
Новые исполнители в старых балетах Большого театра.
Количество вводов говорит о том, что руководство балетной труппы ГАБТа делает активную ставку на молодых. Это многолетний принцип Махара Вазиева, которому он верен со времен работы в Мариинском театре.
Само по себе это естественно, но вводы также показали, как и всегда, что к молодости неплохо бы добавлять артистическую зрелость. И, хотя тут мы вступаем на территорию неосуществимой на практике житейской мудрости «если бы молодость знала, если бы старость могла», все равно хочется такого баланса.
Макар Михалкин дебютировал в партии принца Флоризеля в балете «Зимняя сказка»
Эта роль, по правде говоря, не предполагает каких-то актерских откровений. Шекспировский персонаж, принц, влюбленный в дочь пастуха, существует в раскладе «отцы и дети» и на грани «сказочное-реальное». Папа-король против мезальянса, сын ему противостоит.
От артиста требуется внимание и нежность к партнерше плюс решительность в коротом эпизоде с деспотом-родителем, но все это – фон для классики с богатым балканским окрасом (таковы, волей хореографа Кристофера Уилдона, пляски жителей шекспировской условной Богемии, где Флоризель – наследник престола). То еcть нужны хорошие навыки в дуэтном танце, занимающем немалую часть действия, умение раскрашивать академизм характерностью плюс большая выносливость: Уилдон в длинной богемской сцене дает поистине танцевальный марафон для всех участников.

Все это дебютант успешно и показал, снабдив партию немалым личным обаянием, энтузиазмом молодости и хорошей технической оснащенностью, от полетных прыжков до хорошо вытянутых стоп.
Последнее было нетрудно предугадать, зная, как танцевал Михалкин, тогда еще не артист ГАБТа, но студент балетной Академии. получивший первое место на Московском балетном конкурсе по младшей группе. Я тогда писала:
«У юношей золотым медалистом стал ученик МГАХ Макар Михалкин, обещающий стать премьером. Для этого есть все возможности, от отменной балетной формы до элегантной манеры танца, что был показано уже на первом туре, в вариациях из «Пахиты» и «Жизели». Детали танца, впрочем, еще следует отточить».
Отточил.
Мария Кошкарева станцевала главную партию в балете «Коппелия»
Музыка Делиба в «Коппелии» – одна из лучших балетных партитур, и эта смесь мазурок, чардашей и вальсов, обработанная в парадном французском стиле, вдобавок очень удобна для танца. Партия Коппелии, в свою очередь, удобна для дебюта. И техник
можно показать, и наивный колорит места действия (Галиция), и чувство комического, и умение перевоплощаться как бы в куклу, и взаимодействие с партнерами в разных театральных обстоятельствах, от лирики до гротеска.
Решение ввести на главную партию юную Марию Кошкареву оказалось чрезвычайно удачным. Она не только отменно справилась со всем объемом профессиональных задач, но и представила недюжинный задел на будущее.

В ее Коппелии сошлись удаль и легкость, изящество и бедовость. Безупречный академизм балерины и живая естественность поселянки. Осанка, удивительная чистота балетных поз, выворотность «на пять баллов», беглые гибкие стопы, безупречно поставленные руки – всем можно было любоваться.
Первое же па – точеный, совершенный по форме аттитюд – заставило мысленно поблагодарить петербургских педагогов (балерина училась в Академии имени Вагановой у Людмилы Ковалевой). Ювелирный rond de jambe en l’air, чеканный sissonne fermee или графика passé -retire (можно долго перечислять) – все было откалибровано идеально.
В ГАБТе Кошкарева готовила Коппелию с Анастасией Горячевой. Удалось добиться органики во всем, от ужимок девицы из маленького городка до подражания кукольному механизму, от испанской пляски до рила. Навыки школы «растворились» в льющемся танце, который совершенно не был парадом и демонстрацией технических возможностей, а был самим собой, то есть кантиленной пластикой в образе.
Это, как и в случае с Махалкиным, не удивительно, если вспомнить, как себя пару лет назад проявила золотая медалистка (младшая группа) Московского международного конкурса балета:
«Первое место …Марии Кошкаревой не вызывает сомнений: уже в вариации Сванильды из «Коппелии» у юной студентки возник полноценный художественный образ, слепленный не только из техники: из поворота головы, точного соотношения статики и динамики, даже выражения лица. А какая она была Ширин в «Легенде о любви»! Полностью готовая к профессии балерина».
Из этого, между прочим, следует, что перед нами артистка-полистилистка без узкого амплуа: Коппелия и Ширин – абсолютно разные по психофизике партии. В общем, следует сказать спасибо руководству балета ГАБТа, которое пригласило юную петербургскую звезду в Москву. По логике вещей, нужно ожидать ее выходов в партиях Китри, Раймонды и Авроры. Как минимум.
Ева Сергеенкова и Дмитрий Смилевски впервые предстали Германом и Лизой в «Пиковой даме»
Балет сделан на музыку Юрия Красавина, и это весьма вольная обработка оперной музыки Чайковского. с включением фрагментов других произведений Петра Ильича. Акцент Красавиным сделан на усилении мистического и даже гротескового, что в спектакле естественно: ведь в танце даже демоны, мучающие Германа, материализованы, да и призрак умершей графини много танцует с несчастным соискателем карточной удачи.
Как я писала, тут
«не Пушкин и не Модест Чайковский в чистом виде, но они вместе. Неизвестного классикам синдрома раздвоения личности тоже хватает. И фрейдизма, ведь герой вглядывается в свои страхи».
То есть это не парад двойных туров, но балет «о безумце, который одержим тяжелыми видениями и навязчивыми идеями».
Соответственно этому главный герой не может остаться лишь на уровне удачно исполненной техники, хотя ее поставлено немало. Необходима толика подспудной и все усиливающейся (до уровня сумасшествия) тревоги, некий душевный тремор, отражающийся в пластике.

Но пока у Дмитрия Смилевски, который бесподобно танцует классику, этого набора эмоций нет. Он старается, но жесты и выражение лица до экзистенциальной трагедии не дотягивают. Как будто подросток примеряет на себя одежду взрослого.
Нет своих эмоций и у всегда одинаковой «лирической» Лизы-Сергеенковой, а ведь у пушкинской Лизы, как мы знаем, тоже своя голгофа, и какая. Правда, хореограф Юрий Посохов материала для голгофы особо не дал, вступив тем самым в противоречие с партитурой. Но и так можно найти нужные акценты. Если постараться. Дьявол, как известно, в деталях. Художественный образ – тоже.
В общем, способным молодым артистам нужны консультации по актерскому мастерству. Или сложный жизненный опыт. С танцем у них все в порядке.
Майя Крылова
Музыкальный и балетный журналист. Неоднократно эксперт фестиваля "Золотая маска".