Легендарный универсальный музыкант нашего времени швейцарец Хайнц Холлигер выступил 10 апреля 2015 года с Государственным академическим камерным оркестром России (ГАКОР, художественный руководитель Алексей Уткин) в Большом зале консерватории.
Днем раньше в Большом зале Дома композиторов состоялся авторский концерт Холлигера с включением в программу произведений, ему посвященных.
Там были исполнены его сочинения «Музыкальные приношения для Аврелия» для двух флейт, двух скрипок и валторны, «(t)air(e)» для флейты соло,«Panrei» для флейты соло и ансамбля, Дуэт для двух скрипок), а также посвященные ему произведения: Соло для гобоя и «Романтическая музыка» для гобоя, арфы, скрипки, альта, виолончели Эдисона Денисова, «Ночи умопостигаемого света» для гобоя и клавесина Клауса Хубера, «Микроструктуры» для гобоя соло Леонида Грабовского, которого Холлигер считает самым авангардным композитором в бывшем СССР:
«Он писал, возможно, самую сумасшедшую музыку, с которой я когда-либо имел дело, самую авангардную из того, что сочинялось в СССР когда-либо! Особенно для ранних 1960-х».
Хайнц Холлигер: «В партии ударника передается сообщение с помощью азбуки Морзе»
Концерты с участием Хайнца Холлигера прошли в рамках Четвертого международного музыкального фестиваля «Окно в Швейцарию», первый из которых был приурочен к 200-летию установления дипотошеий России и Швейцарской конфедерации.
Хайнц Холлигер (р. 1939) – выдающийся гобоист, композитор, дирижёр и педагог. Он разработал и применил ряд новых приемов игры на гобое, ранее бывших неизвестными. Как солист-гобоист Холлигер выступал в лучших концертных залах всех пяти континентов. Для него написано более 100 сочинений, в том числе Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым, Витольдом Лютославским, Кшиштофом Пендерецким, Дьердем Лигети, Карлом Штокхаузеным, Лучано Берио, Хайнцем-Вернером Хенце и др.
Холлигер как дирижер выступает с известнейшими симфоническими оркестрами мира: Венскими филармониками, Консертгебау, Тонхалле, Берлинским и Лондонскими филармоническими оркестрами и, Камерным оркестром Лозанны, множеством других – их перечислении заняло бы половину страницы.
Композиторское творчество Холлигера тоже высоко оценено. Он сам гордится тем, что был одним из немногих официальных учеников Пьера Булеза. Холлигер автор оперы «Белоснежка», концерта для скрипки с оркестром, камерных и вокальных сочинений. Издатель его сочинений – мюнхенское издательство Schott, специализирующееся на музыке современных композиторов, в частности эксклюзивно издающего сочинения Родиона Щедрина.
Записи Холлигера выпускаются такими фирмами как ECM, Phillips, Teldec.
Концерт начался исполнением Концерта для гобоя д’амур, струнных и basso continuo ля мажор, BWV 1055R Иоганна Себастьяна Баха, реконструированного исследователями. Солировал и дирижировал Холлигер. Звук его гобоя д’амур очень необычен и красив. По совпадению художественный руководитель ГАКОР тоже гобоист и, естественно, тоже иногда играет на гобое д’амур, но тембры их инструментов разные. У Холлигера он звучит менее ярко, его звук как бы «матовый». Поражает дыхание 75-летнего гобоиста – оно кажется бесконечным. По крайней мере, услышать когда он берет дыхание, мне не удалось. Баховский концерт был исполнен с точным пониманием стиля и вкуса, хотя и не стремился к модной ныне аутентике.
Затем Холлигер продирижировал сочинением Шандора Вереша «Musica Соncertante» для 12 струнных, которого сам Холлигер считает своим главным учителем по композиции. Музыка непростая и для исполнения, и для восприятия. Сам Холлигер считает это сочинение одной из самых сложных пьес, когда-либо написанных для камерного оркестра, В интервью Холлигер заявил, что восхищен высоким уровнем музыкантов ГАКОР, которые всего за несколько репетиций отлично ее подготовили. В самой пьесе, написанной еще в 1966 году, я услышал некое отдаленное предвестие минимализма. Хотя в ней заметна и доля экспрессионизма.
Вариации для гобоя и струнных Рудольфа Кельтерборна – первое сочинение, написанное специально для Холлигера 55 лет назад. Партия гобоя написана в довольно таки виртуозном ключе с быстрыми пассажами и резкими высотными бросками. Но в ней есть и кантиленные места. Ясно, что Холлигер в 21 год был технически готов к исполнению такой трудной сольной партии. Но и в 75 он блестяще исполнил ее в концерте.
В концерте прозвучало и сочинение самого Холлигера – Meta Arca для скрипки и струнных, написанное в 2012 году. Название пьесы – это анаграмма слова camerata и написано по заказу оркестра Бернская камерата в связи с 50-летием коллектива. Сочинение написано довольно-таки изощренным музыкальным языком, дающим простор и солисту, и оркестру показать на что они способны. Партию скрипки блестяще исполнила концертмейстер ГАКОР Екатерина Назарова.
В завершение концерта оркестр п/у Холлигера великолепно исполнил Симфонию № 44 ми минор («Траурную») Йозефа Гайдна. Это одна из немногих минорных его симфоний, в том числе и знаменитая «Прощальная». «Траурная» написана для камерного состава оркестра, который был в его распоряжении в капелле князей Эстергази.
Как и все, что сочинил Й. Гайдн, восхищает, в первую очередь, совершенством формы, а потом неистощимостью авторской фантазии при внешней простоте. Любая из 104 симфоний Гайдна это прозрачное кружево, рисунок которого никогда не повторяется. Вот и 44-я симфония под рукой Холлигера прозвучала прозрачно и грустно, но без трагического надрыва, вообще не свойственного музыке Гайдна. Симфония в оркестре прозвучала стилистически безупречно.
ГАКОР продемонстрировал высокое профессиональное мастерство. Он легко переключался с исполнения Баха на современных авторов и с них на Гайдна. Наибольшее удовольствие принесло мне исполнение «Траурной» симфонии Гайдна. Точные в моем понимании темпы, идеальное соотношение групп, очень красивый звук. Этот концерт стал, вероятно, одним из лучших выступлений ГАКОР в текущем сезоне.
Владимир Ойвин