В День защиты детей в «Школе современной пьесы» прошел смотр артистических династий.
1 июня – праздник особый: детей должно любить всегда, в любой день, но хорошо, что существует в календаре этот «красный» день, когда сие подчеркивается особо. А в наше время, когда многие традиционные ценности ставятся всерьез под сомнение, напомнить лишний раз о детстве, его ценности, о необходимости бережного к нему отношения со стороны взрослых, дело совсем не лишнее.
Празднику уже немало лет – его придумали в Париже в 1949-м, между прочим, в Международной демократической федерации женщин – организации левой ориентации, некогда в Советском Союзе почитаемой и привечаемой (не один ее конгресс проходил в прошлом в Москве), а ныне весьма замалчиваемой современными отечественными СМИ.
Идею нынешнего концерта также придумана дамами: Екатериной Кретовой – известнейшим российским музыковедом и музыкальным критиком, заместителем худрука столичного театра «Школа современной пьесы», и Ладой Меркуловой – музыкальным продюсером, возглавляющей Международную детскую филармонию.
Худрук «ШСП», знаменитый режиссер Иосиф Райхельгауз идею благословил – в его красивом театре уникальный концерт и состоялся аккурат в праздничный вечер.
А идея, положенная в основу концертной акции, такова:
«Организаторы концерта в «Школе современной пьесы» хотят привлечь внимание к новому типу проблем, который представляет опасность для современного ребенка.
Эпоха цифровизации, которая сегодня презентуется как важный шаг в развитии цивилизации, имеет оборотную сторону – негативную и разрушительную для психики ребенка. Отцифровать можно все. Кроме души ребенка.
Карантинные меры, связанные с пандемией, продемонстрировали это в полной мере. Переведенные на дистанционное обучение, привязанные к гаджетам, лишенные общения с друзьями и педагогами, школьники сразу отреагировали на это резким ухудшением психологического состояния, что отмечается школьными психологами и родителями.
Дети, обучающиеся в музыкальных школах, школах искусств, занимающиеся хореографией, хоровым пением, рисованием и другими видами искусства, оказались вне практики коллективного творчества. Конкурсы, концерты, экзамены – все это сейчас проводится в видеозаписи, что является абсолютной профанацией учебного и творческого процесса.
Концерт «Артистические династии»… станет манифестом свободы детского творчества, заявит о правах детей на нормальную, здоровую самореализацию, провозгласит протест против тотальной цифровизации, враждебной адекватному развитию личности».
Безусловно, манифест удался: концерт получился ярким и разнообразным, иногда на удивление неожиданным. С талантливыми детьми – лауреатами всевозможных конкурсов – выступали их родственники: родители, бабушки-дедушки – состоявшиеся, а порой очень известные музыканты и артисты.
Преемственность поколений была налицо, и при этом – эмпатия и открытость, никакой «аристократической» внутрицеховой замкнутости и никакой «ярмарки тщеславия».
Два отделения нетривиальной программы соединили музыкальные номера из совершенно «разных опер», но именно в этой эклектике был живой нерв всего действа – смена впечатлений, исполнительских манер, эстетических кредо участников работало на хорошо проверенном базисе – контрасте, который, как известно, лучший метод удержания внимания и интереса аудитории.
Калейдоскоп ярких номеров сложился в итоге в одну неоспоримую картину – дети безмерно талантливы и искренни в выражении своей души, дарования разные, их проявления – еще более индивидуальны. Но как говорил кто-то из китайских мудрецов (не то император Цинь Шихуанди, не то товарищ Мао – не столь важно), пусть расцветают сто цветов – ведь от этого жить и чувствовать гораздо интереснее!
Из шестнадцати номеров концерта что-то зацепило особо. Конечно, виртуозность в классических опусах никогда не может оставить равнодушным – рондо Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша» в исполнении пианистки Полины Молодцовой или «Цыганские напевы» Сарасате, сыгранные скрипачом Грантом Башметом под аккомпанемент Ксении Башмет, дорогого стоят, покоряя, прежде всего, вершинностью технического мастерства.
Но не только в высокой классике оно сражает – «Снежинки» Цфасмана в исполнении фортепианного семейного дуэта Марка Мейровича и Виктора Петрищева или «Маленький чардаш» Педро Итюрральде от саксофонистки Анастасии Рассказовой по-настоящему захватили внимание аудитории.
А откровением стал вокальный цикл на стихи Арсения Тарковского композитора в третьем поколении Вари Шелыгиной: сама она аккомпанировала на рояле, а пела артистка «Школы» Виктория Крючкова. По окончании этих миниатюр мой десятилетний сын, затаив дыхание, спросил меня шепотом: «Тебе понравилось?»
Честно говоря, я даже не знал, что ему ответить, поскольку традиционные критические оценки по-моему тут вообще как-то неуместны: удивило, нет, сразило наповал то, что в голове такой маленькой девочки, наверно, ровесницы моего Николая, рождает столь необычные музыкальные образы такая непростая, нередко сложная для понимания даже взрослым человеком, поэзия…
Семейственность – в самом позитивном своем значении – пышным цветом расцвела в памятный вечер на сцене «ШСП». Джазовые ритмы сменялись почти роковыми, эстрада уютно соседствовала с классикой. Семьи Носенко, Лавриков, Козловых, Мерабовых порадовали интересными сочетаниями голосов, тембров, инструментов, артистических натур – все было разное, часто неожиданное-необычное…
Понятно, что-то нравилось больше, что-то меньше, от чего-то буквально захватывало дух, а от чего-то… Нет, вот такого точно не было: мера и вкус, ощущение гармонии, уместности, эмоциональной яркости, но в сопряжении со здравым смыслом – вот с этим на концерте было однозначно все хорошо – от и до. Наверно, в том числе и потому, что его организаторы – авторы идеи – сами люди не только творческие, но с хорошо закаленным эстетическим кредо, не дающим им пропустить на сцену что-то в полноги, что-то самодеятельно вторичное, недотягивающее до уровня ответственных столичных подмостков.
Александр Матусевич