскрывает то, что есть у Моцарта, но и ничего нового взамен не предлагает.
По результатам первого тура Ари Теперберг получил 77 баллов
Дж. Верди. Дуэт Азучены и Манрико из оперы «Трубадур»
Режиссёр придумал лишь один штрих, но так удачно, что на нём держится и «работает» вся сцена.
Азучена имеет маниакальную привычку зажигать спичку и смотреть как та горит. Ей это необходимо для избавления от видений умирающей в огне матери.
Манрико пытается отучить её от этого и ему на какое-то время удаётся облегчить душевные страдания Азучены.
По результатам второго тура Ари Теперберг получил 79 баллов.
Ж. Бизе. Секстет и хор из третьего действия оперы «Кармен»
Режиссёр шесть минут объяснял, как хористы с палочками будут 30 секунд идти вокруг сцены, изображая калек. По сути, здесь ничего не происходит ни у Бизе, ни у режиссёра.
Одинокое «событие» номера — сооружение костра из палок, а единственное достоинство — впечатляющее многообразие индивидуального облика хористов.
По результатам конкурса Ари Теперберг получил спецприз от медиажюри (Радио «Орфей»), приз зрительских симпатий (посетители «Геликон-оперы»).
Мария Масхулия исполнила на Гала-концерте арию Керубино в «постановке» этого участника. На этот раз обошлись без Сюзанны.
- Анна Бородина (Россия)
Дж. Верди. Ария Амелии из оперы «Бал-Маскарад»
Режиссёр умеет создавать атмосферу. Индейское гетто, воздушное захоронение и прочие некрофильские ужастики — это всё отлично и такой спектакль я бы посмотрел с удовольствием.
Но участница не смогла выгодно показать свою работу в условиях конкурса, слишком растянув время и акцентируя внимание на далеко не самых важных деталях (в предлагаемых регламентом обстоятельствах).
Первые 7 или 8 минут ушли на то, чтобы сделать оркестровое вступление, где Амелия носится с картой. Успели немного повозиться с речитативом, но до самой арии дело не дошло, что, безусловно, плохо.
По результатам первого тура Анна Бородина получила 60 баллов и не прошла во второй тур.
- Анхель Дель Кастильо (Испания)
Ж. Бизе. Ария Микаэлы из оперы «Кармен»
Кармен — киноактриса и звезда инстаграма, изображение которой размножено на валяющихся жёлтых листочках (этой роли удостоилась фотография Пенелопы Крус). Микаэла отправляется на поиски Хосе в Барселону, а Кармен, сама того не зная, дарит Микаэле свободу.
Образ трактуется вполне традиционно, но в современном антураже. Режиссёр, прилично изъясняющийся по-русски, работает с артисткой почти по системе Станиславского. Но жюри приняло решение не в его пользу.
По результатам первого тура Анхель дель Кастильо получил 73 балла и не прошёл во второй тур, но получил приз зрительских симпатий (посетители «Геликон-оперы»).
- Игорь Бондаренко (Россия)
Фр. Чилеа. Ария Принцессы де Буйон из оперы «Адриана Лекуврёр»
Принцесса де Буйон ждала мужчину слишком долго, распереживалась, возмутилась и села в автомобиль. Пока размышляла о своём душевном состоянии, успела покрасить губы. Смена мыслей передаётся с помощью поворотов руля. Успевает остановиться и посмотреть на городские часы. Режиссёр тут даже Людовика XIV процитировал.
В конце концов героиня чуть не сбивает человека и во второй части арии размышляет, стоят ли её терзания жизни людей. Ответ, разумеется, отрицательный.
Поначалу может показаться, что режиссёр решил «поиграть в машинки». Но по факту оказывается, что он сделал превосходный режиссёрский номер, где история вроде бы не много общих черт имеет с оперой, но очень органично «ложится» на музыку арии и на слова.
Это самый интересный и сложный путь в современный режиссуре: создать новый сценический текст поверх нотного, но ещё и умудриться сделать это так, чтобы они не противоречили друг другу. Поэтому данного участника я тоже хотел бы выделить среди остальных.
По результатам первого тура Игорь Бондаренко получил 106 баллов.
И. Штраус. Дуэт Розалинды и Айзенштайна из оперетты «Летучая мышь»
Ещё одно безусловное достоинство участника, проявившееся и в первом, и во втором турах — способность уложиться в 10 минут и представить выбранный номер полностью.
Оперетта — та область, где режиссёр, очевидно, чувствует себя комфортнее всего. В рамках требований жанра номер получился вполне адекватным: перевоплотиться в пьяных, поиграть в жмурки, страстно поизображать любовь на скамеечке — это всё хорошо, но по сравнению в первым туром выглядит уже не столь оригинально.
Режиссёр не устаёт показывать свою эрудицию и назвал позу, в которой Розалинда встречает мужа, Экстазом Святой Терезы.
По результатам второго тура Игорь Бондаренко получил 66 баллов.
П. И. Чайковский. Сцена казни из оперы «Мазепа»
Хор распространяет новость о захватывающем зрелище среди публики, солисты изображают продвижение в телеге по плохой дороге к месту полёта голов, а в конце хористы выстраивают вокруг них фигуру солнца.
Из цитат режиссёр на этот раз ограничился упоминанием «Быдла» Гартмана.
Начал участник, как говорится, «за здравие»… но с каждым днём выступления его были выглядели всё более слабыми.
По результатам конкурса Игорь Бондаренко получил спецприз: ему предложено стать ассистентом Вячеслава Стародубцева (на всех площадках, где работает режиссёр, включая Новосибирский оперный театр).
На Гала-концерте публику повеселил дуэт Розалинды и Айзенштайна в исполнении Елены Семёновой и Вадима Заплечного, а также Андрея Орехова и Ильи Патрикеева.
***
Не признавать за режиссёрами главенствующей роли в театре нашего времени — всё равно, что отрицать закон всемирного тяготения. Да, было время, когда в опере властвовали певцы. Им на смену пришёл композитор. Затем, прикрываясь «службой» композиторам, власть присвоили себе дирижёры.
А сегодня такое время, когда единственным человеком, способным «примирить» художественный объект прошлого с современностью, может стать лишь режиссёр, и на мой взгляд, чем шире пропасть между замыслом композитора и постановкой режиссёра, тем лучше.
Эта уникальная профессия порой разделяется на два «полюса»: первый — собственно «режиссёр», т. е. человек, создающий «театральный текст» на основе партитуры; второй — тот, кого логичнее было бы называть «постановщиком», т. е. человек, воплощающий на сцене то, что было создано другими.
По моему мнению, оба эти варианта должны существовать на равных правах. Потому что у каждого зрителя периодически должен возникать выбор и иногда действительно необходимо напоминать друг другу о том, как выглядели спектакли в другие века.
Быть хорошим постановщиком сложно, потому что необходимо досконально знать эпохи, куда помещается действие; театральный язык того времени, в котором жил композитор; суметь донести это до артистов и добиться от них полного соответствия выбранному стилю, будь то риторика жестов и мимики эпохи барокко или психологический реализм романтиков.
Быть хорошим режиссёром не менее сложно, но задачи уже другие. Режиссёр должен создать свой мир, собственный театральный язык и стиль; установить в этом мире правила и умудриться их соблюсти; убедить в своей правоте артистов и увести их в дебри своей фантазии.
Создатели спектакля находятся либо на одном из полюсов, если это гении своего дела (например, Франко Дзеффирелли и Роберт Уилсон), либо в зоне притяжения какого-либо из них, если это фигуры поскромнее.
В этом разнообразии заключается прелесть нашего времени, где нет одного-единственного канона, малейшее несоответствие которому считается эстетическим дефектом. Вместо этого существует множество вариантов исполнения одного и того же произведения (в нашем случае — постановки оперы), и каждый из них хорош по-своему (или по-своему плох), а одно приходит на смену другому.
Большой жизненный опыт — не то, что следует ожидать от молодых режиссёров, хотя для профессии он необходим. Поэтому у меня наибольший восторг всегда вызывают те номера, где чувствуется «энергия молодости», дух нашего времени и бурная фантазия.
Попытки молодых людей разобраться в психологии персонажей, созданных зрелыми людьми, конечно, симпатичны, но, как правило, малоубедительны в силу объективных обстоятельств, хотя бывают и исключения.
Конкурс «Нано-опера» интересен, помимо всего прочего, тем, что даёт возможность в «домашнем» формате познакомиться с этим многообразием. Почти у каждого участника чувствуется индивидуальный «почерк» и определённая манера работы с артистами. Своими выступлениями конкурсанты так или иначе отражают текущие театральные тенденции, а комментирующие их труд критики и члены основного жюри — типовые реакции профессионального сообщества.
Если честно, меня сильно удивила и даже в какой-то степени возмутила позиция некоторых членов жюри, рассуждающих о человеческих отношениях в опере и об эмоциях. Они, безусловно, правы, но лишь частично.
Музыка, конечно, повествует о чувствах и обо всём «в этом духе», но опера — это ещё и театр, что предполагает некоторую сценическую «картинку» и движения внутри неё.
Созданием зрелищного контекста и вписыванием в него персонажей должен заниматься как раз режиссёр. Если действие переносится в наши дни, то смартфоны — неотъемлемая часть жизни и ставить спектакль без них невозможно. Иногда они реально способны дать возможность по-новому взглянуть на жизнь персонажей и обогатить какие-то номера оригинальной трактовкой, иногда всего лишь часть антуража.
Одно дело, если гаджеты действительно никак «не работают», но совсем другое — если член жюри открыто говорит о своём неприятии предметов повседневной жизни и ставит низкую оценку участнику только за наличие в руках артистов смартфонов.
Это означает, что в жюри есть люди с предрассудками и при оценке они стремятся выставлять баллы, основываясь не на объективном рассмотрении профессиональных качеств режиссёра, а на основе своих субъективных представлений о том, как должна выглядеть опера.
Другой член жюри произнёс страшную фразу «удивите нас», а этот спекулятивный подход ещё хуже, чем субъективный: режиссёр в этом случае должен превращать оперу в цирк и думать не о музыке, а о том, как бы так выпендриться, чтобы видавший виды «судья» оказался удивлённым.
Но мы же не можем «проникнуть в голову» критика и изучить его зрительский опыт, чтобы наверняка знать, удивился он искренне, или по необходимости?
Ещё кое-кто, рассказывая о встрече Джузеппе Верди с Джулио Гатти-Казацца, дал понять участникам, что не столь важно то, что понапишут критики. Важны лишь отчёты о наполняемости кассы, потому что главным судьёй всех, кто участвует в создании спектакля, была, есть и будет публика.
Хорошо, согласимся. Но что это за публика? Женщина пенсионного возраста, сидящая рядом со мной на первом туре, сказала:
«Я пришла из-за музыки, думала тут будут знакомые арии петь. А тут какая-то режиссура… странно. Не знала».
Понимаете? Пришла на конкурс оперных режиссеров, и не знала, что тут будут выступать режиссеры. Потом ещё 15 минут хаяла со своей соседкой всех «уничтожителей» классики, но при этом героически отсидела все три конкурсных дня.
Ошибаются периодически все, от этого не застрахованы ни критики, ни режиссёры, ни тем более публика без специального образования. При этом я не сомневаюсь в высоких профессиональных качествах всех членов жюри и не считаю, что они «ошибаются»: у каждого человека есть право думать всё, что угодно, говорить и писать об этом.
Но если речь идёт о конкурсе, то возможно ли выработать некие конкретные, сугубо профессиональные критерии для работы жюри и обнародовать их?
Но в любом случае Нано-опера — это уникальный конкурс с неповторимой атмосферой, способной влюбить в себя раз и навсегда. Это место, где любой желающий может увидеть то, как рождается спектакль; постичь новые горизонты в оперном искусстве и пересмотреть своё отношение к некоторым вещам; разобраться с тем, кто такой режиссёр; как это таинственное «постмодернисткое создание» мыслит и действует.
А если вы считаете, что режиссёры «убивают» оперы, то можете во всех подробностях понаблюдать за этим увлекательным процессом «живьём», посмаковать каждую деталь «вскрытия» и «потрошения» этого почтенного вида искусства, открыть для себя множество самых изощрённых способов «глумления» над творениями гениев и с наслаждением не только посмотреть на акт «музыкофилии», но и поучаствовать в нём.
Короче, это прекрасная штука и я хотел бы публично поблагодарить всех причастных к существованию «Нано-оперы», а также поздравить участников конкурса и пожелать им успехов и удачи!
Сергей Евдокимов. Фотографии – Ирина Шымчак, пресс-служба театра “Геликон-опера”