В двадцать восьмой раз на сцене Большого театра прошли вечера международного балетного приза «Бенуа де ла данс».
Как обычно, первый благотворительный концерт приурочен к церемонии награждения лауреатов, а второй отдан призерам разных лет. Приз присуждается ежегодно, создателям работ в области хореографии за минувший год. Выдвигает номинантов и принимает решения международное жюри, его состав подвержен ротации, но председатель – Юрий Григорович – неизменен.
Впрочем, в последние годы у начальника есть активно действующий коллега-сопредседатель, на этот раз – прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. На приз выдвигаются хореографы, балерины, танцовщики, а также (не всегда) композиторы, либреттисты и сценографы. С призами всегда щедро: сопредседателю тоже вручили приз, учрежденный “Бенуа” вместе с международным призом “Позитано”.
Из-за ковида до Москвы доехал лишь один иностранный член жюри, глава балета Дрезден-Франкфурт Якопо Годани, но судейский состав впечатляет: тут и глава школы балета Парижской оперы Элизабет Платель, и звезда Королевского балета Великобритании Эдвард Уотсон, и художественный руководитель Балета Джоффри Эшли Уитер…
По особенности приза главы трупп могут выдвигать спектакли и артистов своих же коллективов, что может давать весьма субъективный результат. Но такова многолетняя традиция, и в итоге – по совокупности лет – на концертах «Бенуа» складывается объективная картина мирового балета.
Шесть хореографов, пять танцовщиков и семь балерин оспаривали лауреатские места в 2021 году. Плюс те, кто получил награду без конкурса (к сожалению, все – заочно). – британский композитор Томас Адес и сценограф Тасита Дин. Оба награждены за балет «Ад – проект Данте». А сэр Энтони Доуэлл, отменный английский танцовщик прежнего поколения, получил награду «За жизнь в искусстве».
Среди балерин победили сразу две номинантки – прима Парижской оперы Амандин Альбиссон за Кармен в одноименном балете Матса Эка (Парижская опера) и Екатерина Крысанова, прима Большого, за Жизель в «Жизели» (редакция Алексея Ратманского).
Мужской приз выиграл специалист по современному фламенко Хесус Кармона, что свидетельствует о похвальной широте интересов балетного проекта. Лучшим хореографом назван Юрий Посохов, бывший солист ГАБТа, ныне активно работающий по миру постановщик, за балет «Анна Каренина» на музыку Ильи Демуцкого, поставленный в Балете Джоффри (США). Уровень Посохова, разрабатывающего традиции большого сюжетного спектакля, мы знаем по балетам ГАБТа «Герой нашего времени» и «Нуреев», в скором времени будет еще и «Чайка».
Оценить уровень работ призеров публике и критике на концертах не представляется возможным, ибо несколько секунд танца, которые показывают на церемонии награждения, тут бессильны. Лучше бы увидеть полную запись, но такое доступно лишь жюри.
Немного ясности внесли реально станцованные фрагменты двух (из шести) номинированных спектаклей: судя по ним, остается пожалеть, что остался без награды балет нашего соотечественника Андрея Кайдановского «Отель «Сесиль», остроумная и изобретательная трагикомедия-триллер, сделанная для Баварской оперы.
То же самое касается и одной из двух призерш: как работала Альбиссон в «Кармен», мы не знаем. Зато искусство Екатерины Крысановой было представлено сполна: фрагмент «Жизели» она исполнила с утонченным переживанием романтического начала, что соответствует идее Ратманского, в своей редакции очищавшего балет от позднейших наслоений.
Концерт завершал Хемус Кармона, с танцем «Наперекор» в собственной постановке, и его бесчисленные дроби-сапатеадо вкупе с элементами современного танца всех покорили: ураганная скорость, чистота выделки и брутальная энергия. На этом номере я задумалась о критериях оценки: в «Бенуа» каждый год встречаются разные лексики и стили, разная степень условности, да что там, просто разные времена. Как сравнивать «Жизель» и чечетку, пуанты и к примеру, танец Мерса Каннингема? Только так, по интуитивной убедительности и энергетической отдаче в ее разных формах.
С этой точки зрения особо запомнился удивительный танец номинантки -2021 Анне Юнг в дуэте из балета «Hollow Bones». Вот случай, когда реально непонятно, как жюри могло обделить наградой такое исполнение: тело в танце как гибкая летящая стрела, меняющая траектории по ходу полета. Забавна была пара из балета «Любовник» Марко Гекке, где телесная дрожь на музыку Дебюсси образовывала эротический эффект, и соло петербуржца Леонида Сарафанова «Почти дуэт», сплав классики и неоклассики в ракурсе исследования своего «Я». Сарафанов, кстати, наконец-то забрал свой приз «Бенуа» за 2006 год. Сказав, конечно, что лучше поздно, чем никогда.
В афише концертов было несколько российских премьер и одна мировая, и это лучший критерий нужности проекта. Как бы мы еще увидели «живьем» зарубежные новости? «Пожалуй, главное, что мне хотелось бы выделить, говоря о программе этого непростого года – в гала будут представлены работы, созданные в период пандемии, а некоторые — специально для концертов Бенуа», рассказала артистический директор Фестиваль «Бенуа де ла Данс» Нина Кудрявцева-Лури.
Как правило, второй концерт фестиваля, когда выступают лауреаты разных лет, отличается особо высоким качеством. На этот раз было так же.
Анне Юнг показала змеиную ловкость в дуэте из балета «Чистейшая порода», где танец «унисекс»(партнер – Сэмюэл Янг-Райт) призван слить мужское и женское начало в экстазе современных телесных практик. Великолепная Екатерина Кандаурова (Мариинский театр) вышла на сцену дважды: в номере на музыку Арво Пярта и во фрагменте из французского балета «Парк». В обоих случаях пластическая история одна и та же: ровное дыхание страсти переходит в удар молнии. Уникальная манера Кандауровой, ее «дискретная плавность» дают танцу тот уровень, когда словами эффект не объяснить.
Снова танцевала Екатерина Крысанова и снова показала отменное владение разными типами танца: открытый и пылкий порыв в «Ромео и Джульетте» (постановка Ратманского) удается ей так же внятно, как «закрытый» загробный романтизм «Жизели». Хесус Кармона подтвердил правомочность своей победы, залив сцену быстрыми каскадами «трелей» чечетки. Светлана Захарова, с помощью партнера Якобо Тисси, демонстрировала красивые линии в дуэте из балета «Караваджо». Мария Александрова и Владислав Лантратов напомнили о балете «Нуреев», который чем дальше, тем менее вероятно увидеть в афише Большого театра, а прима БТ Ольга Смирнова с премьером Семеном Чудиным спасли унылую хореографию балета «Орландо», станцевав больше, чем постановщик смог предложить.
Некоторое разочарование оставило выступление новой лауреатки Амандин Альбиссон. Нет, с ней все было в порядке, только пластически статичный, хотя и красивый Прелюд Рахманинова в постановке Бена Стивенсона, смесь балетного класса и элегического общения, не дал балерине показать свои недюжинные возможности. Но стало ясно, что французской этуали, с ее идеальной выворотностью и точеными пуантами, для «разляпистой» босоногой роли в «Кармен» нужно показать чудеса перевоплощения.
В общем, то же, что было разочарование, можно сказать и о соло Чудина: современный танец (очередная мужская исповедь с классическими прыжками и свободными руками), что предложил солисту хореограф Илья Живой, больше сковал исполнителя, чем его раскрепостил.
Зато Большое классическое па-де-де Обера-Гзовского почти идеально легло на Леонида Сарафанова и солистку БТ Елизавету Кокореву.
Говорю «почти», ибо Кокоревой пока не хватает манеры держаться, требуемой в этом параде безусильной виртуозности: смеси царственности и свободы, что означает уверенное в себе мастерство. А финал вечера, па-де-де в советской редакции из старинного балета «Талисман», стал забавным конфликтом: грозная сила против вкрадчивого обаяния. Номер, где премьер Мариинского театра Кимин Ким в партии бога ветра взаимодействовал с примой БТ Евгенией Образцовой, показал, что бывает с прыгучими небожителями, когда их соблазняют нежные субретки.
Майя Крылова