
Первый конкурс в стенах академии Гнесиных собрал 190 заявок, было прослушано 182 участника из 12 разных стран. Мероприятие состоялось благодаря поддержке правительства Москвы — Сергей Собянин выделил грант на проведение конкурса.
Мастерство молодых талантов оценивало авторитетное жюри, состоящее из мэтров отечественной и иностранной фортепианной школ.
Возглавил жюри профессор Московской консерватории Владимир Овчинников. В состав жюри вошли декан фортепианного факультета РАМ имени Гнесиных Татьяна Левитина, преподаватель Консерватории «Д. Чимароза» в Авеллино Джулиано Адорно (Италия), заведующий кафедрой специального фортепиано РАМ имени Гнесиных Владимир Тропп, преподаватель Миланской консерватории им. Дж. Верди Винченцо Бальцани (Италия), профессор, педагог РАМ имени Гнесиных Юрий Богданов, директор Московской ССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов, заведующая кафедрой специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадина Файзиева.
Торжественное открытие состоялось 28 января 2024 в Большом зале Музыкального училища имени Гнесиных, прослушивания проходили с 29 января по 1 февраля в Концертном зале РАМ имени Гнесиных.
Также 1 числа в Шуваловской гостиной состоялся мастер-класс членов жюри из Италии, где Джулиано Адорно проработал со студентом Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова Саидом Хусаиновым Вторую сонату Александра Скрябина.
Винченцо Бальцани дал рекомендации по первой части Двадцать первой сонаты Людвига ван Бетховена студентке «Академии народной музыки имени Дины Нурпеисовой», г. Атырау Таисии Войтовой.
Закрытие конкурса и праздничный концерт прошли 2 февраля в Концертном зале РАМ имени Гнесиных.
Уровень участников конкурса оказался действительно очень высок — у всех блестящая техника, отличное владение инструментом. Согласно правилам они должны были исполнить классическую сонату или вариации, два виртуозных этюда зарубежных и русских композиторов, одно или несколько произведений по собственному выбору (обязательно должно быть сочинение русского композитора XIX-XXI вв.).
Стоит сказать, что наибольшие трудности выявились в игре сочинений крупной формы. Моцарт, Бетховен и особенно Гайдн стилистически очень не просты, а осознать и понять их эстетику дано не каждому, даже зрелому пианисту.
Зато произведения романтиков (наиболее популярными авторами стали Рахманинов, Шопен, Прокофьев, Скрябин, Лист) прозвучали достойно — они дают большую свободу для интерпретации и выбора художественных средств.
II тур предполагал сольные выступления участников (регламент — 45 минут), а в III туре они должны были исполнить фортепианный концерт по своему выбору. Здесь их сопровождал Брянский Губернаторский симфонический оркестр (главный дирижер — Эдуард Амбарцумян).
Выбор членами жюри конкурсантов, вышедших в финал, оказался справедливым — ими стали лучшие из лучших.
Участникам младшей группы были вручены специальные призы. Их получили Наталья Никитина («За исполнение романтической миниатюры»), Данил Ростовцев («За лучшее исполнение произведения русского композитора»), Екатерина Изотова («За лучшее исполнение венской классики»), Егор Арзамаскин («За исполнение виртуозного произведения).
Лауреатами 3 степени здесь стали Иван Ткачев, Тимофей Утегенов, Полина Домрачева, София Паскичева.
Лауреатство 2 степени получили Ли Тяньюй, Семен Капитонов, Николай Козырев, Владимир Игнатович.
Победителями в этой категории, лауреатами 1 степени стали Андрей Тубалов, Иван Чепкин, Ксения Дафнис.
Гран-при присуждено Ни Чэньчжэ. Ему же вручен специальный сертификат на выступление с сольным концертом в медиацентре «Дом Скрябина».
Приз от Юрия Богданова для Екатерины Изотовой и Данила Ростовцева — сольный концерт на двоих в этом году в одном из залов РАМ имени Гнесиных. Также профессор выразил пожелание, чтобы в этом концерте приняли участие педагоги этих конкурсантов, Олег Вайнштейн и Евгений Изотов
Лауреатами 3 степени во второй возрастной категории стали Ван Юйцянь, Мария Прошина, Бекзат Ракымов.
Анна Валеева, Варвара Кутузова, Татьяна Федорова получили лауреатство 2 степени.
Первую премию между собой разделили Роман Соснин и Никита Качаев.
Специальный бонус получили Роман Соснин и Варвара Кутузова — в следующем сезоне они могут выступить с любым фортепианным концертом на свой вкус совместно с Брянским Губернаторским симфоническим оркестром.
Также лауреатам конкурса и обладателю Гран-при дается возможность выступить на концерте 26 марта в Концертном зале РАМ имени Гнесиных.
Хочется отметить, что конкурс не состоялся бы без Анастасии Грищук, которая вела все прослушивания, открытие и закрытие на русском и английском языках, а также показала себя как блестящий переводчик-синхронист на мастер-классе. Трудно переоценить работу координатора конкурса Александры Олейниковой.
И в заключении хочется привести слова ректора РАМ имени Гнесиных, председателя Оргкомитета Александра Рыжинского, который поздравил всех участников и организаторов I Московского международного конкурса пианистов имени Гнесиных с успехом и пожелал им сохранить в памяти и сердце эти дни.
Филипп Геллер
Филипп Геллер — музыкальный журналист, музыкальный критик.
Окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу фортепиано. На данный момент — студент 3 курса кафедры музыкальной журналистики РАМ им. Гнесиных.
Лауреат международных конкурсов (фортепиано), лауреат IX Всероссийского конкурса студенческих рецензий на актуальные музыкальные события современности «МузыкаКиноМнения - XXI», участник Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность». Участник XVI Международной научной конференции студентов и аспирантов "Исследования молодых музыковедов". Победитель VI Открытого регионального конкурса работ по музыкальной критике и журналистике имени И. И. Соллертинского.
Лауреат 1 степени Международного фестиваля-конкурса теоретических работ "Волшебный мир искусства" 2023-2024 (номинация "музыкальная журналистика").
Сфера интересов: музыкальный театр, русская и зарубежная музыка XIX — начала XX века.