Девятнадцатилетний корейский скрипач Донгюнь Ким покорил публику XVI конкурса Чайковского мгновенно в первом же туре.
Ученик преподавателя Корейского национального института искусств Нам Юн Ким восхитил слушателей уверенностью и технической безупречностью своей игры, но всего более зрелостью музыкального мышления и феноменальной интуицией – неудивительно, что в критике с восхищением написали о «преодоленном менталитетe».
Впрочем, конкурс Чайковского уже покорялся ученикам известного корейского профессора: четыре года назад скрипачка корейского происхождения Клара Джуми Кан, также ученица Нам Юн Ким, стала обладательницей четвертой премии конкурса, а заодно и сердец всех меломанов мира.
После блестящего выступления на втором туре Донгюнь Ким встретился с корреспондентом ClassicalMusicNews.ru, чтобы рассказать о конкурсной подготовке, особенностях корейской скрипичной школы и многом другом.
– Какое значение для вас имеет конкурс Чайковского? Почему вы решили принять в нем участие?
– Конкурс Чайковского – один из крупнейших. Я всегда мечтал принять в нем участие, ведь исполнители, играющие на конкурсе, – лучшие в мире. Мне очень хотелось оказаться среди них.
– Вы же не впервые в России?
– Вообще, я уже в третий раз приезжаю сюда. Я участвовал в юношеском конкурсе Чайковского, также я приезжал для участия в мастер-классах, играл на концертах.
– Могли бы вы прокомментировать ваш выбор программы на конкурсе?
– Соната Прокофьева для меня – настоящий вызов. Это очень масштабное произведение, чтобы ее выучить, требуется много времени.
Впрочем, остальные произведения не легче. В каждом произведении приходилось преодолевать какие-то трудности.
– Много ли времени у вас заняла подготовка к конкурсу?
– Да, конечно. Нужно исполнять довольно много произведений, и, чтобы приготовить их, требуется много времени.
– Концерт Чайковского – один из сложнейших в скрипичном репертуаре. Как вы настраиваетесь на исполнение этого произведения в финале?
– Концерт Чайковского, мне кажется, вообще самое знаменитое скрипичное произведение. Многие знают его слишком хорошо, буквально каждую его ноту, поэтому исполнять его – большая ответственность.
Опрос: кто из скрипачей достоин первой премии Конкурса имени Чайковского?
– Что самое важное для конкурсанта? Чем он может удивить или поразить жюри?
– Не знаю, как насчет удивить жюри. Прежде всего, участник, конечно, должен очень много заниматься. Но должно быть что-то, присущее только ему. Какая-то особенная музыкальность или эмоциональность, свойственная только ему. В нем должна быть индивидуальность, что-то должно выделять его из всех.
– Вы когда-нибудь нервничаете на сцене?
– Всегда нервничаю.
– Из зала это совершенно незаметно. Как вы справляетесь с волнением?
– Я думаю, что должен хорошо прятать его даже от самого себя. Потому что во время исполнения нервное волнение может помешать выразить музыкальные идеи. Нервное напряжение мешает музыке.
Прежде всего, нужна очень хорошая подготовка. А затем нужно почувствовать свою связь с публикой.
– Вы хорошо чувствуете публику? Ее любовь, симпатию, сопереживание?
– Да, в большинстве случаев чувствую слушателей. Мне передаются их чувства, эмоции. Особенно я люблю русскую публику. Русские слушатели очень-очень добры, они внимательны, тепло откликаются. Люблю их.
– Вы так замечательно исполняете русскую музыку. Как вам кажется, вы хорошо понимаете ее?
– Мне не кажется, что я хорошо понял, как исполнять русскую музыку. Но я стараюсь читать больше о России, ее истории, ее городах, ее людях. Стараюсь узнать культуру как можно лучше.
– Есть ли скрипач, который вас вдохновляет, восхищает?
– У каждого скрипача свои достоинства, и я стараюсь учиться хорошему у каждого. Но мой любимый скрипач – Николай Цнайдер, очень люблю его.
Среди скрипачей прошлого мне очень нравится Давид Ойстрах. Он легендарный музыкант, все знают это. Люблю его сердце, его вклад в историю музыки трудно недооценивать.
– Что самое сложное в скрипичном искусстве?
– Самое сложное – добиться звука, который будет точно таким, как мне хочется. Это самое сложное в исполнительском искусстве.
Все прочие технические вещи – обыкновенная рутина. Но добиться желаемого звука – действительно трудная задача.
– С какого возраста вы занимаетесь скрипкой?
– Примерно с шести лет, но я не занимался особенно усердно до тех пор, пока мне не исполнилось десять. До этого возраста я не задумывался о профессиональном обучении.
Но с десяти лет я стал заниматься все больше и больше.
– Кто помог вам с выбором инструмента?
– Моя мама любит классическую музыку, хотя она и не музыкант. Она спросила меня: «Как насчет скрипки?», и я ответил: «Окей!», не подозревая ни о чем.
– Расскажите немного о своем инструменте. Вы давно на нем играете?
– Это Гваданини. Инструмент был изготовлен в 1763 году в Парме. Конечно, он не мой, он слишком дорогой.
– Но вы постоянно играете на нем?
– Да, постоянно. Представители корейского фонда одолжили мне этот инструмент в 2016 году, и я очень благодарен им.
Я проходил специальное прослушивание, чтобы получить право играть на этом инструменте. К счастью, прошел успешно и получил право выбрать себе скрипку из коллекции. Скрипка потрясающая.
– Как вы ощущаете себя рядом со взрослыми и опытными соперниками-коллегами? Не смущает разница в возрасте?
– О, конечно, я чувствую себя ребенком рядом с некоторыми из них. Мне девятнадцать, а большинству из них больше двадцати пяти. Но я могу показать публике и жюри свои музыкальные находки, свою эмоциональность. Думаю, в этом вопросе возраст не важен.
– Какой музыкальный стиль, период вам ближе всего?
– Я люблю романтизм, особенно произведения немецкой и русской романтической музыки. Брамс, Мендельсон, Чайковский – мои любимые композиторы.
– Могли бы вы пару слов сказать о своем профессоре?
– Мой преподаватель Нам Юн Ким из Южной Кореи. Я обучаюсь у нее с двенадцатилетнего возраста. Она замечательный человек. Мне еще многому нужно научиться у нее, и это касается не только скрипичного мастерства, но и обычных человеческих качеств.
Она всегда обращается со своими студентами с большим уважением, очень сердечно и тепло. Я очень люблю ее.
– Как бы вы описали ваши с ней отношения? Как дружеские?
– Не совсем, все-таки она значительно старше меня. Ей ведь около семидесяти.
– С каждым годом на мировой сцене появляется все больше великолепных скрипачей из Южной Кореи. В чем секрет такой успешности корейской скрипичной школы? Чей опыт они заимствуют?
– Я думаю, дело тут не в том, что корейцы заимствуют опыт какой-то определенной школы, но в том, что они вообще очень талантливы в обучении. Они готовы много заниматься. Я думаю, именно в этом заключается секрет многочисленных премий и побед корейцев во всем мире.
Не знаю, достоинство это или недостаток, но мы всегда хотим и стараемся быть лучше других. Это наша национальная черта характера.
– У вас есть какой-то особенный ритуал перед выходом на сцену? Что помогает вам чувствовать себя уверенно?
– Прежде всего, заниматься. Хотя прямо в день концерта, перед выходом на сцену, я стараюсь не заниматься очень много. Я должен чувствовать комфорт и спокойствие в чувствах, мыслях, делах…
Ну, и кроме того, прямо перед концертом я обычно молюсь. Я ведь католик. Очень помогает!
Беседовала Наталья Шкуратова