85-летию Рудольфа Нуреева, мировой балетной знаменитости, которое в марте текущего года отмечал балетный мир, было посвящено неожиданное для большинства поклонников выдающегося танцовщика событие: в Приморье, на вокзале железнодорожной станции Раздольное, что в 60 км от Владивостока, установили мемориальную доску «летающему татарину».
Долгое время считалось, что Рудольф Нуреев родился в поезде при подъезде к Иркутску. Однако, как выяснилось позднее благодаря руководителю раздольненского общественного музея при Средней школе № 2 Валентине Драгиной, он родился 17 марта 1938 года в поезде, который шёл во Владивосток, при подъезде к поселку Раздольное, в котором мать Нуреева – Фарида Нуреева – с детьми ехала к месту службы своего мужа и отца Рудольфа – Хамета. А воинская часть, где служил Нуреев-старший, располагалась как раз в Раздольном.
Валентина Александровна ещё в 2001 году сделала официальный запрос в архив ЗАГСа Надеждинского района Приморского края (район, в котором находится поселок Раздольное) и получила ответ, где говорится, что Нуреев Рудольф Хаметович, родившийся 17 марта 1938 года, был зарегистрирован Раздольнинским поселковым Советом Ворошиловского района (бывшее название Надеждинского района) Уссурийской области, Приморского края, 4 апреля 1938 года.
Копия свидетельства о рождении Рудольфа имеется в экспозиции музея, а подлинник хранится в единственном в мире Музее Нуреева при Башкирском театре оперы и балета (Уфа). Директор этого музея Рамиля Латыпова тоже приехала на церемонию.
А инициаторами установки мемориальной доски мировой звезде балета стали местные краеведы-энтузиасты – Виталий Косенчук, Татьяна Шапошникова и уже упомянутая Валентина Драгина.
Большой вклад в практическое осуществление этой идеи внесла представитель Европейского фонда Р.Х. Нуреева в России, давняя приятельница Рудольфа Любовь Петровна Мясникова (Санкт-Петербург), принявшая активное участие в мероприятии.
Автор доски – петербургский скульптор Юрий Фирсов, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И Мухиной, (сейчас – СПб ГХПА имени Штиглица).
Ряд его работ посвящены Рудольфу Нурееву, который более 15 лет был солистом Лондонского королевского балета и партнёром британской прима-балерины Марго Фонтейн. В Лондоне даже состоялась персональная выставка Фирсова. Среди его творений имеется и очень удачная скульптура английской принцессы Дианы.
В 1995 году Юрий Фирсов стал победителем международного конкурса на лучшую скульптуру Рудольфу Нурееву в Торонто, а уменьшенные до размера статуэток копии этой скульптуры вручаются победителям международного конкурса артистов балета, который проводится в США.
Европейский Фонд Нуреева (Швейцария) часто сотрудничает с Фирсовым. Он и заказал ему мемориальную доску для Раздольного.
На доске изображена карта мира, на которую наложен барельеф Нуреева. Скульптор показал танцовщика в балете «Корсар», в котором тот блистал на всех сценах мира, сумев уловить и передать в скульптуре выразительное мгновение танца.
Опорная нога Нуреева стоит у южной оконечности Африки, а «летящая» нацелена на Раздольное – весь мир у его ног. Кстати, единственное географическое название, указанное на доске, – название посёлка. На ней также есть тест на пяти языках – русском, английском, французском, китайском и татарском:
«17.03.1938 года на станции Раздольное начал свой жизненный путь Рудольф Нуреев, выдающийся танцовщик, легенда русского и мирового балета».
По Транссибу почти без перерыва идут поезда – станция работает круглосуточно. Так что мемориальная доска – на виду, мимо не проехать. И не пройти, т.к. железнодорожный вокзал – сердце посёлка.
По словам Любови Мясниковой, Рудольф в бытность свою солистом Кировского театра обожал игрушечные железные дороги и покупал их себе. Видимо, его любовь к железным дорогам – из Приморья, ведь он не только родился в поезде, но и прожил в Раздольном первый год своей жизни.
В одном из зданий на улице Сергея Лазо (кстати, самой длинной улице в России, её длина 14 км) располагалось офицерское общежитие, где жила семья политрука Хамета Нуреева. И окна офицерской квартиры смотрели как раз на железнодорожные рельсы и реку Суйфун (сейчас – Раздольная).
Среди почётных гостей мероприятия был заместитель директора Татарского государственного театра оперы и балета (Казань), в котором с 1982 года проводится ежегодный Международный фестиваль классического балета, с 1992 года носящий имя Рудольфа Нуреева, и директор балета этого театра, заведующая балетной труппой Диана Багаутдинова.
Эдуард Багаутдинов рассказывает:
«В 1992 году Рудольф Нуреев приезжал в Ленинград, в Кировский театр. Узнав об этом, директор Татарского оперного театра Рауфаль Мухаметзянов поехал в Ленинград, встретился с Нуреевым и пригласил его в Казань.
В марте 1992 года Нуреев приехал познакомиться с театром и с труппой, а в мае вернулся и принял участие в балетном фестивале, продирижировав спектаклем «Щелкунчик», в котором главную партию – Маши – танцевала солистка Большого театра, Народная артистка СССР Надежда Павлова. А после спектакля дал своё письменное согласие на то, чтобы балетный фестиваль в Казани носил его имя.
Кстати, рядом с Татарским оперным театром установлен единственный в России памятник Нурееву в летящей балетной позе. Одной рукой он показывает в сторону гримёрных комнат и Большого балетного зала».
Для Дианы Багаутдиновой 1992-й год был вторым сезоном её работы в балете Татарского театра. В спектакле, которым дирижировал Нуреев, она танцевала снежинок и четвёрку вальса.
«В 1992 году Нуреев уже не мог парить над сценой, но стремился быть нужным искусству и, обладая достаточным музыкальным вкусом и позанимавшись с известными европейскими дирижёрами, неплохо справлялся с дирижёрской палочкой,
– вспоминает Диана.
– Во время приезда Нуреева в Казань в нашем театре стояла атмосфера праздника и при этом некоторого смущения: всё-таки мега-звезда. Оркестр старался, чтобы не подвести, и мы, балетные, очень старались, чтобы не было ни одной погрешности в спектакле: всё-таки и Надежда Павлова, чье имя в те годы очень гремело, и Нуреев. Но мы на каждом спектакле стараемся.
В первый его приезд – в марте – артисты балета встретились с ним в Большом балетном зале и не знали, как себя с ним вести: молчать? Здороваться? Не здороваться? Шутить, наверное, не стоит. Спросит – а что ответить? А вообще спросит ли?
Мы во все глаза на него смотрели, фотографировались с ним всей труппой. Каждый хотел подлезть к нему поближе. А в день спектакля пол зала смотрела на сцену, а половина – на Нуреева. Всё-таки такая личность! Он мало говорил при нас, но радовался, что всё прошло хорошо, улыбался.
Это было, конечно, событие века. Больше он к нам не приехал, хотя я знаю, что имелись большие планы».
Рудольф Нуреев, наверное, и предположить не мог, что однажды, пусть и в виде барельефного изображения на мемориальной доске, он снова окажется на той самой станции, где появился на свет.
Но и это ещё не всё. В мае1992 года Нуреев дирижировал балетом «Щелкунчик» в Татарском театре оперы и балета. А 30 лет спустя в честь его 85-летия на Приморской сцене Мариинского театра давался балет «Щелкунчик» в хореографии художественного руководителя балетной труппы этого театра, в прошлом – премьера Кировского (сейчас – Мариинского) театра Эльдара Алиева, с которым Нуреев был знаком с 1980-х годов.
Недаром же Шекспир устами Гамлета сказал: «Есть тьма чудес на небе и земле, Горацио, не снившихся философам твоим».
Людмила Лаврова