
Вручение очередной премии Polar Music Prize состоялось 21 мая 2024 года в Стокгольме.
Престижная премия Polar Music Prize учреждена в 1989 году продюсером и менеджером группы ABBA Стигом Андерсоном как эквивалент Нобелевской премии в области музыки, и обычно вручается представителю или представителям, с одной стороны, популярной, а, с другой стороны, классической музыки. Так же, как и в случае Нобелевки, премия вручается королем Швеции, после нее проходит пышный банкет.
В отличие от Нобелевской премии, лауреаты также выступают перед публикой в формате интервью с шведскими журналистами, в течение часа рассказывая о своей жизни и карьере. Как сама церемония, так и предшествующие ей беседы транслируются на YouTube канале премии, и доступны для просмотра после ее проведения.
Предыдущими лауреатами премии в области классической музыки становились композиторы Арво Пярт и Кайя Саариахо, композитор и дирижер Пьер Булез, оперный режиссер Питер Селларс, дирижер Валерий Гергиев, певицы Чечилия Бартоли, Рене Флеминг и Анна Нетребко, виолончелист Йо-Йо Ма, инструментальные ансамбли “Kronos” и “Ensemble Intercontemporain” и другие.
В 2024 году в категории популярной музыки награду получил американский композитор, продюсер, аранжировщик и гитарист Найл Роджерс (1952 г.), который, совместно с Бернардом Эдвардсом, является одним из основателей группы Сhic. Роджерс — обладатель шести премий “Грэмми” и продюсера альбомов Мадонны, Мика Джаггера, группы “Дюран Дюран”, Дайаны Росс, Дэвида Боуи, Эрика Клэптона, а также автор саундтреков к нескольким фильмов.
В категории классической музыки премия досталась финскому композитору и дирижеру Эса-Пекке Салонену (1958 г.), который до 2025 года является музыкальным директором Симфонического оркестра Сан-Франциско (San Francisco Symphony). В 2024 году Салонен объявил о непродлении контракта в связи с расхождениями во взглядах на будущее оркестра между ним и менеджментом коллектива.
В формулировке премии Polar Music Prize за 2024 год прозвучали следующие слова о финском дирижере и композиторе:
“Его прорыв произошел в 1983 году, когда он дирижировал Симфонией № 3 Малера.
Как композитор, Эса-Пекка имеет много общего с Густавом Малером. Они были одинаково известны и как дирижеры, и как композиторы, и отличались схожим любопытством в области искусства.
На сцене и в студии Эса-Пекка Салонен использует технологические инновации не просто ради экспериментов, а как способ помочь людям открыть для себя музыку в постоянно меняющемся мире медиа.
Эса-Пекка Салонен – мастер звука как в душе, так и в сердце. Своей дирижерской палочкой, которой он действует решительно, он не только руководит симфоническими оркестрами, но и указывает путь всей классической музыке”.
https://www.youtube.com/watch?v=cZD7tXEdcmI
30 июня 2024 года Салонену исполнится 66 лет, и, кажется, он до сих пор готов к переменам и инновациям. У родившегося в Хельсинки в 1958 году ученика известного финского педагога Йормы Панулы, выпускника академии Сибелиуса, ходившего на мастерклассы Ильи Мусина, начиная с начала 1980-х годов состоялась головокружительная мировая карьера в области дирижирования.
Он руководил несколькими ведущими симфоническими коллективами как в США (Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Сан-Франциско), так и в Европе (Симфонический оркестр шведского радио, один из ведущих оркестров Британии – лондонский оркестр “Филармония”).
В последние годы намечалось также его активное сотрудничество с Финской национальной оперой, где Салонен должен был продирижировать тетралогией “Кольцо Нибелунга” и где также курировал цифровую AR-инсталляцию, но из-за пандемии 2020 года Салонен продирижировал только “Золотом Рейна” в августе-сентябре 2019 года.
Со своими американскими и лондонским оркестрами Салонен выступал на Зальцбургском фестивале, на фестивале Экс-ан-Прованса, фестивале Люцерна, фестивале Вербье и других важных событиях классической музыки.
В 2003 году Салонен вместе с Валерием Гергиевым основал фестиваль Балтийского моря, ежегодно проходящий в Стокгольме, поэтому в этот город музыкант приезжает не только для вручения престижных премий.
Кстати, несколько раз в конце 1990-х и 2000-х годах Салонен приезжал и на фестиваль “Звезды белых ночей” в Санкт-Петербург.
С 2019 года Салонен также является педагогом Colburn School в Лос-Анджелесе, раз в два года набирая несколько учеников в области дирижирования и позволяя им активно участвовать в его работе, ассистируя ему в во время концертов.
За Салоненом в мире классической музыки закрепился образ человека, всю жизнь ратовавшего и много сделавшего для продвижения современной классической музыки. Так, еще в юности вместе с друзьями, в число которых были финские композиторы Магнус Линдберг и Кайя Саариахо, он создал группу “Уши открыты” для продвижения современной музыки, а позже дирижировал премьерами произведений таких композиторов, как Джон Адамс, Самюэль Адамс, Луи Андриссен, Анна Кляйн, Джон Корильяно, Кайя Саариахо, Андерс Хилльборг, Колин Мэттьюз, Франко Донатони, Магнус Линдберг, Ришар Дюбуньон, Марк-Энтони Тернедж и многих других.
В свое время Салонен курировал проект компании “Apple” Sync, изучавший влияние музыки на мозг человека.
Как композитор Салонен также получал крупные премии – например, Grawemeyer Award в области музыкальной композиции в 2012 году за свой скрипичный концерт, на премьере исполненный Лейлой Джозефович, и Michael Ludwig Nemmers Prize в музыкальной композиции в 2014 году. Он был композитором-резидентом Нью-Йоркского и Берлинского филармонических оркестров, и в 2023 году в Берлине, Хельсинки, Париже и Лос-Анджелесе продирижировал собственным концертом для органа, который исполнял ведущий органист собора Нотр Дам де Пари Оливье Латри.
Во время публичной беседы в рамках вручения премии, которую модерировала директор оркестра шведского радио Силла Беншё, Салонен, как обычно, много шутил и доступным даже ребенку языком рассказывал о своей любви к классической музыке. Он поделился историями о том, как впервые услышал попсовую обработку Девятой симфонии Бетховена, о том, как лишь мама и дворник слушали его первые опусы, а также пояснил, почему музыка влияет на психику не кратковременно, как съеденная карамелька, а с течением времени.
По твердому убеждению Салонена, самый лучший его концерт и пиковый отрезок карьеры у него еще впереди. Видимо, финский дирижер и композитор опять рассчитывает сделать новый шаг в своей музыкальной жизни и всех удивить, поэтому все с нетерпением ждут, в какую точку мира и в какой оркестр он решит пойти работать после 2025 года.
Также возможно, что закулисные переговоры уже проведены, и мы скоро узнаем о его новом статусе как композитора и дирижера.
Юлия Савиковская
Юлия Савиковская - театральный и музыкальный критик, писатель, драматург и переводчик.
Закончила РГИСИ (театроведение, 2015) и магистратуру «Музыкальная критика» в СПбГУ (2023), является аспиранткой ГИТИСа.
Автор более 100 публикаций о театре, литературе и музыке, 10 пьес (постановки в Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове и Софии, читки в Ижевске, Нягани, Москве), трех переводов британских пьес, перевода монографии Джули Кертис о Замятине «Англичанин из Лебедяни» (2021), сборника новелл «Возрождение» и диссертации об изменении идентичности высококвалифицированных мигрантов в Великобританию (Оксфорд, факультет социальной и культурной антропологии, 2019).
Печаталась в «Музыкальной жизни», «Страстном бульваре, 10», «Сцене», «Современной драматургии», «Театроне», «Театральном городе», «Петербургском театральном журнале», «Театре», «Музыкальном обозрении», «Империи драмы», «Горьком», «Театральном журнале».