В 2007 году режиссер Павел Лунгин снял художественный фильм-фантазию «Ветка сирени» о Сергее Рахманинове, а именно о его жизни в Америке, куда композитор переехал со своей семьей после распада Российской империи.
Если задать вопрос: «О чем именно этот фильм?» — ответить на него однозначно будет не просто. Здесь затрагиваются и разные социальные проблемы, с которыми сталкивался Рахманинов, и личные трудности, и душевные переживания. При этом главной темой оказывается ностальгия, переданная всего одной фразой:
«Не пишется в Америке. Воздух здесь другой, что ли».
Сюжет фильма построен необычно. Кажется, что это музыкальная миниатюра, помещающаяся во временные рамки стандартного полнометражного кино (97 минут). История начинается будто из ниоткуда и уходит в никуда, как бесконечно движущаяся музыкальная мысль, которую стали снимать не сначала, а на несколько “тактов” позднее. Финал же напоминает неразрешенный доминантовый септаккорд.
Драматургия картины построена на соотношении кадров прошлого и настоящего. Настоящее — это горькое одиночество в чужой стране, с чужими людьми. Прошлое — воспоминания о России, о родительском доме, о том, чего никогда не вернуть.
Режиссер затрагивает самые яркие моменты биографии Рахманинова. Центральный из них – революция. Что испытывает человек, чей дом разрушен, чья страна полностью стирает все прежние устои и законы и гонит его как врага? Смятение? Страх? Сергей Рахманинов пребывает именно в этом состоянии. Полный отчаяния и боли, он пытается наладить жизнь в Америке, но это ему так и не удается.
Очень трогательна история о том, как жена композитора Наталья Сатина пытается сохранить для него дух прежней России. Скрывая свое имя, она заказывает букеты сирени из Голландии и дарит их мужу от лица поклонницы. Ветки сирени в этом фильме оказываются символом детства и молодости, проведенными в России.
Не менее сильной оказывается сцена на вокзале, когда композитор со своей семьей покидал страну. Из-за огромной давки Рахманинов отстал от своей жены, и его не пропускали на выезд. Наталья Сатина всеми силами пытается уговорить контролеров от новой власти пропустить его. Она встречает бывшую знакомую, которая когда-то была влюблена в Рахманинова, и от безысходности кричит ей: «Он не выживет в этом вашем новом мире!», – и та его пропускает.
Интересен фрагмент, рассказывающий о неудачной премьере Первой симфонии композитора. Известную историю режиссер рассматривает с психологической стороны.
Рахманинов был ошеломлен беспощадной критикой его сочинения. Не выдержав провала, он погрузился в глубокую депрессию, напрочь отказываясь продолжать сочинительство. Он встречается с психотерапевтом доктором Далем, который согласился ему помочь. После первого приема он говорит Наталье Сатиной, что Сергей очень закрыт и не подпускает к себе, но у него есть болевые точки, связанные с детством. На что девушка начинает рассказывать о его непростом детстве, о родителях, которые часто ссорились, пугая маленького мальчика, что сделало его замкнутым.
В фильме также показаны взаимоотношения Сергея и его преподавателя Николая Сергеевича Зверева. Известно, что Зверев был против занятий композиции, убеждая своего ученика в том, что невозможно быть гениальным пианистом и композитором одновременно. Это стало причиной конфликта, из-за которого Зверев выгнал Рахманинова из своего пансионата. Сегодня эта история кажется странной: все-таки мы воспринимаем Рахманинова больше как композитора. Записей его выступлений сохранилось очень мало.
На протяжении всей киноленты зритель погружается в непростую, угрюмую, искалеченную жизнью душу Сергея Рахманинова. Исполнитель главной роли – Евгений Цыганов – внешне очень похож на своего героя (не в последнюю очередь благодаря гриму). Композитор в его исполнении показан вспыльчивым, эгоистичным, временами капризным человеком, который думал только о музыке.
Мы не можем знать точно о том, каков он был в жизни, но в фильме его поведение вызывает скорее чувство антипатии. Образ Натальи Сатиной, которую сыграла Виктория Толстоганова, представлен, напротив, положительно. Это кроткая, верная супруга, которая терпеливо переносит все капризы своего мужа, стараясь максимально ему угодить. Порой забывая о себе, она полностью растворяется в заботах о его комфорте. Хотя в конце фильма ее образ меняется. Озадаченная теперь не только мужем, но и двумя детьми, в одном фрагменте она выходит из себя, что приводит семью к ссоре.
В фильме звучит музыка Рахманинова и Дэна Джонса. Некоторые рахманиновские фрагменты, например, Второй фортепианный концерт, прелюдия до диез минор на экране «исполняет» сам композитор, и это придает фильму ощущение приближения к тому времени. Музыка сопровождает все яркие, волнительные кульминационные сцены, добавляя огня страсти к и без того хорошей актерской игре.
Концовка фильма очень смутила: «Главный герой и события фильма являются художественным замыслом и использовались только для создания фильма. Они не изображают никакого конкретного человека и не отображают события его жизни». Все-таки в фильме указаны конкретные фамилии и эпизоды биографии композитора, поэтому назвать это просто художественным вымыслом, на мой взгляд, не совсем правильно.
Тем не менее, «Ветка сирени» — именно фильм-фантазия. В нем есть моменты, которые где-то приукрашены, преувеличены. Но главная задача режиссера достигнута. Он хотел передать рахманиновскую боль и любовь к России. И, как мне кажется, сделал это идеально, достоверно и точно.
На мой взгляд, этот фильм с возрастным цензом 18+. Он будет интересен как профессионалам, так и людям, не имеющим отношения к музыке. Фильм художественный, в нем отсутствует сложный музыковедческий язык, который доступен только «своим». Речь здесь больше о конкретном периоде жизни композитора, а не о технике исполнения сочинений или о базовых знаниях по композиции. Поэтому можно смело утверждать, что после просмотра фильма скорее появится желание поближе ознакомиться с жизнью автора и его музыки.
Мария Смирнова-Старобинец