Оливер Диаз, музыкальный руководитель спектакля «Трубадур», в течение месяца день за днем разбирал с артистами и оркестром «Геликона» тайны вердиевской партитуры.
За это время он стал частью геликоновской семьи. Премьера за нами, «Трубадур» полюбился публике, а испанский дирижер полюбил Москву и «Геликон».
Оливер Диаз прилетел в Москву в первый день лета. И сразу попал на премьеру оперы «Чаадский» А. Маноцкова.
Второго июня уже знакомился с труппой на экспликации «Трубадура» Верди, для постановки которого, собственно, и прибыл, а затем… Череда событий, происходящих в «Геликоне», увлекла испанского маэстро в непрерывный поток, и месяц, проведенный Оливером в стенах театра, промчался незаметно.
За это время маэстро успел побывать на премьере «Чаадского», съездить в Клин на фестиваль Чайковского и поиграть на рояле Петра Ильича, досконально изучить центр Москвы, феноменально подготовить оркестр к премьере «Трубадура», отработать семь спектаклей (причем пять вечеров подряд, и потом еще два), и перед самым выездом окунуться в атмосферу конкурса «Бельведер».
Премьера «Трубадура» уже за нами: спектакль вызвал восторг и признание публики, в испанского дирижера влюбился весь «Геликон», и даже придирчивые музыкальные критики доброжелательно оценили работу маэстро. А он, неизменно улыбчивый, открытый, любознательный и трудолюбивый, незаметно стал частью геликоновской семьи.
В знак уважения и любви ему подарили портрет, созданный артистом хора Богданом Мотруком. Впрочем, Оливер и сам влюбился в «Геликон» и в Москву.
Оливер Диаз:
– «Геликон» – это потрясающее место, где меня очень хорошо приняли. Я провел в Москве месяц, и уже немножко стал «москвичом». Встретил здесь много друзей.
Мне очень понравилось в Москве, а в «Геликоне» чувствую себя как дома, как в семье, и это невероятное ощущение тепла и любви! Конечно, я слышал и раньше много хороших вещей о «Геликон-опере» и Дмитрии Бертмане до того, как сюда приехал.
Дмитрий Бертман: “Чувствовал, что стану предателем, если уеду из России”
Работа в таком театре, с художественным руководителем такого таланта, как Дмитрий Бертман, для меня большая честь. И я невероятно счастлив, что попал именно в этот театр ставить «Трубадура». Тосканини повторял, что для «Трубадура» требуется пять лучших исполнителей в мире.
Я был изумлен, когда Дмитрий сообщил мне в письме, что в «Геликоне» подготовлено четыре состава! А когда я приехал и услышал великолепные голоса молодых певцов, был просто поражен!
Москва – совершенно особенный город. Когда я прилетел сюда вечером, конечно, по дороге из аэропорта в город была огромная пробка. Меня повезли в «Геликон», было уже поздно, но я знал, что Красная площадь находится недалеко от театра. И я сразу же туда пошел.
Понимаю, что я не оригинален в этом. Но я столько раз видел ее на фотографиях и картинках, что не удержался.
Пожалуй, мое самое первое сильное впечатление возникло от Собора Василия Блаженного. На меня как будто дохнуло историей – я сразу вспомнил Ивана Грозного… Собор прекрасен!
Потом уже я прогулялся по городу. Побывал на смотровой площадке Московского университета на Воробьевых горах. Это невероятное место. Вид на город совершенно изумительный!
Когда у меня было время, я гулял по старым улочкам в центре. Там, где жили поэты, художники, певцы, писатели. Арбат и его окрестности. Там надо гулять – каждому советую!
Обожаю Тверской бульвар, все, что недалеко от Никитских ворот. Это как будто перенос в другое время. Огромное впечатление на меня произвел Елисеевский магазин. В нем царит дух той эпохи. Я люблю открывать для себя такие места.
Москва не похожа на другие столицы мира – в ней есть, конечно, что-то совершенно особенное. Монументальность, размах и уникальность. Но это ощущается не только в архитектуре, это культура прежде всего.
Я видел раньше много фотографий Москвы, но они абсолютно не передают ее красоту. У этого города – свой, особенный свет. А ночью Москва превращается в сказку: старинные фонари, волшебная иллюминация создают неописуемую атмосферу, в которой хочется раствориться.
Я пытался поймать этот дивный свет, когда фотографировал во время своих прогулок, но у меня не получалось. Это особый свет города. Как русская душа.
Никогда не забуду мой визит в подмосковный Клин, в Дом-музей П. И. Чайковского – я был там вместе с великолепной командой «Геликона», и выдающимися людьми – Крассимирой Стояновой, Александром Сладковским и Денисом Мацуевым. Незабываемый день для меня. «Геликон» открывал музыкальный фестиваль Чайковского. И церемония открытия была прекрасной!
Мне очень повезло – для нас организовали экскурсию во флигель, где когда-то жил великий композитор, а потом мы побывали в святая святых музея – в хранилище рукописей, и я держал в руках гениальные творения… Это захватывающе! Я как будто побывал в гостях у Чайковского. До сих пор не верится, что мне разрешили даже поиграть на рояле самого Петра Ильича!
Целый месяц я провел в театре, среди геликоновцев, и это было удивительное время. «Трубадур» у нас получился итальянский, с испанской ноткой, но рассказанный русскими.
Надеюсь, что мы сделали версию, наполненную цветом, энергией и итальянскими страстями. Потому что одно из важнейших слов в итальянской драме – «вендетта». Думаю, в «Трубадуре» это есть.
Для меня все вещи, происходящие в этой опере Верди, тесно связаны с реальностью, и очень хорошо, что Верди выписал своих персонажей выпукло, не так, как анимированных героев мультфильмов – только хороший, или только плохой…
Для него Азучена была реальным человеком, более реальным, чем персонажи «Риголетто» или «Травиаты», временами плохим, временами хорошим, но для него это был реальный человек, который страдал и пытался всеми манипулировать. Мне кажется, для Верди главным персонажем в «Трубадуре» была именно Азучена.
Я не претендую на оригинальность, но надеюсь, что наше прочтение окажется близким к Верди.
Мое первое российское приключение завершилось, но я уверен, что впереди – новые! Я бы хотел приезжать сюда каждый год. Это был потрясающий месяц, который я провел с командой, живущей страстью, любовью, командой суперталантливой, суперпрофессиональной.
Могу только поблагодарить судьбу за встречу с такими людьми! Они все – в моем сердце. Я надеюсь увидеть всех снова очень скоро! И обещаю, что в следующий раз постараюсь выучить русский язык.
Записала Ирина Шымчак