
6 июля 2023 на 91-м году жизни скончался выдающийся советский и российский скрипач Виктор Пикайзен.
Виктор Пикайзен родился 15 февраля 1933 года в Киеве в семье музыкантов (отец – скрипач, мать – пианистка, концертмейстер Киевского оперного театра). До войны учился в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерватории у И. А. Гутмана.
В апреле 1941 года на концерте в Киеве он впервые услышал игру Ойстраха и буквально «влюбился» в музыканта (тогда Ойстрах исполнил только что написанный Скрипичный концерт Арама Хачатуряна). Игра скрипача произвела огромное впечатление.
«Я не мог представить,
– вспоминал позднее Пикайзен,
– что на скрипке, из-за которой я так мучаюсь, можно так играть… и я решил тогда, что буду учиться только у Ойстраха».
По возвращении в 1944 году из эвакуации в Киев проездом через Москву 11-летнего мальчика показали профессорам Московской консерватории, которые пришли к единому мнению, что Витя Пикайзен
«великолепно для своего возраста владеет инструментом, поражает уверенностью, эстрадной смелостью и техническим блеском исполнения.
Играет безукоризненно чисто, обладает превосходной памятью и ритмом. Несмотря на столь юный возраст, прекрасно справляется с исполнением труднейших пьес скрипичного репертуара».
В 1946 году Виктор Пикайзен поступил учиться в Московскую музыкальную школу имени Гнесиных в класс к Д. Ф. Ойстраху. В 1949 году, будучи учеником восьмого класса школы, он выступил на Международном конкурсе имени Яна Кубелика в Праге и был удостоен второй премии. Тогда в июне 1949-го в журнале «Огонёк» известный скрипач Василий Ширинский написал, что
«В. Пикайзен …скрипач с большим будущим».
Уже в те годы в репертуаре молодого виртуоза были сложные скрипичные произведения – концерты Петра Чайковского, Николая Ракова, «Испанская рапсодия» Эдуара Лало и др.
С 1951 года Пикайзен продолжил обучение в Московской консерватории в классе Ойстраха; в 1960-м – закончил у него аспирантуру.
Ещё будучи студентом консерватории, Виктор Пикайзен принял участие в двух Международных конкурсах: в 1955-м получил V премию на Международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе, в 1957-м – II премию на Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже.
В одной из французских газет известный музыкальный критик Журдан-Моранж тогда написал:
«Пикайзен …вызвал большое восхищение; его технические возможности бесконечны, и он очень поэтичен…» (“LesLettresFrahcaises”, 11 июля 1957).
Оценивая способности и творческий потенциал своего ученика, Ойстрах написал 7 апреля 1957 года в газете «Советский музыкант»:
«Виктор Пикайзен – скрипач неограниченных возможностей. Он показал себя блестящим виртуозом, темпераментным исполнителем. За последнее время он много поработал над серьезной художественной шлифовкой своего мастерства и добился больших успехов».
Через год, в 1958 году, в труднейшем музыкальном состязании Пикайзен завоевал вторую премию на I Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, видный китайский музыкант Ма Сы-Цун отметил великолепную технику, которую молодой скрипач продемонстрировал в концерте Паганини:
«Игра этого скрипача очень темпераментна и волнующа» (газета «Советская культура», 1 апреля 1958).
Многие критики отмечали высокую виртуозность исполнителя. К примеру, он блестяще играл все 24 Каприса Николо Паганини. Грамзапись 24 Каприсов, наряду с записью Шести сонат и партит для скрипки соло И.-С.Баха были удостоены премии фирмы грамзаписи LeСhantduMonde.
Выступления на конкурсах были хорошим трамплином для карьеры молодого музыканта. Начиная с 1949 года Виктор Пикайзен стал лауреатом премий шести международных конкурсов, дойдя до вершины – победы в Конкурсе имени Н. Паганини в Генуе в 1965 году.
Концертная деятельность Виктора Пикайзена началась в 1948 году и получила большой размах. Начиная с 1957 года, скрипач был солистом Московской филармонии. Он выступал во многих городах Советского Союза, в странах Западной и Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Южной Америки.
Газеты отмечали, что Пикайзен поражает своей виртуозной техникой и благородством стиля, «мужественным эмоциональным тоном» исполнения. Он обладает широким художественным кругозором и исключительной музыкальной памятью, зная наизусть большое число произведений. В репертуаре скрипача – произведения классиков, музыка романтиков, сочинения русских и советских композиторов.
В течение многих лет (1966 – 1986; 2006 – 2016) Виктор Пикайзен преподавал в Московской консерватории, в Центральной музыкальной школе, в Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке, продолжая и развивая традиции скрипичной школы Ойстраха в своих учениках.
Своё педагогическое призвание он видел в том, чтобы сделать учеников культурными музыкантами – воспитывать их вкус, прививать любовь к труду, к своей профессии, создавать из них музыкантов-художников.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ
Редакция сайта.