
В начале марта в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) им. Гнесиных прошла презентация нового отделения по специальности «Кино- и телепроизводство». Первую в России программу по подготовке специалистов среднего звена по кино‒ и телепроизводству в музыкальной сфере возглавит режиссёр театра и кино Юрий Грымов.
Он рассказал о новом отделении, о том каким должен быть современный режиссер и о состоянии киноиндустрии в России.
— Как вы считаете, почему именно вас Михаил Сергеевич Хохлов пригласил возглавить новое направление в МССМШ им. Гнесиных «Кино- и телепроизводство»?
— Прежде всего, я всегда иду к людям, а не на проекты; не за какими-то идеями, а к тем, кто за ними стоит. И когда я познакомился с Михаилом Сергеевичем, то сразу понял, что это очень интересный и эрудированный человек. Мне захотелось присоединиться к его команде.
Сама идея – удивительная и прекрасная, потому что сегодня отечественное кинопроизводство сильно хромает, ведь долгие годы наше кино просто разрушалось.
Сегодня у зрителей появился большой запрос на отечественное кино. А профессионалов, способных снимать качественные фильмы, очень мало. Особенно меня волнует проблема «среднего звена».
Когда я произношу это словосочетание, то имею в виду и перспективу. Его представители становятся впоследствии людьми первого эшелона, из ассистентов и помощников вырастают будущие мэтры. Вот их очень мало. И человек, снимающий кино, всегда знает, как многое зависит от второго режиссера, от ассистента оператора, от помощника звукорежиссера. Их просто нет. Они все случайные.
А здесь, в стенах столь известного музыкального учебного заведения, с большой разносторонней культурой, наши студенты будут развиваться во всех направлениях. Ведь человек, работающий в сфере кино или театра, не может обладать ограниченными знаниями. Поэтому в стенах Гнесинки, мне кажется, мы сможем воспитать интересную молодежь. Здесь всегда царит атмосфера высокой музыкальной культуры!
— Расскажите, пожалуйста, об организационной работе, которую вы проделали. Как готовился этот проект?
— На самом деле, это не так сложно было для меня. Ведь тот коллектив, который я увидел в Гнесинке, очень близок мне по духу. Я еще со своей стороны привожу людей, тоже по-своему интересных.
— А как будет проходить обучение?
— У меня цель – за первые полтора года подготовить квалифицированного зрителя. Чтобы они понимали, что смотрят, а не мерили кино такими категориями, как «прикольно-неприкольно» или «красиво-некрасиво». Студент к тому моменту уже должен понимать, что такое уровень кино и что такое большое кино, какие люди стоят за большими фильмами.
Я думаю, что за это время мы с молодыми людьми расставим правильные приоритеты. А это очень важно на старте.
Затем они, конечно, начнут углубляться в профессию, получать более узкую специализацию. Им предстоит изучать и операторское искусство, и цветокоррекцию, и звукорежиссуру. Получив такое специальное образование, они могут пойти и дальше: кто-то решит, что уровень полученных знаний достаточен, и сразу займется практикой, а кто-то продолжит обучение в высшем учебном заведении.
Кстати, практику ребята будут проходить у меня в театре «Модерн», снимая репетиции и спектакли. По предварительным планам практика может начаться в первые два года обучения.
— А где еще ребята смогут практиковаться?
— У них будет возможность посещать ведущие производственные площадки. Например, Мосфильм, киностудию Горького, CinemaLab, где проходит техническая обработка фильмов.
Наши учащиеся пройдут все возможные этапы кинопроизводства и поймут, что в работе над фильмом участвуют представители большого количества профессий.
Кроме того, мы планируем устраивать мастер-классы, ориентированные на всех учащихся Школы им. Гнесиных. Будущие музыканты тоже смогут послушать известных режиссеров, актеров, операторов для своего общего развития.
— Почему не предполагается целенаправленная подготовка режиссеров?
— Людям в возрасте 14-15 лет еще рановато думать о такой узкой специализации. Как я уже говорил, сначала необходимо разобраться с правильной расстановкой приоритетов, а потом уже размышлять о чем-то вполне конкретном.
К профессии режиссера нужно быть готовым! Ведь режиссер – это рассказчик. Подросток в свои 14 лет, конечно, может поделиться какими-то своими идеями и мыслями, но в целом режиссура — это занятие для зрелых людей с жизненным опытом.
— В чем вы видите преимущества специализации с достаточно раннего возраста?
— 15-16 лет – это стартовая позиция. Человек, который заканчивает обучение по нашей специализации в таком учебном заведении, с такой историей, с тем багажом знаний, которыми здесь его одаривают, имеет хорошие шансы поступить в вуз, связанный с кино.
— А что может дать учащимся специализация в музыкальном учебном заведении, не в профильном?
— Большим плюсом станет общение ребят с разных отделений. Это будет увлекательно и для будущих музыкантов, и для тех, кто хочет работать в кино.
А вообще, я бы задал массу вопросов ВГИКу: почему у них каждый год выпускается такое количество профессионалов, а дела в киноиндустрии идут все хуже и хуже. Поэтому мне и кажется, что образование нужно начинать совсем с юного возраста, то есть с 9-10 класса.
— Я правильно понимаю, что на это отделение могут поступить не только выпускники музыкальных школ, но и, например, ребята без музыкального образования, просто интересующиеся кино?
— Да. Любые дети, окончившие 9 или 11 классы и увлеченные киноиндустрией, смогут поступить в МССМШ им. Гнесиных.
— Планируется ли использовать в обучении зарубежный опыт? Наверняка понадобится и иностранное оборудование.
— Конечно, мы обеспечим учебный процесс и оборудованием, и литературой, которая будет выдаваться на руки. Будем использовать мировой опыт, не ограничиваться только достижениями советского и российского кино.
— Кого вы возьмете к себе в помощники, когда будете выстраивать курс?
— На самом деле люди, которых я пригласил, – настоящие легенды советского кино. У них колоссальный опыт.
Я обращаю внимание в соцсетях на педагогический состав разных киношкол. И часто фамилии этих людей мне неизвестны. Я начинаю искать информацию и понимаю, что у них за спиной ничего нет. Человек прочитал, может быть, множество книг о режиссуре, а сам, на практике, ничего не сделал. И это педагог…
В нашем проекте таких кадров не будет! У всех приглашенных мною преподавателей – большой опыт работы в кинематографе. Своим личным примером они будут заражать молодых ребят, помогут им правильно расставить приоритеты.
— А можете приоткрыть завесу тайны и назвать несколько имен?
— Пусть это останется пока секретом.
— На сайте МССМШ им. Гнесиных уже вывешена информация о вступительных испытаниях. И на презентации многие родители возмутились уровню сложности заданий…
— Это проблема этих родителей. Мы не будем набирать к себе ребят, которые не способны рассуждать и не живут культурной жизнью в свои 13-14 лет. Если кому-то кажется, что вступительные собеседования слишком сложные, то ищите другое учебное заведение.
— А почему все-таки в списке вступительных испытаний нет ни одной дисциплины, связанной с музыкой? Все-таки Гнесинка – это музыкальный колледж в первую очередь.
— Просто для нашего направления они не так важны. Если человек умеет музицировать, это будет только плюсом. Но вовсе не это является определяющим фактором для профессии звукорежиссера.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о проблемах с кино в России?
— Любая национальная индустрия кино начинается с уровня производства в 250 картин в год. Если страна не снимает 250 картин, то это уже не индустрия, понимаете…
Необходим все-таки поток, большой поток отечественного кино. Тогда в нем будут появляться фильмы разного уровня и разных жанров: от детского до авторского кино, от исторического до подросткового, и так далее.
— Что должен представлять собой режиссер нового поколения?
— Современный режиссер должен быть человеком эпохи Возрождения, носителем обширных знаний в различных областях искусства и культуры. Как это было, например, в период советского кинематографа. Любой режиссер-оператор являлся тогда поэтом, фотографом, художником. Я за разностороннее образование!
Беседовала Анна Коломоец
Анна Коломоец - музыковед, музыкальный журналист, критик. Продолжает обучение в МГК им. Чайковского по специальности «Музыковедение» в классе Р. А. Насонова
Постоянный автор журнала «Музыкальная жизнь».
Занимается просветительской деятельностью.