6 апреля 2024 в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоялся сольный концерт Михаила Лидского. Пианист и профессор Московской консерватории исполнил произведения двух композиторов: классика — Вольфганга Амадея Моцарта, и романтика — Николая Метнера.
Моцарт и Метнер очень далеки друг от друга. Они говорят разными языками о разных эпохах. Михаил Лидский довел эту разницу до предела, при этом мастерски перевоплощаясь из одного образа в другой.
Соната ми-бемоль мажор Моцарта звучала очень мягко и лаконично. Пианист чутко выстраивал музыкальные фразы, уделяя каждому звуку максимум внимания. Он выбрал очень умеренный, спокойный темп, временами на мой взгляд даже чуть медленнее нужного. Вся соната была исполнена в пределах от mezzo piano до mezzo forte. Видимо, это дань инструментам моцартовского времени, ведь они не достигали того forte, которое может достичь современный рояль.
Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…”
Хрестоматийная соната ля мажор тоже обрела новые краски. Первая часть, тема с шестью вариациями, у Лидского получилась очень нежной, игривой, благодаря элементам rubato: оттяжкам, замедлениям. Финал — известное Турецкое рондо — тоже прозвучал по-новому, и тоже за счет темпа: пианист исполнил его медленнее, чем привычное allegretto.
В целом Моцарт Лидского оказался неожиданно вдумчивым. Это проявлялось во всем, вплоть до посадки музыканта: в первом отделении он был строго сконцентрирован на каждом движении. Весь корпус устремлён к клавиатуре, будто между музыкантом и роялем происходил некий диалог.
Когда пришел черед романтической музыки, Лидский полностью поменял манеру исполнения. «Сказки» и «Элегии» Метнера звучали прекрасно. Это был совсем другой звук: мягкий, нежный, экспрессивный в кульминациях. Появились более плавные, широкие движения плеч. Пианист слегка отодвинулся от инструмента, позволив роялю «задышать полной грудью».
Вечер получился душевным. Соединяя контрасты эпох, Михаил Лидский не просто проиллюстрировал эволюцию фортепианного репертуара с его инструментальными и звуковыми особенностями, а показал, как современный пианист может создавать совершенно разные музыкальные вселенные, играя в одном зале, на одном инструменте, для одних и тех же слушателей.
Мария Смирнова-Старобинец