
С 11 по 14 октября 2022 в Москве прошёл пятый фестиваль Gnesin Contemporary Music Week. В центре внимания приглашённых исследователей, композиторов и исполнителей — мультимедийная и электроакустическая композиция.
Пять лет назад музыкальный журналист Ирина Севастьянова и музыковед Татьяна Яковлева создали уникальный для столицы фестиваль современной музыки — Gnesin Contemporary Music Week.
В этом году основные события Gnesin Week были представлены на нескольких площадках Москвы: РАМ им. Гнесиных, Центре электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории, ГРАУНДе Солянка. Фестиваль прошёл при поддержке Научно-творческого центра современной музыки РАМ им. Гнесиных и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Новый сезон связан с мультимедийной и электроакустической композицией: от анализа эстетики электронного звука до исполнения перформативных произведений. По традиции, в завершение каждого лекционного дня устраивались перформансы и концерты, на которых исполнялась музыка современных авторов.
Первый день фестиваля был посвящен 100-летию со дня рождения одного из самых авторитетных композиторов-авангардистов — Янниса Ксенакиса. Композитор Валентин Бездетко рассказал о стохастической музыке, а музыковед и композитор Анна Клепова в своем выступлении погрузилась в методы анализа электроакустической музыки.
После этого профессор Московской государственной консерватории, концертирующий пианист и музыковед Михаил Дубов провёл воркшоп, на котором при помощи пианиста Никиты Мелихова показал специфику интерпретации фортепианной музыки Янниса Ксенакиса.
Завершился первый день Gnesin Week концертом в малом зале РАМ им. Гнесиных. Rebonds B и Palimpsest Янниса Ксенакиса дополнили премьеры сочинений молодых композиторов: Дмитрия Ремезова, Александра Перова, Сергея Шестакова и Станислава Фролова.

Второй день фестиваля начался с лекции немецкого композитора Йоханнеса Крайдлера, в центре внимания которого концептуальность электронной музыки и мультимедийной композиции. После этого австрийский композитор Карлхайнц Эссл с Эльдаром Садыковым говорили о процедурно генерируемой Lexikon-sonata Эссла ― работе, посвященной первому в истории литературы гипертекстовому сочинению Lexikon-roman австрийского писателя Андреаса Окопенко.

На вечернем концерте в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой прозвучало сочинение Piano, Violin, Viola, Cello Мортона Фелдмана в исполнении У. Мануйловой (фортепиано), Н. Пьянковой (скрипка), В. Косовой (альт) и А. Весниной (виолончель).

Третий день Gnesin Contemporary Music Week был посвящен странным техническим происшествиям в музыке XXI века.
Серию воркшопов по разбору современных сочинений провели сотрудники ЦЭАМ: Эльдар Садыков, Антон Бушинский, Юлия Мигунова, Сергей Полтавский, Алексей Наджаров и Николай Попов.
После насыщенной лекционной части Gnesin Week переместился в ГРАУНД Солянка, где состоялся концерт-перформанс «Объекты и субъекты». Ансамбль FIBEM представил сочинение британского композитора Тима Паркинсона «Time with People», между частями которого в исполнении группы молодых музыкантов Reheard звучала музыка современных авторов: Дарии Маминовой, Анны Ромашковой, Дмитрия Бурцева.

Основной темой четвертого дня фестиваля Gnesin Week стал трансдисциплинарный подход в исследовании современной музыки, о котором рассказали композитор Ольга Бочихина, философ Алексей Лызлов и музыковед Татьяна Яковлева. Следующим спикером стал солист Московского ансамбля современной музыки, композитор Иван Бушуев, который подключился к Gnesin Week по видеосвязи. Его рассказ был связан с инсталляцией «Поля воспоминаний», размещённой в Доме культуры «ГЭС-2».
Образовательная программа пятого фестиваля Gnesin Contemporary Music Week завершилась очень теплой встречей с участниками вокального ансамбля N’Caged: Ариной Зверевой, Ольгой Россини, Сергеем Малининым, Ильей Лаптевым.

Заключительный концерт Gnesin Week прошел в Центре электроакустической музыки Московской консерватории и стал наглядной иллюстрацией к насыщенной теоретической части фестиваля. Солисты ЦЕАМ: Юлия Мигунова, Феодосия Миронова, Венедикт Пеунов и Сергей Полтавский — исполнили сочинения Карлхайнца Эссла, Рафаэля Сендо, Алессандро Перини, Алексея Наджарова, Йоханнеса Крайдлера, Маттиаса Кранебиттера и Александра Шуберта, тем самым представив зрителю панораму современного музыкального искусства.

Основная часть Gnesin Contemporary Music Week завершена. Однако стоит отметить, что образовательная программа будет продолжаться до марта в дистанционном формате.
Анна Суворина