В своей программе пианист, лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории Павел Шатский представил сочинения Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Макса Регера.
К сожалению приходится констатировать, что многие из современных русских пианистов играют музыку импрессионистов слишком романтизированно и плакатно, забывая о ее тонкости и хрупкости. К счастью, Павел Шатский в категорию таких музыкантов не входит.
В его интерпретации сюиты для фортепиано Клода Дебюсси не было ничего, чтобы могло бы смутить. Пианист точно соблюдал прописанную автором динамику, не «жестил» фактуру, его пальцы мягко пропевали изысканные пассажи, а глиссандо были четкие и совсем не смазанные.
Музыковед Людмила Кокорева писала, что в пьесах из этого цикла неоклассическая направленность своеобразно сочетается с импрессионизмом. Прелюдия —
«единственное произведение Дебюсси, в котором композитор «вспоминает» Баха».
Сарабанда «полна нездешней печали и нежности», а в токкате сочетаются идеи моторных пьес Баха и сочинений французских клавесинистов.
Павел Шатский смог создать удивительное единство всех трех разнохарактерных миниатюр, при этом образ каждой был показан максимально выпукло и цельно. Философичная, чуть пафосная прелюдия сменилась воспоминанием о прекрасной старине — сарабандой, нежные блики которой музыкант тонко рассыпал по клавиатуре. А в энергичной и жизнерадостной токкате, казалось, сияет весь мир.
Следующая часть программы — цикл «Отражения» Мориса Равеля, который весьма нечасто звучит полностью. Пианисту блестяще удалось передать характер музыки — тонкий и изысканный, временами мистически-отрешенный, может быть даже потусторонний. В своем цикле Равель обращается к выразительным образам природы, музыкально рисуя их через свои впечатления и ощущения.
Загадочный шорох «Ночных бабочек», перекличка в волшебном лесу «Печальных птиц», фантастический пейзаж «Лодка в океане», колковатая и гротескная «Утренняя серенада шута» и призрачная «Долина звонов». Все пять пьес в исполнении Павла Шатского предстали в своей первозданной красоте, как будто были одухотворены присутствием самого композитора. Туше пианиста отличалось непревзойденной мягкостью, легкостью и полетностью.
Венцом концерта стали Вариации и фуга на тему Баха авторства Макса Регера. Это произведение — бесценный раритет, оно крайне редко звучит не только в России, но и вообще в мире. Регер черпал свою любовь к творчеству великого немца через музыку Иоганнеса Брамса. Вариации написаны в стилистике позднего романтизма, они очень виртуозны и требуют от пианиста большой выдержки и моментального эмоционального переключения. А фуга — внутренней собранности и сдержанности.
В цикле есть, кажется, все оттенки чувств — и нежная лирика, и грандиозная патетика, и религиозная непреклонность, и волнующая экстатичность. Павел Шатский очень рельефно показал каждый из номеров и, вместе с тем, не разрушил общность и единую линию цикла. Можно и придраться — в некоторых сложных технических местах, написанных в быстром темпе, пианист, как показалось, чувствовал себя не очень уверенно и свободно.
И все-таки самое важное — то, что эта музыка звучит. Вместе с творениями Дебюсси и Равеля она составила удивительный союз. Было интересно сравнить и сопоставить французскую возвышенность импрессионизма с прозаичным и мрачноватым поздним немецким романтизмом. Концерт получился концептуальным и очень насыщенным по эмоциям. Спасибо за это Павлу Шатскому.
Филипп Геллер