
6 апреля 2024 в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоялся сольный концерт Михаила Лидского. Пианист и профессор Московской консерватории исполнил произведения двух композиторов: классика — Вольфганга Амадея Моцарта, и романтика — Николая Метнера.
Моцарт и Метнер очень далеки друг от друга. Они говорят разными языками о разных эпохах. Михаил Лидский довел эту разницу до предела, при этом мастерски перевоплощаясь из одного образа в другой.
Соната ми-бемоль мажор Моцарта звучала очень мягко и лаконично. Пианист чутко выстраивал музыкальные фразы, уделяя каждому звуку максимум внимания. Он выбрал очень умеренный, спокойный темп, временами на мой взгляд даже чуть медленнее нужного. Вся соната была исполнена в пределах от mezzo piano до mezzo forte. Видимо, это дань инструментам моцартовского времени, ведь они не достигали того forte, которое может достичь современный рояль.
Хрестоматийная соната ля мажор тоже обрела новые краски. Первая часть, тема с шестью вариациями, у Лидского получилась очень нежной, игривой, благодаря элементам rubato: оттяжкам, замедлениям. Финал — известное Турецкое рондо — тоже прозвучал по-новому, и тоже за счет темпа: пианист исполнил его медленнее, чем привычное allegretto.
В целом Моцарт Лидского оказался неожиданно вдумчивым. Это проявлялось во всем, вплоть до посадки музыканта: в первом отделении он был строго сконцентрирован на каждом движении. Весь корпус устремлён к клавиатуре, будто между музыкантом и роялем происходил некий диалог.
Когда пришел черед романтической музыки, Лидский полностью поменял манеру исполнения. «Сказки» и «Элегии» Метнера звучали прекрасно. Это был совсем другой звук: мягкий, нежный, экспрессивный в кульминациях. Появились более плавные, широкие движения плеч. Пианист слегка отодвинулся от инструмента, позволив роялю «задышать полной грудью».
Вечер получился душевным. Соединяя контрасты эпох, Михаил Лидский не просто проиллюстрировал эволюцию фортепианного репертуара с его инструментальными и звуковыми особенностями, а показал, как современный пианист может создавать совершенно разные музыкальные вселенные, играя в одном зале, на одном инструменте, для одних и тех же слушателей.
Мария Смирнова-Старобинец
Мария Смирнова-Старобинец — музыкальный журналист, пианистка.
Выпускница Музыкального колледжа МГИМ им. А. Г. Шнитке по специальности «Фортепианное исполнительство». В данный момент студентка РАМ имени Гнесиных кафедры «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ».
Работает в Московской школе искусств им. М. И. Глинки в классе хореографии (концертмейстер) и общего фортепиано (педагог).
Автор сетевого издания РАМ имени Гнесиных «Без фальши».
Лауреат ll степени всероссийского конкурса научно-творческих проектов «Консерваторская наука» в номинации "Документальный или научно - популярный фильм"; Лауреат lll степени международного конкурса «Музыкальный журналист»; Участница музыкального кинофестиваля Kinorex; Лауреат всероссийского конкурса мультимедийных проектов (тема: «Литературное наследие выдающихся музыкантов - пианистов»); Член Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров; Выпускница курса «Я-Артист» от академии Classica Viva Music Academy.
Публиковалась в журналах Музыкальный клондайк и Musicus (г. Санкт-Петербург)
Все публикации Марии Смирновой-Старобинец на ClassicalMusicNews.Ru