Deutsche Grammophon объединила 38 записей, сделанных вместе с португальской пианисткой Марией Жоау Пиреш за тридцатилетнюю историю их сотрудничества, и выпустила в одной коробке.
Издание, посвященное карьере великой Марии Жоау Пиреш, называется просто «Мария Жоау Пиреш – все записи с Deutsche Grammophon»/Maria João Pires – Complete Recordings On Deutsche Grammophon. Новинка вышла ограниченным тиражом и уже доступна для приобретения.
Мария Жоау Пиреш: “Надо уметь принимать решения и вовремя уйти”
«Её манера игры на фортепиано часто описывается как волшебная, пленительная и глубоко поэтичная»,
— пишет Deutsche Grammophon (DG) на своей страничке, посвященной выпуску записей.
Мария Жоау Пиреш присутствует в каталоге немецкого лейбла с 1989 года, и именно с DG записаны несколько выдающихся в карьере пианистки дисков, например, «Ноктюрны» Шопена (номинация на «Грэмми»,1996) и «Сонаты Шуберта 16&21» (номинация на «Грэмми», 2013).
Также с DG были сделаны «легендарные записи» концертов Моцарта и Шумана с маэстро Клаудио Аббадо и оркестрами – Венским филармоническим и Камерным оркестром Европы; Концерт № 23 Моцарта с оркестром Моцартеум под управлением Франса Брюггена; Второй концерт Шопена с Королевским филармоническим оркестром и Андре Превином.
В камерной музыке интересны записи Пиреш с разными музыкантами: Сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена с Аугустином Думай, фортепианные трио Брамса с Думай и виолончелистом Цзянь Ваном; произведения Шумана и Шопена с Рено Капюсоном, Жераром Коссе, Павлом Гомзяковым, Антонио Менезесом и Дугласом Бойдом.
Каждый из 38 альбомов имеет оригинальную обложку, а среди более чем ста представленных произведений сольные интерпретации Баха, Бетховена, Шопена, Моцарта, Шуберта и Шумана.
Также в исполнении Пиреш можно услышать и произведения Брамса, Сезара Франка, Дебюсси, Грига, Равеля. Последний диск в коробке представляет собой альбом, записанный в 2012 году, – фаду португальского композитора Антониу Викторину де Алмейда с вокалом легендарного фадишты Карлоса ду Кармо.
Дискография сопровождена текстом авторитетного британского критика Харриет Смит, которая долгие годы сотрудничает с журналом Gramophone и следит за развитием карьеры Марии Жоау Пиреш.
«Никакой другой пианист настолько не осознает новаторство «Ноктюрнов» Шопена, как Пиреш»,
– написала Смит.
Мария Жоау Пиреш, самая известная и авторитетная португальская пианистка, родилась в Лиссабоне 23 июля 1944 года. Её артистическая карьера началась в конце сороковых годов ХХ века, когда в четырехлетнем возрасте она впервые выступила перед публикой.
После победы на международном конкурсе Бетховена (1970) и с получением премии Международный музыкальный совета ЮНЕСКО (1970), имя пианистки постоянно появлялось в программах главных концертных залов мира, а также в каталогах основных звукозаписывающих компаний классической музыки. Denon стала первой, с кем Мария Жоау записала полное собрание сонат Моцарта (1974); в восьмидесятые с Erato были выпущены Бах, Моцарт и одна из самых известных интерпретаций «Детский сцен» Шумана. Сотрудничество с DG началось в 1989 году; тогда же Пиреш получила Премию Фернандо Пессоа – самую престижную национальную премию за вклад в португальскую культуру.
За время своей карьеры Мария Жоау Пиреш сотрудничала с турецким пианистом Хусейном Серметом, работала с разными дирижёрами, в числе которых Клаудио Аббадо, Пьерр Булез, Франс Брюгген, Джон Элиот Гардинер, Мишель Корбоз, Армин Джордан, Клаудио Шимоне, Теодор Гушльбауэр. Выступала с самыми престижными оркестрами, как Берлинский филармонический и Лондонский филармонический.
В 2015 году пианистка получила престижную премию журнала Gramophone за запись третьего и четвёртого концертов Бетховена с симфоническим оркестром Шведского радио и маэстро Дэниелом Хардингом для лейбла Onyx. Основала в Португалии артистический проект «Ассоциация Белгайш».
Перевод Ольги Пальчевской. Журнал Visão, Portugal