В декабре в Москве произойдет событие, которое многие ждут с нетерпением.
И дело не только в том, что впервые за пульт симфонического оркестра встанет звезда мировой оперной сцены, наш выдающийся соотечественник Дмитрий Корчак.
Сама программа концерта, которую Дмитрий и его коллеги-музыканты представят в этот вечер в Светлановском зале Дома музыки в рамках абонемента «Ночь в Италии» – уникальна. И полностью посвящена Россини…
— Дмитрий, 19 декабря в Доме музыки вы будете дирижировать Национальным филармоническим оркестром России. Это ваш дебют в роли дирижера симфонического оркестра?
— Скорее, это мой оркестровый дебют в России. В Европе я уже дирижировал некоторые вещи, в том числе и Stabat Mater Россини (совсем недавно, в августе).
Что касается программы, она действительно редкая и интересная, и родилась, можно сказать, случайно. Тут совпали мое желание и обстоятельства. В рамках абонемента Московского международного дома музыки, в котором я участвую, этот концерт значился как «Ночь в Италии».
Эрнесто Паласио – директор россиниевского фестиваля в городе Пезаро (Италия) дал мне послушать «Жанну Д’Арк», кантату для меццо-сопрано и оркестра, которая даже на мировых сценах исполняется редко из-за трудности сольной партии. Собственно, это даже «кантатой» назвать нельзя, скорее, это сцена из оперы, целиком, вместе с речитативной частью, арией и кабалеттой.
Музыка ультрасложная. Сегодня с утра я был в Большом театре, репетировал с солисткой, Василисой Бержанской – она потрясающе поет кантату. Так что я сразу успокоился за эту вещь. Мне кажется, это исполнение станет музыкальной сенсацией в хорошем смысле этого слова.
Невероятно благодарен и Дмитрию Вдовину – директору молодежной программы Большого театра, который тоже взял под свой личный контроль выучку этого сложнейшего материала с Василисой. Это в очередной раз показывает бережное отношение к солистам и стажерам, получающим опыт работы в театре.
А мне в свою очередь приятно помогать именно молодым артистам, вместе с ними открывать новую музыку и видеть, как они приобретают необходимый опыт на большой сцене.
Также в концерте, уже в Stabat Mater, принимает участие потрясающий квартет солистов – Екатерина Морозова, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Николай Диденко, один из лучших в мире оркестров – Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова.
С Владимиром Теодоровичем мы знакомы много лет, я прекрасно знаю его команду, оркестры, дирекцию, особенно дорогого моего друга Георгия Агеева – директора оркестра, но все равно не могу удержаться от слов благодарности, ведь это будет совершенно особенный для меня день – дебют с оркестром, который он мне доверил! Это большой шаг с его стороны и, в какой-то мере, музыкантская смелость.
Я безумно ему признателен, что он поверил в меня и дал такой коллектив. Это ведь концерт с очень сложной программой, и он проходит в декабре, когда у самого оркестра миллион мероприятий… А надо выкроить время, чтобы мы достойно отрепетировали, чтобы в Доме музыки в этот вечер получился настоящий музыкальный праздник.
И еще я очень рад, что в этой ситуации я не «певец, который решил подирижировать». Все-таки по первому образованию я – дирижер, которого сам Виктор Попов, мой профессор просил не забывать этот вид деятельности (улыбается). И мне есть что сказать в этой музыке – многие вещи я знаю досконально, не только как дирижер, но и как певец, который пел и сольно, и в хоре.
В концерте выступят потрясающие солисты, оркестр, хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова (мой родной хор, я там учился), для меня это очень знаково. И все артисты согласились выступить, в том числе, и ради меня, ради наших дружеских отношений. Для меня их внимание и поддержка имеют огромное значение. Вы увидите на сцене лучших исполнителей этого жанра, чему я тоже необычайно рад, ведь это будет вечер, где выступают, прежде всего, мои друзья.
— Когда вы решили, что пора встать за дирижерский пульт?
— Меня всегда тянуло. Я учился у выдающегося хормейстера Виктора Сергеевича Попова, и не буду скрывать, он готовил меня быть дирижером, своим продолжателем. Мало того, мы даже один концерт дирижировали пополам – «Всенощную» Рахманинова в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Были такие времена… Он ни с кем больше такие эксперименты не проводил.
— Это тогда он вам свою партитуру «Всенощного бдения» подарил?
— Да. И мы вместе проводили совместные репетиции с хором: он присутствовал на моих репетициях, я – на его, где он дирижировал. И еще я тогда пел в «Ныне отпущаеши» и все теноровые соло… Это был мой первый опыт дирижирования на большой сцене с огромным хором – 150 человек.
Но все-таки я выбрал вокальную дорогу не случайно. Виктор Сергеевич считал, что пение – это самое высокое из всех искусств, самый большой дар, который есть у человека. Если есть голос, нужно его развивать.
Он и мне говорил: ты уже дирижер, и это всегда будет при тебе. Ты можешь заниматься этим параллельно, когда у тебя будут время, возможности и желание. Слава богу, сейчас я уже нахожусь на таком уровне, что мне предлагают участие в концертах с артистами, с которыми я хочу выступать, с программами, которые мне нравятся, и это огромное счастье. Так что с нетерпением жду этого вечера.
— Дирижирование, и не только хоровое (а мы помним феноменальную «Всенощную» в Успенском соборе Кремля, например) занимает всё больше места в вашем творчестве. В связи с этим не возникает ли опасность для ваших поклонников, что вы забросите сольную карьеру?
— Я не забрасываю сольную карьеру: у меня все расписано на много лет вперед. И в Москву возвращаюсь, между прочим, с новыми программами регулярно. В Москве даже выступаю чаще, чем в любом другом городе мира. К примеру, возьмем вот этот концерт – это новая страница моей жизни и надеюсь, зрителям она понравится.
В данном случае я воспринимаю себя именно как дирижёра. Мне интересны любые программы, не только в Москве – и в других городах тоже, с любым оркестром, с любыми певцами. Я люблю не только петь. Мне интересно копаться в музыке, мне интересно показывать свое видение и пробовать сделать так, как я слышу эту музыку, с большим уважением к написанным текстам и большой любовью к голосам. Я в этом немножко разбираюсь, есть и опыт.
— У вас потрясающий опыт. Причем изнутри.
— Это и есть, может быть, мой ключик к познанию дирижерского дела. Просто продирижировать – не так уж и трудно, особенно когда ты выходишь перед таким оркестром, как Национальный филармонический…
А вот музыку сделать могут далеко не все. Поэтому мне бы хотелось себя попробовать именно в качестве дирижера, у которого есть что-то свое личное, относящееся именно к этой музыке, который много раз ее сам исполнял.
— 2016-ый стал для вас годом новых свершений, достижения ещё одного уровня. Можете как-то в двух словах подвести его итог?
— Этот год был для меня очень хорошим: были новые партии, в том числе за последние месяцы я спел новую партию в «Эрмионе» Россини, а сейчас только что приехал из театра Сан-Карло в Неаполе, где мы исполняли его же «Отелло». Причем не просто исполняли, это был юбилей – с момента премьеры спектакля, созданного Россини для этого театра, прошло ровно 200 лет.
— Случайно не с Альберто Дзеддой была постановка?
— Нет, с Габриэлем Ферро. А с маэстро Дзеддой была «Эрмиона».
— Кстати, он ее на Большом фестивале РНО делал этой осенью.
— Да, а после Москвы мы вместе исполнили во Франции – в Париже и Лионе.
Что еще интересного? В Европе состоялось несколько концертов, где я дирижировал. Последний на фестивале в Сьоне. Мы исполняли Мессу соль мажор Шуберта и Stabat Mater Россини с Литовским камерным оркестром Сондецкиса, прекрасно известного в России, к сожалению, уже ушедшего. Но сейчас этим оркестром руководит потрясающий скрипач и мой друг Сергей Крылов.
Также для меня важным событием стало 25-летие Академии хорового искусства им. В. С. Попова, моей альма матер. В течение года мы сделали вместе несколько концертов. Был потрясающий концерт Ave Maria – тоже, кстати, моя новая программа в Москве.
За этот год я записал четыре новых диска – два в Москве, два – в Европе. Можно сказать, 2016-ый у меня был связан именно со звукозаписью. 12 декабря пройдет презентация моего диска с русскими старинными романсами. Я его записал в Московском доме музыки вместе с замечательным пианистом Семеном Скигиным.
Еще два диска выйдут с итальянской и французской музыкой, причем один уже полностью готов, я его отдаю в печать. Четвертый диск, с программой, посвященной Сергею Лемешеву, выйдет уже в следующем году. Я записал его с Оркестром русских народных инструментов имени Николая Некрасова.
И, конечно, год для меня заканчивается полным восторгом – россиниевским концертом в Доме музыки. После этого уезжаю в «Метрополитен-опера» на постановку «Севильского цирюльника». Я считаю, что год был хорошим, успешным, и надеюсь, следующий будет не менее успешным. Даже более.
–А где будете встречать Новый год?
— В Нью-Йорке.
— В Central park пойдете в новогоднюю ночь?
— Конечно!
— Какие планы на 2017? Чем порадуете в наступающем?
— Пока трудно сказать. В следующем году у меня в Москве пока намечен один концерт в апреле, который организует Наталья Игнатенко и Фонд Елены Образцовой. У меня с ними очень теплые отношения. Это будет концертное исполнение оперы Доницетти «Дочь полка».
В июле я участвую в фестивале Вероники Джиоевой в Новосибирске: буду петь на премьере «Евгения Онегина» и дирижировать заключительный гала-концерт с потрясающими певцами, Вероникой Джиоевой и Василием Ладюком.
Сам фестиваль организует Вероника, и я еду туда, как ее друг, с огромным удовольствием.
Беседовала Ирина Шымчак