В Пермском театре оперы и балета идут репетиции последней оперной премьеры сезона 2023/2024 — «Похождений повесы» Игоря Стравинского.
Над новой постановкой шедевра музыкального театра ХХ века работают дирижер Федор Леднев, режиссер Андрей Прикотенко и художница Ольга Шаишмелашвили.
Предпремьерные показы спектакля пройдут 18 и 19 мая 2024, премьера состоится в рамках Дягилевского фестиваля–2024 в июне.
Работа с выдающимися произведениями музыкального театра ХХ века — один из ключевых векторов программной политики Пермской оперы: в последние годы репертуар театра пополнился такими знаковыми названиями, как «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока, «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева и «Река Керлью» Бенджамина Бриттена. Этот список продолжает последняя оперная премьера сезона 2023/2024 — «Похождения повесы» Игоря Стравинского.
В 1947 году Стравинский познакомился с циклом из восьми гравюр английского художника XVIII века Уильяма Хогарта «Похождения повесы» — историей наивного провинциала Тома Рэйкуэлла, доведенного соблазнами светской жизни Лондона до сумы, тюрьмы и Бедлама. Через четыре года в венецианском театре La Fenice прошла премьера одноименной оперы: написанные на либретто великого английского поэта Уистона Хью Одена, «Похождения повесы» подводят черту под неоклассицистическим периодом творчества Стравинского, длившимся на протяжении трех десятилетий.
Этим спектаклем на оперных подмостках дебютирует Андрей Прикотенко — главный режиссер новосибирского театра «Красный факел» и один из ведущих постановщиков российской драматической сцены. Над «Похождениями повесы» он работает в тандеме с петербургским дирижером Федором Ледневым и художницей Ольгой Шаишмелашвили.
Федор Леднев, дирижер-постановщик:
— Стравинский — моя давняя любовь: бесконечно интересный, бесконечно разнообразный, бесконечно глубокий. Интерес к новой музыке в принципе зародился у меня из интереса к Стравинскому — он начался с «Симфонии псалмов» и распространился потом на все его произведения. Каждое из них приносит наслаждение качеством музыки, вызывает пиетет и острое желание детально разобраться в том, как оно устроено — особенно если речь идет о таком крупном и значительном полотне, как «Похождения повесы».
Андрей Прикотенко, режиссер-постановщик:
— Стравинский и Оден выстраивают фаустианский треугольник, в котором все вроде бы разведено по полюсам: у протагониста оперы Тома Рэйкуэлла есть собственный Мефистофель — Ник Шэдоу, и свой ангел-хранитель — Энн Трулав.
Но чем дальше ты вслушиваешься в музыку оперы, чем пристальнее всматриваешься в ее драматургию, тем очевиднее становится, что в «Похождениях повесы» все переплетено со всем: человеческое и дьявольское, их неспособность существовать друг без друга и то, с какой легкостью они порой меняются местами, стирая грань между мистическим и обыденным. Авторы «Похождений повесы» очень точно говорят о всеобъемлющей сути того, что есть природа человека.
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета