24 февраля 2022 в Российском национальном музее музыки открывается выставка Евгения Евтюхова «Музыка в кадре». В интервью для ClassicalMusicNews.Ru фотограф рассказал о нюансах работы в зале, кумирах в профессии и планах на будущее.
«Музыка в кадре»: Музей музыки открывает персональную выставку Евгения Евтюхова
— Евгений, когда вы поняли, что хотите быть фотографом и что этому способствовало?
— Я понял это очень давно, ещё в период занятий музыкой — уже тогда у меня был плёночный фотоаппарат (Евгений Евтюхов — бывший фаготист. прим. ред.).
Кстати, на выставке будет несколько работ, которые я сделал до того, как начал серьёзно заниматься фотографией. Например, в декабре 1999 года я фотографировал детский театр «Галина Вишневская» на аудиенции Иоанна Павла II в Риме. Благодаря тому, что у меня была с собой камера, я успел запечатлеть этот исторический момент: Ростропович, Вишневская, папа римский и юные артисты.
— Каким образом ваше хобби стало перерастать в профессию?
— Моя карьера музыкального фотографа началась со съёмки юбилейного концерта в Московской филармонии в 2011 году. До этого я, как и многие фотографы, пробовал себя в разных жанрах, но тянуло меня всегда к репортажной съемке: люблю ловить момент.
Между тем, репортажная съёмка – сложный жанр. На обычной постановочной фотосессии примерно понимаешь, что получится в итоге, а в жанре репортажа результат предсказать невозможно — на него может повлиять множество факторов, и далеко не всё зависит от тебя.
На съемке в Московской филармонии тогда мне удалось поймать много интересных моментов, и она сразу «выстрелила». Меня стали приглашать на съёмки концертов и на фестивали.
Какое-то время я ещё продолжал играть на фаготе, но со временем основная работа и хобби поменялись местами. В итоге в хобби превратилась музыка: я и по сей день с огромным удовольствием хожу на концерты без камеры, как слушатель.
— Вы фотограф, которому приходится работать во время живых выступлений музыкантов. Наверняка, с этим связан ряд каких-то неочевидных нюансов. Можете рассказать о них?
— Нюансы очень простые. Если во время репетиции я имею возможность свободно ходить по залу и сцене в поисках кадра, то на концерте я не должен мешать слушателям — ни передвижениями, ни шумом. На концертах я использую кофр, который глушит звук затвора фотоаппарата, но я планирую купить ещё беззеркальную камеру, которая снимает беззвучно.
Конечно, удачно найденный ракурс и пойманный кадр – это настоящая радость для меня как для фотографа, однако за такими кадрами нужно ещё «поохотиться». И в этом ещё один нюанс съёмок на концертах — удачный кадр невозможно спланировать. Фотографией нужно просто жить.
— Мне кажется, это самый правильный подход — в любой профессии.
— Согласен. Это как ребёнок — плачет ли он, капризничает ли – ты любишь его любым. Хорошая съемка дается нелегко, но искренняя любовь к своему делу помогает мне спокойно относиться практически к любым трудностям во время работы.
— С кем вам интереснее всего работать? Есть ли мероприятия, которые вам особенно близки?
— Конечно. Например, я работаю на фестивалях Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале» и «Crescendo» практически, с момента их основания, а это уже более десяти лет, и это большая радость для меня. Также я с особым удовольствием работаю на его юношеских конкурсах «Grand Piano Competition» в Москве и «Astana Piano Passion» в Астане.
Люблю работать и на фестивалях Бориса Андрианова — виолончельном «Vivacello» и фестивале камерной музыки «Vivarte». Из последних впечатлений отмечу фестиваль InClassica в Дубае, в сентябре прошлого года. И буквально на днях меня пригласили снимать фестиваль Ильдара Абдразакова, который будет в сентябре.
Конечно, с артистами работать всегда очень интересно. Видеть и запечатлевать работу больших музыкантов, с которыми мне довелось работать (среди них Марта Аргерих, Миша Майский, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Пласидо Доминго и многие другие) — это большая удача. В то же время мне интересно работать и с начинающими талантливыми музыкантами в России и за рубежом, которые обращаются ко мне за артистической фотосессией. Вообще я очень открытый для творческого сотрудничества человек.
Люблю работать и с оркестрами. Меня связывает давнее творческое сотрудничество с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, ГАСО России им. Е. Ф. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана и другими.
Масштаб оркестрового концерта обладает особенной эстетикой, и для меня как для фотографа это тоже очень интересно.
Павел Коган: “Я выступаю ревнителем сохранения великих традиций”
— Существуют ли для вас кумиры в профессии?
— Разумеется, их много. Но назову, пожалуй, одного — это французский фотограф Робер Дуано, который удивительным образом умел создать атмосферу репортажного снимка в постановочном кадре.
И несмотря на то, что я всегда ловлю момент в реально жизни, я считаю его в чём-то своим учителем — эмоциях и в эстетике кадра, в сюжете.
Также мне близки работы Рене Мальтета и Альфреда Эйзенштадта.
— Какие у вас цели и задачи на ближайшее будущее?
— Моя профессия во многом связана с концертными мероприятиями, и неожиданная пауза в концертной жизни в период пандемии стала для меня, как и для всех музыкантов и артистов, стрессом. Так что я рад, что сейчас всё постепенно налаживается. Дай Бог.
Что касается планов, я хочу ещё больше снимать на музыкальных фестивалях в России и за рубежом, продолжать работать с артистами, создавать для них художественные образы на фотосессиях. А также расширять географию своих выставок.
Беседовала Анастасия Метова