2 октября 2020 в Историко-культурном центре «Соборная палата» пройдет вечер, посвященный 85-летию Гии Канчели. В концерте принимают участие знаменитые музыканты — Полина Осетинская (фортепиано), Юлиан Милкис (кларнет), Максим Новиков (альт).
В программе — произведения В. А. Моцарта, и Р. Шумана для альта, кларнета и фортепиано. Центральной частью концерта станет произведение «Миниатюры для кларнета и фортепиано — музыка театра и кино», которое считается «творческим завещанием» Г. Канчели.
Накануне концерта мы встретились с Юлианом Милкисом, который прилетел в Москву из Торонто.
– Юлиан, как в Америке и Канаде сейчас ситуация?
— Каждый день звонки с отменой концертов. В Канаде и в Америке ограничения до сих пор не сняты. У нас практически закрыт весь музыкальный и театральный сезон до осени 2021 года.
Первый оркестр, который полностью закрыл сезон, был Торонтский симфонический оркестр, а оркестр Метрополитен-опера полностью распущен. И все остальные большие оркестры до января официально не работают, Индианаполис тоже объявил о закрытии. Я думал, что хотя бы камерные концерты будут проходить, но даже их нет.
Метрополитен опера прерывает сезон и оставляет оркестр без зарплаты
В Канаде ситуация хорошая, смертельных случаев мало и заболевших тоже, а вот в Америке все плохо.
Вы знаете, что страна практически находится в состоянии гражданской войны. Я был у себя в Нью-Йорке полтора месяца назад, я просто не узнал свой район. У меня хороший район, на Манхэттене, рядом с парком, там все рядом — Метрополитен и пр. И было просто страшно выходить на улицу!
Всё, что показывают в новостях, так и есть. Лично видел, как в 11 утра человек на Бродвее кололся героином. И нигде нет полиции. Что такое может произойти в Америке, я не представлял. Практически убили страну.
И как из этого выползать, я не представляю, даже если выиграет Трамп. Тема грустная. Практически все мои друзья или уезжают из Америки или планируют. Аренда и цены на недвижимость на Манхэттене упала с июня на 25% и продолжает падать дальше. Город совершенно пустой. Все эти невероятные многоэтажные офисные здания, они стоят пустые.
За последний месяц из Манхеттена уехали порядка 500 тысяч человек, причем уехали безвозвратно. Или в другие города или в другие страны.
Это комбинация и COVID-19, и истории с Флойдом. И урон от того, что все закрыто, может быть больше, чем от пандемии. Что дальше, у меня нет ответа, да и ни у кого нет, причем не только в Америке, но и в других странах.
В Канаде, где я нахожусь, спокойно. Сюда тоже перебросились протесты, но не так. Но в Канаде никогда не было рабов и рабовладельцев. Здесь другое черное население — с карибских островов, это не африканцы.
В Америке другая история. Хотя если разобраться, то белых рабовладельцев и торговцев было минимум, в основном сами же черные люди или арабы этим занимались. Но теперь всё, конечно, свалили на белое население. И как с этим бороться — непонятно.
Самое интересное, что подстрекатели — не черные. Они просто игрушки. Это белые ультралевые. Ленин был прав 100 лет назад. Хотели мировую революцию — получили. И последствия трудно представить.
У музыкантов, которые много лет выступают, у них есть деньги. Хуже дела у молодых ребят, которые только недавно закончили лучшие консерватории, причем хорошие — Кёртис, Джульярд — которые (я не говорю о солистах), поступили в лучшие оркестры страны. Они прошли отбор, испытательный срок, их утвердили. Это хорошие зарплаты.
Это молодые люди, очень талантливые. Многие женились, завели детей, купили инструменты, квартиры, взяли ипотеки. И сейчас — зарплаты нет, работы нет, кредиты платить надо. Что делать? Очень многие молодые музыканты идут на курсы айтишников или программистов, потому что в обозримом будущем работы нет, а семью кормить надо.
Настоящих серьезных концертов и фестивалей не будет долго. В Европе ситуация получше, но все равно мало концертов.
– Расскажите о концерте, который пройдет 2 октября.
— Этот концерт пройдет в рамках фестиваля “Musica Al Dente”, который делает мой друг Максим Новиков. Программа называется «Посвящение Канчели» и это единственный концерт, который не отменился из тех, что запланированы в России в годовщину со дня смерти Гии Канчели. Мы должны были выступать с Полиной Осетинской еще в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге — все отменилось.
Максим Новиков и “Musica al dente”: “Абсолютно эгоистичное решение”
У нас в первом отделении Моцарт, Трио ми-бемоль мажор для кларнета, альта и фортепиано «Kegelstatt» и Р. Шуман, «Сказочные повествования» — это два моих любимейших трио. «Сказки» Шумана — это последнее его произведение, которое он написал, будучи уже в психиатрической больнице. Он их написал и вскоре скончался. Потрясающее сочинение.
А во втором отделении — «Миниатюры для кларнета и фортепиано, музыка театра и кино» Гии Канчели. Там звучат лучшие темы к театральным постановкам и фильмам, среди которых «Не горюй!», «Кин-дза-дза», «Мимино» и пр.
Я надеюсь, что будет полный зал, потому что это будет полное первое исполнение «Миниатюр» в Москве, это премьера. То есть мы играли их с Полиной в Мексике, в Одессе, в Киеве. И неполные варианты играли в России, но целиком будем играть в Москве впервые. Я много играл это произведение, причем в самых разных странах — в Мексике, Германии, Испании, Америке, Канаде, и везде у зрителей «Миниатюры» вызывают слёзы.
– Однажды вы упомянули, что именно благодаря сложной музыке Канчели освоили особенный метод дыхания, расскажите об этом подробнее.
— Я выучился методу непрерывного дыхания из-за музыки Канчели. Были люди, которые этим методом пользовались, их было мало ещё несколько лет назад. Канчели прислал мне ноты «Ночных молитв», я стал заниматься. Звоню ему: «Гия Александрович, ради бога, я не могу это сыграть, это невозможно!» А он мне: «Юлик, вы талантливый человек, я верю, что вы придумаете что-нибудь».
И я стал пробовать, понял, что обычное дыхание тут не работает. То есть обычное дыхание мы используем, когда играем технически сложные пассажи, там качество звука и интонация не слышны, и если есть какие-то маленькие изменения, то это неважно. А если во время ноты, которая звучит 50 секунд на 4 пиано, ты не используешь непрерывное дыхание, интонация ползет вниз и слышен перебой. И я стал придумывать, что сделать. Я беру серию маленьких дыханий, и тогда интонация не страдает.
Потрясающе это делает Сергей Накаряков на трубе, он выдающийся трубач. На кларнете молодое поколение — все владеют техникой перманентного дыхания, это уже норма. А когда я был студентом, только один Чарльз Найдих это умел. Потрясающий музыкант и человек, профессор в Джульярдской школе. До сих пор концертирует. Он был первым кларнетистом, кто начал этот метод применять. Он тоже учился у моего педагога Леона Руссианоффа.
Однажды Найдих приехал с концертом в Советский союз и выступал в МЗФ в Ленинграде. На концерт пришел главный профессор консерватории, первый кларнет в оркестре Мравинского Валерий Павлович Безрученко. Легендарная личность. Привёл своих учеников. И когда Найдих начал так дышать во время концерта, Безрученко встал и вывел весь класс, он считал, что это безобразие.
И многие пожилые преподаватели меня потом укоряли («зачем ты этим пользуешься?»), а я им тогда говорил, потому что это прогресс. В квинтете Брамса и особенно в октете Шуберта во второй части, где бесконечная фраза сольная на кларнете… Надо постоянно ломать фразу и делать вдох, но с перманентным дыханием этой проблемы нет: ты играешь и всё.
– В ваших биографиях часто упоминается, что вы являетесь Рыцарем мальтийского ордена, что это значит?
— Это очень почётное звание (смеется). Считайте, что это сэр, но рыцарь даже серьёзнее, чем сэр.
Сэров много — Пол Маккартни, Элтон Джон, много певцов и исполнителей. Лорд в музыке был один — Иегуди Менухин. Я знаю, что из собратьев по искусству Иосиф Бродский был Рыцарем мальтийского ордена и страшно этим гордился. А из музыкантов я не знаю, есть ли кто-то ещё. Это огромная честь.
Беседовала Дженнет Арльт