Для многих почитателей творчества Александра Скрябина во всём мире двадцать седьмое апреля – особенный день. Это день памяти композитора, пианиста, философа и поэта эпохи Серебряного века.
В стенах его последней квартиры – ныне мемориального музея – прошла особенная музыкальная программа. А его преданные почитатели, исследователи и сотрудники музея во главе с директором, заслуженным работником культуры Александром Лазаревым возложили цветы к памятнику композитора на Новодевичьем кладбище.
Вот что сказал Александр Лазарев:
“Сегодня 109 лет как нет Александра Николаевича. И если первые сто лет день памяти все-таки проходил с осадком, то второе столетие мы воспринимаем с благодарностью. Слава Всевышнему, что память о композиторе все еще жива и будет жить вечно.
Музыка Скрябина очень сложная, и удивительно, что ее исполняют дети! Но со временем вдруг начинаешь понимать, что именно наши совсем юные пианисты как никто другой действительно чувствуют и музыку, и философию Скрябина”.
И вновь зазвучал его рояль композитора – легендарный инструмент Bechstein, подаренный ему в 1912 году. На этом рояле играли Сергей Рахманинов, Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Мария Юдина, Генрих Нейгауз, Ван Клиберн и другие мастера.
В наши дни рояль звучит лишь дважды в год: в день рождения и в день памяти Александра Николаевича. В этот раз произведения Скрябина исполнил знаменитый пианист, заслуженный артист Михаил Аркадьев.
“В доме, где Скрябин провел последние три года своей жизни, остались отзвуки его исполнения, голоса друзей, которые собирались здесь, в этой комнате, слушая музыку и мечтая о лучшем будущем человечества,
– рассказывает замдиректора по научной работе музея Валентина Рубцова.
– Здесь говорили и о том, что мир -это Вселенная, а музыка – дорога к душе человека, которая и есть – часть души Вселенной. И вот сколько прошло десятилетий, а в этом доме по-прежнему собираются те, кому важно услышать голос Скрябина через его рояль”.
Инструмент сохранил свой богатый матовый голос без какой-либо реставрации, хотя и ресурсы его уже на исходе. Безусловно, рояль уступает своим современным лощеным “коллегам”, но он хранит для нас живую историю, в мельчайших звуковых нюансах и чувственности, характерной для музыки Скрябина, особенно позднего этапа его творчества. Композитор остался уникальным: подобных сочинений не было в мире ни до, ни после него.
Слушать Скрябина можно бесконечно – открывая отдельный мир, существующий вне времени. Михаил Аркадьев выбрал одну из ранних прелюдий (№4, ор. 11, ми-минор) и самые последние (5 прелюдий, ор. 74). Контраст поразительный – как вспышки разных граней одного феноменального бриллианта. Рабочий кабинет композитора, вмещающий не больше полутора десятков человек, позволяет не упустить ни одной филигранной детали, отчетливо выделявшейся пианистом.
Скрябин в своей Мистерии надеялся найти ответы на вопросы единения народов, очищения духа и преобразования всего мира. День памяти окруженного мистикой композитора не обошелся без символических пересечений. Пианист Михаил Аркадьев еще студентом впервые посетил музей в далеком 1973 году – по случайному совпадению в день рождения композитора, 6 января. Двери ему тогда открыла дочь композитора Елена Скрябина-Софроницкая: она же попросила юношу помочь украсить елку к Рождеству.
Позже Михаил стал видным исследователем творчества Скрябина, а музей для него – родным пристанищем… На прошедшем вечере Михаил поделился воспоминаниями, мыслями об особенностях гармонического языка композитора. И с блеском исполнил два ключевых скрябинских сочинения – огненную поэму “К пламени” ор. 72, созданную именно за этим инструментом, и этюд до диез минор ор. 42 №5.
А потом в концертном зале медиацентра “Дом Скрябина” состоялся традиционный гала-концерт лауреатов и дипломантов Конкурсного прослушивания “Стипендия имени А. Н. Скрябина”. В нем приняли участие как заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, так и совсем юные таланты – которым, верится, предстоит еще много лет исполнять и постигать музыку гения.
Айдана Кусенова, “РГ“