
С 20 по 22 июня 2023 в Москве прошел первый тур XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского по специальности «фортепиано».
Скажу сразу, что в этом году уровень пианистов был запредельный. Как можно выбрать из такого количества блестящих исполнителей лишь половину — для меня загадка. Но жюри уже приняли свое решение. Во второй тур вместо предполагаемых 12 участников — прошли 15!
А теперь о том, как это было.
Наступил тот самый волнительный период, которого ждали ценители высокого искусства со всего мира. Поклонники фортепианного исполнительства с каждого уголка нашей планеты подключились к онлайн-трансляции конкурса. Особо везучие, в том числе и я, насладились дивным звучанием мастеров воочию.
Пианисты, как это было заведено в 1958 году, исполняют программу в Большом зале Московской консерватории.
Первый тур был поделён на три дня. С обеда и до позднего вечера 25 пианистов демонстрировали свой профессионализм, смелость и крепкие нервы.
Гробовая тишина, волнительный трепет среди слушателей в зале, эти считанные минуты перед началом новой главы конкурса кажутся значительно долгими. Но вот, двери из-за кулис открываются.
Первым номером выступила молодая девушка И Мин Чу (США). Думаю, не стоит говорить о том, какого это стать – «везунчиком» и играть на подобном конкурсе первой. Но пианистка проявила настоящее мужество. Слегка растерянно, может даже сумбурно, (и это оправданно) полилась музыка. На мой взгляд, в этом исполнении не хватило зрелости, «взрослого» понимания. Чувствовалась ученическая игра: натружено-старательная. И, увы, во второй тур она не прошла.
После каждых двух-трех сыгранных пианистов объявляли перерыв. Поэтому невольно сравниваешь каждую пару между собой.
Абсолютным контрастом первому номеру стал Лю Сяньфэй (Китай). Яркий пианист, свободный, с отличной технической подготовкой.
Видно, что над инструментом он, а не наоборот. Прекрасно сыгран Бах (ХТК, l том, B-dur): в стиле, строго и вполне устойчиво. Не менее чудесно был исполнен Чайковский (Ноктюрн соч. 10 № 1, F-dur) с чистым, ясным и нежным звуком. Лю Сяньфей мы услышим в скором времени на втором туре, который он будет открывать.

Станислав Корчагин (Россия) — сильный, крепкий музыкант. Многим слушателям этот пианист запал в сердце. Но моя музыкальная душа влюбится в другого русского пианиста, который будет играть днём позже.
Станислав был первый, кто сыграл программу в традиционном порядке, пропуская Баха (ХТК, ll том, As-dur) вперед. И звучал он у него отлично. Услышим его еще раз в ближайшие два дня!
Мао Сюаньи (Китай) — глубокий музыкант. Меня покорило исполнение «Думки» Чайковского. Это было потрясающее. Особенно с точки зрения тембра, все очень осязаемо и слышимо. Ее выступление покорило не только меня, но и дало пропуск во второй тур!
Следующие два пианиста были весьма противоположны друг другу. И оба показали достойный уровень. Абсолютно разные: и по звуку, и по манере игры, и по интерпретации. Хочу отметить, что играли они на одном и том же инструменте. Напомню, что по правилам конкурса каждый пианист в праве выбирать рояль, на котором он будет соревноваться.
Первый из них Сергей Давыдченко (Россия) — молодой пианист с чудесными воздушными, пластичными руками. Выразительно звучал Бах (ХТК, ll том, b-moll). Гайдн (Соната D-dur) исполнен очень мило: чувствовалось трепетное отношение к каждому звуку, но временами, мне кажется, это было избыточно. Вторая часть программы, особенно концертные этюды, произвела фурор.

Слушатели очень долго не отпускали юношу, интенсивно аплодируя до тех пор, пока ведущий не начал объявлять следующего конкурсанта. С нетерпением ждем выступление во втором туре!
А второй — Марсель Тадокоро (Франция – Япония). В отличие от Сергея Давыдченко, у Марселя более сдержанные движения кисти, более жесткий (в хорошем смысле) и открытый звук.
Мне в нем понравилась его естественность, живость и простота.
Скромный и улыбчивый парень волшебным образом увлёк публику за собой. Его было интересно слушать, а этого может добиться далеко не каждый. Эмоциональный отклик и простота стали путевкой во второй тур!

Завершили первый день Илья Папоян (Россия) и Алессандро Виллалва (Италия).
У Папояна мне очень понравилось исполнение Баха (ХТК, ll том, e-moll): барочно, без какого-то жеманства и лишних эмоций. Выразительно был сыгран Бетховен (Соната № 30, E-dur), с упругим, плотным звуком.
Немного разочаровала трактовка 23-го (соч. 25 № 11, a-moll) этюда Шопена. На мой взгляд, он звучало весьма формально, но это не помешало пройти во второй тур!

Все мы знаем, как трудно слушать последних, особенно если они играют поздним вечером. Но, несмотря на это, публика (самая верная и преданная) активно оживились, когда Виллалва начал играть четыре пьесы Чайковского из цикла «Времена года». Это было потрясающе. Звук, тембр, мастерская интерпретация. Давно заезженные и переигранные всеми четыре месяца прозвучали для меня как в первый раз.
Посмотрим, какие интерпретационные сюрпризы подготовил пианист для второго тура!

Следующим утром прослушивание продолжили представительницы Китая и Франции: Цзэн Цзыцзин и Май Аньчи. Эти выступления мне показались не самыми яркими и, к сожалению, не самыми удачными. Собственно, и результат оказался ожидаем.
Мне очень импонируют пианисты, которые выстраивают программу в традиционном порядке. Так делали не все, и это было непривычно. В консервативном музыкальном мире мы привыкли начинать с полифонии.
А теперь о моих личных фаворитах. Помните, как несколько абзацев назад я упомянула о пианисте, который покорил мою музыкальную душу. И это — Николай Кузнецов (Россия)!
Он взорвал весь зал. Такой эмоционально возбужденной публики на первом туре еще не было.

Бах исполнен (ХТК, l том, b-moll) шикарным звуком: в фуге у каждого голоса был свой тембр — это было просто блестяще! 31-ая (As-dur) соната Бетховена, которая в этом году пользуется особым спросом у конкурсантов, звучала у Кузнецова лучше других. Объемно, мощно, но при этом без грубости. Вторая половина программы только укрепила положительные впечатления о пианисте. Ноктюрн F-dur Чайковского прозвучал настолько свежо, чисто, с целомудренным, нежным звуком — слушать было одно удовольствие.
Напишу еще пару слов о концертных этюдах. Знаменитый 12-ый (соч. 10, c-moll) этюд Шопена в исполнении Кузнецова стал для меня открытием. Искренне, экспрессивно и по-новому.
Ждём его дальнейшее выступление во втором туре!
Джордж Харлионо (Великобритания) — интересный пианист с богатой звуковой палитрой. Меня привлекла его естественность и легкость исполнения с чутким интонированием. Чайковский (Ноктюрн, соч. 19 № 4) звучал нежно и мягко. Весьма стильно были сыграны Бах (ХТК, l том, с-moll) и Бетховен (Соната № 18, Es-dur).
Ну и, конечно, блестящие этюды. Техника на уровне.
Надеемся на такую же стабильность во втором туре!

Пак Кён Сон (Южная Корея) — порадовал любопытной интерпретацией Баха (ХТК, l том, В-dur). Легко, непринужденно, игриво прозвучал Гайдн (Соната С-dur). К сожалению, на этом состязание для Пак Кён Сон завершается.
Интересно, что в этом году звучит большое количество сонат Гайдна, и, к разочарованию слушателей, совсем нет Моцарта, за исключением одного конкурсанта.
Следующий участник — Фан Янь (Китай) — его стиль игры мне показался чрезмерно манерным. Искусственные паузы, технически не очень хорошо прозвучавшие этюды и слишком романтизированный Бах (ХТК, l том, сis-moll). В итоге он тоже не прошёл во второй тур.
Антон Яшкин (Россия) — крепкий и глубокий музыкант. С интересной посадкой и ростом, напоминающий Вана Клиберна. Очень яркое выступление. Чувственно и проникновенно прозвучала «Метель» (Трансцендентный этюд № 12) Листа.
К огромному сожалению, в следующем туре мы его не услышим.
Энджел Станислав Вонг (США) — прошел во второй тур! Хотя, на мой взгляд, у этого пианиста было не самое блестящее выступление. Но публика восприняла его с большим интересом!
Завершил второй день пианист из Казахстана — Еламан Ернур. За этого участника я переживала больше всех. Мне показалось странным, что он совсем не делал пауз между произведениями. Он не успевал перенастроиться, выдохнуть.
Я думаю, это стало одной из причин надвигающейся беды: сбивка в тексте Листа (Трансцендентный этюд № 10, f-moll). И хочу сказать, что музыкант проявил настоящую стойкость и мужество. Собравшись, он достойно дошел до конца, доиграв большую программу. Браво Еламану! Очень жаль, но он покидает конкурс.
Завершающий день был не менее ярким, чем предыдущие. Тут тоже есть что обсудить. Скажу пару слов о каждом.
Тимофей Доля (Россия). Пианист мне очень понравился, особенно игривость и хрустальный звук при исполнении Гайдна (Соната F-dur). Но, к сожалению, какого-то фурора он не произвел и покинул конкурс.
Ё Соа (Южная Корея) — очень сильная пианистка. Бах (ХТК, ll том, g-moll), Бетховен (Соната № 21, С-dur) прозвучали крайне убедительно. Сконцентрированный звук. Будто каждая нота точно выверена. Концертные этюды были просто блестящими. На мой взгляд, слегка жестковато звучал Чайковский (Andante maestoso из балета «Щелкунчик», в обр. Плетнева М.). Но в целом это было очень ярко. Ждем во втором туре!
Александр Ключко (Россия) — очень экспрессивное выступление. Мощно прозвучал Бетховен (Соната № 32, с-moll). До мурашек! И отдельное браво за технически безупречное исполнение этюда «Дикая охота» Листа (Трансцендентный этюд № 8). Путевка во второй тур получена!
Александр Ключко: «Публика чувствует искренность и честность»
Коки Куроива (Япония). Это было одно из самых прелестных выступлений. Такой светлый, улыбчивый, харизматичный, позитивный пианист. Его солнечность проявилась как снаружи, так и внутри, в музыке. Я получила большое удовольствие от его исполнения, несмотря на то, что во многом была слышна японская культура. Ждем во втором туре!
Богдан Дугалич (Сербия) — очень яркий пианист! Играл крайне интересно и осмысленно. Но он не прошел дальше, и это очень обидно. Блестящая техника. Замечательно исполнен октавный (Соч. 25, № 10, h-moll) этюд Шопена!

Лю Цяо (Китай) — мне показалось затянутым и не очень интересным данное выступление. Многое звучало весьма странно: и по стилю, и по звуку. Малоактивная реакция публики — тому подтверждение.
В завершение этих не простых трех дней отыграли два ярких пианиста: Константин Хачикян (Россия) и Валентин Малинин (Россия), которые оба прошли во второй тур.
Браво Хачикяну за отлично сыгранную сонату Моцарта (Соната № 18 , D-dur) и за исполнение терцового этюда (Соч. 25 № 6, gis-moll) Шопена. Это было настолько просто, непринужденно и, конечно, технически великолепно. «Метель» Листа (Трансцендентный этюд № 12) была сыграна настолько проникновенно, просто за душу берет.

Малинин был на высоте. Тоже сильно за него переживала. Но публика встречала его очень бурно. Несмотря на некоторые потери, музыкант показал все свои сильные профессиональные стороны, включая волю и характер. Он закончил на очень высокой ноте. Это было здорово! Браво!
Что ж, первый этап пройден. Хочется пожелать каждому конкурсанту смелости, сил и вдохновения для следующего тура!
Мария Смирнова-Старобинец