Концертная деятельность в Бетховенском зале Большого театра обширна, удивительна и доступна. Артисты и музыканты Большого блестяще доказывают свой высочайший профессионализм в выступлениях на своей домашней площадке: концертов в зале проводится много, один другого краше.
Только в ноябре в Бетховенском выступили и квартет виолончелей Большого театра, и солисты Большого театра Игорь Головатенко с Кристиной Мхитарян, и лауреаты VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, и артисты из Молодежной оперной программы Большого театра.
Был там и интереснейший флейтовый концерт в рамках цикла «Оркестр Большого театра в лицах», и выступление Струнного квартета имени М. И. Глинки.
Удивительно, что столь яркие события редко попадают в фокус внимания музыкальной общественности и профильных масс-медиа.
Впрочем, есть в этом и положительная сторона – самый обычный человек имеет возможность, пусть и несколько загодя, купить билет и оказаться в Бетховенском зале на концерте мирового уровня.
Из вышесказанного легко представить, насколько хороши вечера в Бетховенском зале: и оркестр, и певцы Большого не случайно работают в главном театре страны.
Но даже и на этом, столь обязывающем фоне, концерт, который Большой подарил публике вечером 30 ноября 2016, заметно выделялся – выступал легендарный духовой квинтет Большого театра с программой, которая называлась, на первый взгляд, даже невзрачно: «По страницам популярных спектаклей Большого театра».
За столь непритязательным и, как выяснилось, обманчивым названием скрывалась программа уникальная. Артисты подарили нам не просто фрагменты из легендарных спектаклей Большого, а устроили вечер фантазий и вариаций на темы из самых известных оперных и балетных постановок.
Добавляло неповторимости концерту и то обстоятельство, что авторы двух из этих фантазий были на сцене в этот вечер в качестве исполнителей.
Небольшой экскурс в историю (его информативно и увлекательно сделала ведущая концерта Ирина Новичкова).
История духового квинтета Большого театра берет начало в середине двадцатого века. В его составе выступали выдающиеся солисты оркестра, лучшие духовики, среди которых был и отец одного из участников нынешнего квинтета, Андрея Рудометкина – Юрий Рудометкин (оба – фаготисты).
Духовой квинтет Большого театра выступил в Бетховенском зале
В конце девяностых годов история Духового квинтета Большого театра прервалась, но в 2013 году нынешним руководством театра было принято решение его воссоздать (небольшая деталь – именно Андрей Рудометкин собрал своих коллег-единомышленников и добился того, что коллектив получил официальный статус духового квинтета Большого Театра России).
В состав Духового квинтета снова вошли лучшие солисты-духовики оркестра Большого театра: Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Алексей Раев (валторна) и Андрей Рудометкин (фагот). Они и открыли вечер тремя фрагментами из сюиты балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Ирина Новичкова напомнила публике, что первое прослушивание музыки балета произошло именно в старом Бетховенском зале: сам Прокофьев блистательно сыграл свое произведение по клавиру. Ну, а премьера балета «Ромео и Джульетта» на сцене Большого театра состоялась только в 1946 году.
Появившиеся после краткого рассказа Ирины флейтист Николай Попов, гобоист Сергей Лысенко, кларнетист Сергей Петров, валторнист Алексей Раев и фаготист Андрей Рудометкин сразу дали понять, с музыкантами какого уровня довелось встретиться публике в этот вечер.
Три фрагмента сюиты из балета «Ромео и Джульетта» – «Мадригал» (он был исполнен первым, как зачин всего концерта, и темп Andante tenero удивительно точно подчеркнул замысел музыкантов), «Улица просыпается» и «Танец рыцарей» были исполнены с умело дозированным нарастанием градуса эмоций – от спокойного, куртуазного тона повествования «Мадригала» к триумфально-яростному «Танцу рыцарей».
Прокофьев как будто специально в оригинальной оркестровке сделал упор на сольные номера и для кларнета, и для гобоя, и для валторны, и, конечно же, для флейты и фагота, которые, безусловно, имели для композитора особое значение.
Неудивительно, что эти три фрагмента в версии для духового квинтета прозвучали с шекспировским накалом страстей и прокофьевской шаловливой улыбкой. Сразу и безоговорочно слушатели были захвачены в плен магией звучания духовых, и восторженное внимание публики не отвлекалось от происходящего на сцене уже до самого финала концерта.
После того, как отгремели аплодисменты, слово взяла Ирина Новичкова и увлекательно рассказала о парижской богеме, Тосканини, Пуччини и гениальном произведении последнего, сообщив, что по его мотивам (опера Пуччини «Богема») флейтист Николай Попов написал сочинение «Мемуары Рудольфа». Заметим, что 30 ноября в стенах Бетховенского зала и состоялась мировая премьера этого произведения.
Николай Попов хорошо известен в музыкальных кругах (Николай – потомственный флейтист, его дед, Лев Васильевич Островский, также был флейтистом и проработал солистом оркестра Михайловского театра более полувека).
Известно и то, что Николай – не только блистательный музыкант (в его арсенале также игра на саксофоне и джазовые импровизации!), но и талантливый сочинитель музыки.
Сложнейшая тема Пуччини в преломлении творческого взгляда Николая Попова приобрела новое, порой очень неожиданное звучание. Коллеги по квинтету не подвели и сполна заслужили благодарность зрителей.
Николай Попов: “Есть вещи, которыми руководят силы нам неподвластные”
А после «Мемуаров Рудольфа» настал черед творению и другого участника квинтета: была сыграна «Фантазия на темы из оперы «Пиковая дама» Сергея Лысенко.
Перед Сергеем стояла сложная задача – используя виртуозность и высочайшее мастерство всего лишь пяти музыкантов, передать ошеломляющую красоту хорошо знакомого всем, любимого многими шедевра Чайковского…
Судя по реакции публики, ему это удалось. Сергей Лысенко создал музыку современную, невероятно живую и свободную, в которой нашлось место для самовыражения каждого из участников квинтета. Поразили потрясающее взаимопонимание и точность в отработке деталей (приходит на ум сравнение с огранкой алмазов). Впрочем, чему ж тут удивляться – перед нами выступали одни из лучших духовиков России!
А когда голоса пяти инструментов сливались в единый ансамбль, возникал эффект оркестрового тутти – полнозвучного, сияющего тысячами оттенков, сочного и объемного. Сложно было понять, как в этой чуть ли не джазовой фантазии удалось сохранить любимые черты музыки Чайковского, а, сохраняя их, породить что-то совершенно новое…
Закрывало первое отделение сочинение, звучащее крайне редко: фантастическое попурри из оперы Россини «Севильский цирюльник» итальянского флейтиста и композитора Джулио Бриччиальди. И снова в причудливой и крайне непростой музыке музыканты квинтета показали все, на что они способны.
В некоторые моменты просто дух захватывало от этого великолепия духовых! Невозможно выделить кого-то отдельно, но все-таки осмелюсь восхититься волшебным звуком флейты (так и хочется написать – «волшебной флейтой») Николая Попова. Впрочем, «Волшебная флейта», а если быть точным, сочинение Жана Франсе «Посвящение другу Папагено» – фантазия на тему моцартовской «Волшебной флейты», ждала нас еще впереди.
Второе отделение скомпоновано было более жестко. Открывали его фрагменты из балета «Весна священная» Игоря Стравинского в вариациях американского кларнетиста Джонатана Рассела.
Вариант для квинтета был им сделан два года назад, когда музыкальный мир отмечал столетие «Весны. В России это произведение прозвучало впервые.
Казалось бы, сделать сложнейшую музыку Стравинского средствами духового квинтета – задача неразрешимая. Но музыканты справились с ее решением блестяще.
«Весна священная», с ее экстремальной сменой ритмов – головоломное произведение для любого исполнителя. Здесь все вопреки принятым канонам. Но, когда владеешь таким мастерством, как у духовиков оркестра ГАБТ, о трудностях партитуры не думаешь…
Флейта, гобой, кларнет, фагот и валторна – пять инструментов вместо целого симфонического оркестра! – так мощно, осязаемо, красочно и вдохновенно «выплясали» неукрощенную стихию ритуального действа «Весны», что перед нами в Бетховенском зале словно пронесся весенний вихрь.
Завершило программу концерта «Посвящение другу Папагено» – фантазия на темы из оперы «Волшебная флейта» Моцарта для фортепиано и десяти духовых Жана Франсе.
К музыкантам духового квинтета Большого театра присоединились их коллеги: Наталья Киселева (фортепиано), Станислав Ярошевский (флейта), Владислав Комиссарчук (английский рожок), Михаил Меринг (кларнет), Алексей Марутаев (контрафагот), Илья Первозванский (валторна).
Уже сам состав ансамбля говорил о том, что музыку мы сейчас услышим небанальную. Но мало кто оказался готов к той феерии, которую обрушили в зал музыканты.
Два флейтиста – Николай Попов и Станислав Ярошевский – яркими акцентами расцветили и без того выразительную ткань фантазии Франсе, а моцартовские ажурность, легкость, очарование, создаваемые ансамблем музыкантов, перенесли в прекрасный сказочный мир и вскружили голову каждому, кто стал свидетелем этого исполнения.
Долгими аплодисментами зал выпросил небольшой бис из того же Жана Франсе.
Этим и был завершен необычный концерт, который смело можно назвать еще одной жемчужиной в ожерелье камерных концертов в стенах Бетховенского зала Большого театра.
На прощание хочется позволить себе маленький совет: дорогие любители музыки, следите за афишей этой концертной площадки!
Там уже произошло огромное количество совершенно уникальных событий (и речь не только об описываемом концерте или текущем сезоне, можно ведь вспомнить, к примеру, потрясающие воображение хиндемитовские концерты сезона прошлого…) – а сколько их будет еще впереди.
В Бетховенском зале Большого театра завершился цикл концертов, посвященный 120-летию Пауля Хиндемита
Спасибо всем причастным к организации этих великолепных концертов и отдельная благодарность удивительным музыкантам из духового квинтета Большого театра.
Ирина Шымчак