Недавно в программе Михаила Швыдкого «Агора» на телеканале «Культура» состоялся заинтересованный обмен мнениями специалистов по проблемам российского музыкального образования.
Очень хорошо, что телевидение поднимает такие важные вопросы.
Тем не менее, ограниченный телевизионный формат не всегда дает возможность до конца высказать участникам свою мысль. Также возможно, специалисты в одной области – не всегда хорошие ораторы.
По крайней мере, лично мне в процессе телевизионной дискуссии не удалось перевести свои соображения в короткие и ясные формулировки, а затронутая тема меня не оставляет равнодушным.
1
На мой взгляд, несмотря на некоторые узкоцеховые сложности, причины, влияющие на развитие российского музыкального образования, находятся вовсе не внутри, а за его пределами. Представляется, что по большому счету их две: недостаточный уровень художественной образованности (особенно молодежи) и, как следствие, низкий спрос на классический музыкальный продукт.
Эти причины приводят, во-первых, к слабой потребности у большинства населения в общении с классическим музыкальным искусством, и, во-вторых, к неспособности аудитории самостоятельно (без подсказок со стороны) определить качество (художественную ценность и профессионализм) музыкальной композиции, постановки, интерпретации, мастерства исполнителя и проч.
Считается, что виновных в низком спросе на классику несколько: телевидение – мало пропагандирует; музыкальных школ – недостаточно; концертных залов, студий – строят мало, хороших инструментов – не хватает…
А может, мы ставим телегу впереди лошади?
Если бы люди не научились считать, могли бы они впоследствии не только осуществить, но и пользоваться техническим прогрессом? Или пример из нашей истории: сначала государством была ликвидирована безграмотность – а только затем выросли тиражи книг.
2
Тогда про учебу. Про школу, где учат читать, считать…
Сегодня около 17 млн ребят обучается в общеобразовательных школах России. Завтра они станут ее взрослыми гражданами и попадут в статистику: в количество посетителей выставок, концертов или в рейтинги телепрограмм с классической музыкой, в число подписчиков Интернет-ресурсов и т.п. Эти и другие цифры лягут на стол экономистам-аналитикам, они сравнят числа с прошлым годом и решат, нужно ли строить новые музыкальные школы, концертные залы, создавать телепрограммы и проч.
За последние двадцать лет в России практически никак не изменилось процентное соотношение обычных и музыкальных школ (85-15), не увеличился процент концертных залов на душу населения, а в СМИ телеканал «Культура» и радиостанция «Орфей» так и остались единственными, хотя за это время в десятки раз выросло общее количество телевизионных каналов и радиостанций (для них классическая музыка — «не формат»).
А что вы хотели? И не должно было измениться: на столах у экономистов цифры по потребностям населения в этой области год от года не меняются, а СМИ за рейтинг борются, а то рекламодатель уйдет.
Но вернемся к школе — обычной, общеобразовательной. Может хоть там все в порядке?
Выясняется, что не очень. Педагоги жалуются, родители беспокоятся, эксперты бьют тревогу: у ребят плохая концентрация внимания, растет число заболеваний опорно-двигательной системы и случаев социальной обособленности. У молодых людей отсутствуют навыки работы в команде, наблюдается растерянность в оценке произведений искусства, неспособность эстетически организовать среду обитания…
Да, проблемы. Как говорится: «новое время – новые вызовы!» И школа реагирует, не мирится, смело отвечает на них реальными изменениями. Какими?
Помните, лет 10 назад программу начальной школы дети проходили за 3 года? Теперь начальная школа – 4 года. “Злые” предметники по русскому и математике говорят, что уровень требований к выпускникам 9-х классов при введении ГИА (в 2000 году) и сейчас заметно снизился – не всем удавалось сдать на аттестат. Кроме того, в каждой школе в обязательном порядке появились: педагог-организатор, психолог, юрист, советник директора по воспитательной работе (это кроме заместителя по УВР).
То есть, несмотря на колоссальные вложения государства в техническое переоснащение школ, повышение зарплат педагогам, у современных детей IQ снижается, а по-простому – они становятся глупее, и кроме этого, в помощь еще нужны специалисты, чтобы преодолеть ограниченность интересов, детскую замкнутость, безразличие, а порой и агрессивность?
Конечно, с дополнительными специалистами вести учебный процесс комфортнее, но насколько эти управленческие усилия решат проблемы медленного освоения материала и слабой успеваемости учащихся, их психологической напряженности, апатии к учебе, возможности самоидентификации, уважения к культуре, воспитания патриотизма?
Другими словами, оставляя в стороне солидное материальное перевооружение наших школ, можно ли сказать, что предпринятые меры в отечественном общем образовании эффективно решают вопрос формирования человека будущего, физически и психологически здорового, художественно развитого, способного быстро обучаться и адаптироваться к изменяющейся технологической среде, умеющего встроиться в командную работу, любящего место, где он родился?
3
В подобных случаях обычно раздраженно говорят: «Все ясно. Какие будут предложения?»
Описанные проблемы носят системный характер. Представляется, что их сложно будет решить, не переосмыслив значение творческого образования в воспитании «человека будущего». И принципиально важным является период обучения детей с 7 до 11-ти лет (1-4 класс). В это время закладывается основы нейронных связей («установка программ»), оказывающих серьезное влияние на все дальнейшее развитие человека.
В частности, вопросы концентрации внимания и коллективного взаимодействия, улучшения физического и психологического здоровья, а также патриотического воспитания, успешно решаются введением в программу начальной школы комплекса художественных практик. По всей России в каждой школе существуют и учтены бюджетным финансированием 10 часов в неделю внеурочной работы, которые можно и следует использовать под эти цели.
Под художественными практиками подразумеваются занятия по трем направлениям: музыка, танец, декоративно-прикладное искусство края (области). Речь идет о комплексном развитии интеллектуальных, эмоциональных и физических возможностей детей средствами искусства, способствующих более эффективному освоению общего и среднего образования.
Конкретнее:
Музыкальные занятия
В общеобразовательных школах России дети на занятиях музыкой, в лучшем случае, поют хором, а в основном, в соответствии с программой, эти занятия носят ознакомительный либо развлекательный характер, а иногда, скажем прямо, необязательны к посещению или просто отсутствуют.
Последние 20 лет учеными разных стран проводятся исследования и эксперименты, доказывающие силу влияния музыки на развитие мозга. Их выводы говорят о том, что устойчивый и долговременный положительный эффект оказывает именно практика игры на музыкальном инструменте, а не просто слушание музыки — равно как люди не становятся более подтянутыми, наблюдая спортивные соревнования по телевизору.
Серии проведенных экспериментов доказывают, что именно благодаря практическим занятиям пространственно-временное мышление детей улучшается более, чем на 40%, дети также становятся более внимательными и концентрированными.
Доказано, что дети, занимающиеся музыкой более трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление. Психологи и исследователи, изучающие эту область, утверждают, что дети, занимающиеся музыкой, демонстрируют более существенное повышение IQ, по сравнению с не играющими на музыкальном инструменте. Кроме того, более высокий IQ стабильно сопровождается лучшими оценками по всем академическим предметам.
Занятия музыкой не только делают детей умнее. Игра в оркестре – это первый и радостный опыт в получении навыков «работы в команде». Уметь вести свою партию, слушая другую, проявить или уступить инициативу, быть готовым воспринимать критику, чувствовать ответственность и сопричастность общему делу – качества членов коллектива, определяющие его успех. Все они в естественной игровой форме легко воспитываются в оркестре.
Конечно, речь не идет о создании в российских общеобразовательных школах симфонических оркестров. В начальной школе – это скорее ансамбль класса, где дети играют на шумовых, ударных инструментах (так называемый «шумовой оркестр»), годом позже добавляются блокфлейты и затем – синтезаторы (программы в этой области разработаны Гнесинкой, одобрены ИХОиК РАО, изданы в 2019 году).
Специалисты советуют:
«Если вы хотите поощрять в ребенке сотрудничество, общение, вежливость, креативность, ответственность и уверенность в себе, просто дайте ему возможность играть в оркестре, или в любой другой музыкальной группе».
Влияние танцев на развитие детей
Ученые, исследовавшие влияние танцев на развитие детей, пришли к выводу, что занятия танцами укрепляют опорно-двигательную систему, приводят в норму осанку, влияют на психологическое состояние, увеличивая самооценку и снимая сложности в общении.
Практические занятия танцем улучшают пространственную ориентацию, (в том числе, выработку «иммунитета» к головокружению), а через импровизации, визуализацию движения и мышечную память развивают творческое мышление, поскольку активизируют одновременную работу сразу нескольких областей мозга.
В целом, занятия танцем способствуют гармоничному развитию и здоровью ребенка, развивают интеллект и творческий потенциал.
Декоративно-прикладное искусство
Использование в образовательном процессе начальной школы художественной практики по декоративно-прикладному искусству заложило бы основу решения нескольких принципиально важных задач (которые сегодня решаются слабо, либо не решаются вообще): приобщение учащихся к национальной культуре – культуре края, области, места, где они родились (в Российской Федерации 85 субъектов, более 190 этнических групп), воспитание эстетического восприятия: чувства красоты, гармоничности и содержательности искусства.
Умение детей создать своими руками пусть самые простейшие различные реплики народного промысла окажет в дальнейшем существенное влияние на формирование личности с устойчивой системой ценностей, представлением об истоках и многообразии искусства, уважения к другим культурам, заложит представления о самоидентификации, чувстве патриотизма.
Понятно, что это работа «в долгую»: с момента внедрения в школу художественных практик, как обязательных, до повышения интереса/спроса к содержательному искусству пройдет более десяти лет. Но по ходу мы получим в школе и «побочные эффекты»: улучшение концентрации внимания и успеваемости, социальной устойчивости, уменьшение проблем со здоровьем, повышение IQ у всех учащихся РФ.
Кроме того, в процессе занятий творчеством в течение нескольких лет, среди детей начальной школы наверняка обнаружатся настоящие таланты, о наличии которых и родители не подозревали. Эти самородки наверняка захотят продолжить обучение (после 4-го класса) на программах дополнительного образования в области искусств, увеличив в итоге, число потенциальных знаменитостей.
Включение в учебную программу образовательной школы творческих практик в качестве обязательных, как я уже упомянул, за счет существующих оплаченных государством часов внеклассной работы, в итоге и приведет к художественной образованности и успеху всех граждан, окончивших нашу школу, которая, я уверен, станет лучшей в мире.
Заслуженный деятель искусств России, директор МССМШ (колледжа) им. Гнесиных Михаил Хохлов