В «Новой Опере» в рамках Крещенского фестиваля впервые в России прозвучала опера Джузеппе Верди «Разбойники» (1847).
В этом театре всегда особенно относились к творчеству великого итальянца — в свое время здесь шел такой раритет, как «Двое Фоскари» (пост. Валерия Раку), до 2021 года исполнялся и «Набукко» (режиссер Андрейс Жагарс перенес действие на станцию метро, где герои прятались от военных действий середины XX века).
Сейчас в репертуаре значатся «Травиата» (спорный, но интересный спектакль Аллы Сигаловой 1999 года, музыкальная редакция Евгения Колобова), «Риголетто» (традиционная постановка Ральфа Лянгбаки 2000 года), «Трубадур» (2012, режиссер Марко Гандини создал удобные мизансцены для певцов, но эта версия примечательна необычными декорациями Итало Грасси в духе конструктивизма).
В 2020 году впервые в России именно в «Новой Опере» прозвучал «Стиффелио» (концертное исполнение), а через 2,5 года состоялась премьера полноценной, достаточно экстравагантной, но не лишённой смысла постановки Екатерины Одеговой. А в 2021 была исполнена «Сила Судьбы» (тоже концертное исполнение), правда дело ограничилось одноразовым показом.
Также в репертуаре театра присутствовала концертная программа «Viva Verdi!», в которую были включены арии из различных опер композитора.
Неоднократно в «Новой Опере» звучал Реквием Верди, вот и сейчас в рамках Фестиваля его снова представили московской публике (следующее исполнение — 16 апреля).
Так что выбор «Разбойников» выглядит оправданно и уместно в контексте истории существования опер Верди в театре Евгения Колобова.
Немного про сам сюжет. Сын старого графа Моора Карл становится жертвой интриг своего младшего брата Франческо, который хочет завладеть наследством отца и жениться на невесте Карла. Благодаря подложному письму планы Франческо сбываются — старому графу, узнав, что его сын как будто умер на войне, становится плохо с сердцем.
Франческо бросает его в темницу и объявляет всем, что он умер. Герой надеется овладеть Амалией, невестой Карла, но безуспешно, девушка дает ему отпор. Тем временем, Карл становится главарем разбойничьей шайки и даёт клятву товарищам никогда не покидать их. Случайно встретясь в лесу с Амалией, Карл узнает, что происходит дома, и принимает решение атаковать замок.
Разбойники штурмуют замок, Карл находит в темнице отца и ловит брата, которого хочет убить, но старый граф останавливает его. Франческо бежит. Герой мечтает о счастье с Амалией, но клятва верности разбойникам не даёт ему соединиться с любимой. В финале он закалывает девушку кинжалом и сдаётся в руки правосудия.
Премьера «Разбойников» прошла в лондонском театре Ее Величества в 1847 году, в зале присутствовали королева Виктория, принц Альберт, герцог Веллингтон. Дирижировал сам Верди, сочинение имело огромный успех и отличную прессу. Но последующие произведения заслонили собой эту оперу…
Сочинение можно рассматривать, как творческую лабораторию перед будущими шедеврами — например, сольные номера Карла как будто бы предвосхищают стретту Манрико и его арии в «Трубадуре». Но можно отнестись к этому произведению, как к абсолютно самодостаточной вещи.
Кажется, что музыка «Разбойников» гораздо удачнее «Луизы Миллер», недавно поставленной в Большом театре и лучше «Стиффелио». Патетико-романтический стиль либретто прекрасно отражен в такой же эмоциональной, обжигающей страстями партитуре. В опере прекрасные арии, ансамбли. Верди как всегда показывает себя тонким психологом в изображении человеческих характеров.
Впечатляют хоровые страницы (в основном, это хоры разбойников, но заслуживает внимания и хор придворной знати а капелла, звучащий за сценой в четвертой картине).
Музыкально композитор наиболее выпукло охарактеризовал Карла и Франческо. Второй герой даже может рассматриваться, как предвестник Яго из «Отелло» — настолько сильно выписана его дерзкая, дьявольская натура (сам Верди его называл «отвратительным негодяем»).
Один из самых сильных фрагментов произведения — сцена сна Франческо (4 действие), она построена в свободной форме, не скована привычными рамками арии. Герою снятся ужасы Страшного Суда. Картины, всплывающие в сознании Франческо и его эмоциональное состояние потрясающе отражены как в вокальной строчке, так и в партии оркестра, который здесь даже выходит на первый план.
Образ благородного старого графа фон Моора Верди также рисует крайне выразительно. Особенно впечатляет его Рассказ в третьем действии, где герой говорит о тех мучениях, которые ему пришлось пережить.
Несколько однотонной психологически, но очень красивой получилась музыкальная характеристика Амалии. Героине присущи изысканные и трогательные арии, в которых ухо опытного слушателя явно уловит дух Доницетти.
Концертное исполнение в этот раз в Новой Опере получилось слишком уж минималистичным — практически без какой-либо актерской игры, без яркого визуала. Точечная работа со светом, аскетичные стулья на сцене для хористов, взятые из «Стиффелио» — вот и весь облик.
Несомненно, главным героем вечера стал дирижер Александр Самоилэ — давно известный специалист по вердиевским операм. Именно он одухотворил музыку, добившись наполненного звучания оркестра в каждой фразе, предельной тонкости, аккуратности и бережности.
Особенное удовольствие, конечно, доставили именно соло оркестра. Как бы странно это не звучало, но Самоилэ смог вывести его на первый план и фраза «Оркестр Верди — большая гитара», приписываемая Вагнеру, на ум в этот вечер ни разу не пришла.
Уже с самого начала было понятно, что нас ждет нестандартное, вдумчивое, глубокое прочтение этого раритетного сочинения. Увертюра прозвучала в необычно медленном, сдержанном темпе (зато можно было насладиться чувственным соло виолончели Татьяны Сарасек).
Как всегда в «Новой Опере» восхищает работа хора (хормейстер — Юлия Сенюкова) — мужской его части в этот раз удалось показать себя на все сто.
А вот с солистами дело обстояло не так вдохновляюще.
Михаил Губский — артист с большим стажем, масштабной творческой биографией, в последнее время явно сдает позиции. Партия Карла действительно ему подходит — и по темпераменту певца, и по его большому голосу, и по достаточной стабильности верхушек. Но вот «начинка» исполнения у Губского явно хромала — вокальный аппарат его временами не слушался, певец подхрипывал, был неточен интонационно, и вообще пел на пределе… И это не единичный случай: в прошлогодней летней «Кармен», где артист исполнял партию Хозе и недавнем «Лоэнгрине» были такие же проблемы.
Относительно неплохо выступила Марина Нерабеева (Амалия), хотя чувствовалось, что партия для нее трудновата (кстати, на премьере в 1847 ее пела «шведский соловей» Енни Линд). Ей не хватало легкости в колоратурах, а верхние ноты, порой, она брала с подьездами.
Хорошо показал себя Алексей Антонов (Граф Максимилиан) — его благородный бас звучал очень ровно по всему диапазону и впечатлил проникновенностью.
Но настоящей звездой вечера, что называется со стопроцентным попаданием в роль, стал Василий Ладюк (Франческо). Его герой руководил не только судьбами других героев, но и зрительским вниманием.
Причина всему этому — совершенно ошеломительной красоты голос. Артисту удалось наполнить его различными эмоциональными оттенками, от абсолютной клокочущей злобы до страха и раскаяния перед Богом за совершенные преступления. Меломаны наверняка вспомнили запись 2002 года с Дмитрием Хворостовским (постановка театра Ковент-Гарден), который тоже блистал в этой партии — теперь, можно сказать, у него появился преемник.
В целом, даже несмотря на определенные исполнительские неудачи, произведение слушалось с большим удовольствием и интересом. Это случилось, в том числе, и благодаря грамотно сделанным купюрам. Маэстро Самоилэ сократил многочисленные повторы в ариях и ансамблях, придав опере цельность и законченность.
Театр даст «Разбойникам» показать себя еще один раз — следующее исполнение в «Новой Опере» состоится 20 апреля 2024.
Филипп Геллер