Интервью с композитором Дмитрием Онищенко и участниками премьеры – Иосифом Пурицем и Евгением Поповым.
На одной из пресс-конференций директор «Новой оперы» Антон Гетьман сказал, что сейчас наступило время коллабораций внутри страны, и тот, кто это не понимает, скорее всего в ближайшем будущем испытает очень большие трудности.
В качестве примера Антон Александрович привел успешное сотрудничество «Новой оперы» и Пермского музыкального театра, осуществивших в 2023 году совместную постановку оперы «Летучий голландец».
Жизненность идеи коллаборации подтвердили московские и мурманские музыканты, реализовавшие на сцене Мурманской филармонии совместный проект «Музыка городов».
В рамках проекта 29 апреля 2024 года прозвучала мировая премьера — Concerto grosso Дмитрия Онищенко «Кисловодск». Это классическое по форме произведение написано для оригинального состава: фортепиано, скрипки, баяна и виолончели.
За роялем на сцене был автор — лауреат международного конкурса имени Чайковского и многочисленных зарубежных конкурсов, член Союза композиторов России, педагог и музыкальный блогер Дмитрий Онищенко.
Партию баяна исполнил Иосиф Пуриц — представитель московской музыкальной династии, лауреат более 30 международных состязаний, первый в истории академический музыкант BBC-introducing, в настоящее время — концертирующий солист и преподаватель РАМ имени Гнесиных.
Партию скрипки и виолончели исполнили солисты Мурманской филармонии: концертмейстер Мурманского филармонического оркестра, преподаватель Мурманского колледжа искусств, лауреат международных конкурсов Евгений Попов и Екатерина Охраминская.
Екатерина Охраминская поговорила со всеми участниками проекта и узнала много любопытного о творческом процессе, совместной работе музыкантов из разных городов, перспективах подобного сотрудничества и современной музыки в целом.
— Не так часто в Мурманской филармонии проходят мировые премьеры. Для нас быть частью такого события — большая честь. Расскажи, почему не Москва? Что привело тебя на сцену именно Мурманской филармонии?
Дмитрий Онищенко: Мой ответ простой — дружба. Из дружбы, из взаимной симпатии людей вытекает очень многое в этой жизни. В том числе и создание музыки. А что касается места — с Мурманском у нас случилась любовь с первого взгляда в далеком 2012 году, когда я впервые сюда приехал, чтобы сыграть 3-й концерт Рахманинова с Мурманским филармоническим оркестром.
С тех пор многое поменялось в лучшую сторону: здание филармонии обрело современный вид и потрясающий акустический зал. Здесь стремятся выступать солисты и дирижеры самого высокого уровня, и меня это очень радует.
— Расскажи, пожалуйста, нашим читателям историю создания твоего Concerto grosso. Почему оно называется «Кисловодск»?
Д.О.: Дело в том, что три года назад в городе Кисловодске, а точнее, в буфете Кисловодской филармонии, состоялась случайная встреча участников будущей премьеры. Мы с Иосифом (Пурицем) путешествовали по Кавказу, а Женя (Евгений Попов) и Катя (Екатерина Охраминская) оказались в Кисловодской филармонии по работе.
Звезды сошлись для того, чтобы мы встретились, и нам это показалось не простым совпадением. Гуляя по курортному бульвару, наслаждаясь красотой южной ночи и музыкой, звучавшей на открытых эстрадах, я внезапно ощутил желание сохранить все это в памяти, остановить время. Друзья меня поддержали, и тем самым выдали будущему Concerto grosso путевку в жизнь.
— Правильно ли я тебя поняла, что в своей музыке ты стремился передать свои чувства от необыкновенной встречи, которая помогла тебе увидеть и услышать город Кисловодск?
Д.О.: Получается, да. Я вкладывал туда попутно разные образы и элементы: и городские, увиденные и услышанные на улицах Кисловодска, и людей, которые часто там бывали (например, моего любимого Сергея Сергеевича Прокофьева). Это не значит, что нужно догадываться, что имел в виду я; важнее то, что откликается в каждом отдельном человеке. Слушатель, как любой первооткрыватель, всегда прав.
— Concerto grosso — барочная форма. Почему именно она была выбрана для произведения о современном Кисловодске?
Д.О.: Дело в том, что барочность как явление — это прямое высказывание о современности.
Как композитор, я всегда стремлюсь к этому. Кроме того, для меня барокко — это знак качества, сияние высоты. Первая часть моего Concerto grosso написана в жанре французской увертюры. А вот дальше идут интересные вещи. Можно назвать их моими находками. В 3-й части звучит танго. Но это не аутентичное танго; оно окрашено в наши, русские, советские, задушевные тона.
В нем кое-где даже проглядывает лезгинка, как дань колориту Кавказа. Кроме того, слушатель наверняка заметит ритмические и мелодические аллюзии на современную музыкальную поп-культуру. Это то, что позволило мне передать колорит улиц южного города, который большинство из нас знает очень хорошо.
— Дима, позволю себе реплику: когда я только познакомилась с нотами твоего сочинения, я обратила внимание на соло виолончели из 4-й части. Мне показалось, что это твоя песня, и история ее связана с Мурманском… Я права?
Д.О.: Совершенно верно. Мне приятно, что мои песни узнают. В первый раз эта тема, которая впоследствии стала темой финала, пришла ко мне в Мурманске в далеком 2012 году. Меня поселили в гостинице «Меридиан», главной гостинице города. И вот, подойдя к окну, я увидел внизу широкую площадь, а на карнизе — маленькие снежинки. Я стоял и смотрел, и в этот момент у меня зазвучала музыка.
— Премьера Concerto grosso состоялась в рамках проекта «Музыка городов». Давайте поговорим о его концепции. Иосиф, тебя лично увлекла идея воплотить на сцене музыкальные образы городов?
Иосиф Пуриц: Однозначно, да. Благодаря этой идее, произведения, изначально не связанные друг с другом: Пуленка, Баневича, Сапожникова, Онищенко, Пьяццоллы — оказались прочно объединены общей темой, и программа выстроилась цельно.
Вопреки опасениям, это не было пестро: наоборот, непохожие друг на друга сочинения раскрыли разные грани городской жизни. Тема города активно внедрилась в музыку не так давно — в 20 веке, когда случилось великое переселение жителей Земли из деревни в город. Урбанистическая тема близка современному человеку, и это важно.
Искусство должно отражать то, что волнует слушателей, которые приходят в концертный зал. Оно должно трогать струны их души, но, трогая эти струны, еще и приподнимать над обыденностью. Нести высокое, профессиональное, имеющее высокую художественную ценность, но не терять связи с публикой. Это не просто, особенно сейчас, когда уже создано много хорошей, великой музыки; сложно не повториться, двигаться вперед, сохраняя тесный контакт исполнителя и слушателя. Надеюсь, нам это удалось.
— Думаю, что да: люди выходили из зала с улыбками на лицах, говорили, что побывали в настоящем музыкальном путешествии. Париж, Кисловодск, Буэнос-Айрес, Мурманск, Петербург… Каждый город был представлен своим композитором. А какое произведение из этой программы твой фаворит?
И.П.: Во-первых, мне очень дорого и важно было сыграть произведение моего друга Дмитрия Онищенко. Сыграть премьеру — всегда волнительно и радостно; быть первым человеком, который открывает ноты — почетно. Я сразу полюбил наше Concerto grosso, и мне хотелось как можно лучше донести его до слушателя. Эта музыка очень логична, понятна, и она увлекает за собой. Я люблю именно ту музыку, которая ведет меня как исполнителя и слушателя, в которой не нужно ничего искусственно додумывать.
Также в нашей программе прозвучало одно из моих любимых сочинений Астора Пьяццоллы – «Четыре времени года в Буэнос-Айресе», в нашей собственной версии для фортепиано, баяна, скрипки и виолончели.
С музыкой Пьяццоллы я познакомился в начале 90-х, когда он еще не был так популярен. Мне очень повезло: я вырос в семье профессиональных баянистов-аккордеонистов, и поэтому знаю музыку Пьяццоллы фактически с рождения, она звучит у меня в голове всю мою жизнь. То, что ты усваиваешь еще ребенком, обретает краски, которые сложно с чем-то сравнивать.
— Возвращаясь к премьере сочинения Дмитрия Онищенко, хочу задать вопрос Евгению Попову. Как часто в Мурманской филармонии звучит музыка современных композиторов?
Евгений Попов: Довольно редко. Правда, в 2022 году мы начали делать проект #ВНОГУСОВРЕМЕНЕМ, чтобы познакомить мурманскую публику с творчеством ныне живущих композиторов.
В рамках этого проекта был исполнен цикл танго «Семь смертных грехов» шведского композитора Йохана Уллена, музыка Леонида Десятникова и Павла Карманова, произведения Михаила Броннера, пьесы Мурманского композитора Ашота Хоецяна.
Хочется выделить концерт «Лента Мебиуса», на котором прозвучали сочинения карельского композитора Полины Крышень. Полина приезжала на наш концерт и с удовольствием общалась с публикой и студентами колледжа искусств. У слушателей этот проект неизменно вызывает интерес. Так что мы стараемся исполнять современную музыку тоже.
Правда, здесь существует одна особенность: при обилии материала, выбрать все-таки трудно. Где-то нас ограничивает состав исполнителей, где-то — невозможность достать ноты, а где-то — слишком авангардные техники. Мы же стараемся подбирать для наших слушателей то, что все-таки ложится на слух и его не травмирует.
Мое глубочайшее убеждение: мелодия — это самое ценное, сложное и прекрасное, что может создать композитор. Как раз в Диминой музыке мелодия есть. Потому Concerto grosso «Кисловодск» мы разучили и сыграли с огромным удовольствием. Тем более, что оно было написано специально для нас.
Леонид Десятников: «Почему вы решили, что я дезориентирую слушателя?»
— Ты не удивился, что Дима все-таки написал свое произведение? Не секрет, что у творческих людей бывают разные идеи, и далеко не все из них осуществляются.
Е.П.: Зная Диму, я не удивился: он человек слова. Я очень обрадовался этому факту, потому что всегда приятно, что он помнит о нас, о нашей встрече, и это так запало ему в душу, что воплотилось в музыке.
— Какие качества нужны исполнителю для того, чтобы исполнять премьеры современной музыки?
Е.П.: Во-первых, быть в этом заинтересованным, хотеть этого. Обязательно нужна фантазия, потому что ты – первооткрыватель. Тебе нужно что-то вспомнить, представить, нарисовать свои образы. Обладать возможностью творить здесь и сейчас, не опираясь на авторитеты.
— Ты получил удовлетворение от работы над премьерой, и в целом – от участия в проекте?
Е.П.: В процессе работы я испытывал исключительно положительные эмоции. Не было чувства усталости – мы репетировали по два, по три часа без остановки, и не замечали этого. А на следующий день, когда все уже было исполнено, осталось такое чувство хорошей грусти, но при этом и приятное ощущение, что мы снова были вместе, и сыграли прекрасную музыку, и жизнь продолжается, и точка не поставлена.
— Мой последний вопрос будет к Дмитрию. Точка действительно не поставлена? Проект «Музыка городов» и, в частности, Concerto grosso «Кисловодск», будут жить?
Д.О.: Я думаю, было бы неправильно не предложить этот проект филармонии Кисловодска. Ведь она сыграла, сама того не ведая, ключевую роль в создании новой музыки. Конечно, хотелось бы сыграть премьеру в Москве, которую я очень люблю, где мы с Иосифом живем и работаем.
Обязательно – в Петербурге, которому посвящен ряд сочинений из этой программы. В Буэнос-Айресе, где, кроме Иосифа, никто из нас еще не бывал. На самом деле, мы будем счастливы сыграть эту программу в любом из городов, ведь она не имеет границ. Уверен, что проект будет жить и развиваться, и принесет всем нам еще много неожиданных и приятных сюрпризов.
Екатерина Охраминская