История фагота – одного из основных деревянных духовых инструментов современного симфонического оркестра, – не только интересна, но и чрезвычайно занимательна. Неповторимая индивидуальность тембра фагота, его благородный и возвышенный «человеческий голос» (В. Попов) и многогранность художественно-образной палитры раскрылась в произведениях таких композиторов как Л. ван Бетховен, Г. Берлиоз, М. Равель, П. И. Чайковский, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович. Способность фагота воплощать различные художественные образы, выражать самые разнообразные эмоции привлекает и наших современников.
Принадлежащий к старейшим европейским инструментам, фагот известен с начала XVI века. До наших дней дошли два самых ранних экземпляра фаготов работы итальянских мастеров, относящихся к первой трети XVI века и хранящихся в Библиотеке Вероны.
В России фагот появился в 1711 году по указанию Петра Великого в составе так называемой «немецкой музыки» – духовых ансамблей, предназначенных для армейских целей, а также для различных увеселений при дворе. В 1766 году, уже при дворе Екатерины Второй, был создан первый в России европейский оркестр.
Однако, литература о фаготе и, прежде всего, «школы» обучения игре на нём, в России долгое время по разным причинам не издавалась – ни переводная, ни собственная. Европейские музыканты, работавшие в России, читали оригинальную европейскую литературу, а русским крепостным музыкантам было достаточно партий. И даже с открытием фаготных классов в первых русских консерваториях – Петербургской (1862) и Московской (1866) – положение дел не изменилось, поскольку педагогами в них были всё те же европейцы.
Только к первой трети прошлого столетия в нашей стране сложилась национальная школа обучения игре на фаготе, базировавшаяся на европейской учебной литературе, а также традициях русских симфонических оркестров и учебных заведений, оставленных лучшими европейскими исполнителями и переработанных русским музыкальным мышлением.
Справедливости ради следует заметить, что методика такого обучения принесла весьма значимые результаты. Превосходное качество отечественной фаготной школы наши музыканты неоднократно демонстрировали мировому музыкальному сообществу на различных международных конкурсах, становясь их победителями и завоёвывая немало первых и вторых премий.
Начиная со второй половины ХХ века, стали публиковаться методические статьи о тех или иных аспектах обучения игре на фаготе. При этом споры между педагогами продолжались не одно десятилетие. Не стоит забывать и о том, что в современных российских оркестрах фагот до сих пор относится к так называемым «дефицитным» инструментам.
По мнению выдающегося фаготиста современности, народного артиста России, профессора Московской государственной консерватории Валерия Попова, современное обучение игре на фаготе, по-прежнему, нуждается в новых русскоязычных методических и учебных материалах.
Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и аспирантуры (класс профессора В. С. Попова), фаготист Андрей Рудомёткин в 1995 году стал лауреатом Юношеского Международного конкурса в Харькове, и в том же году был принят в оркестр Большого театра.
С 1997 года по настоящее время он является солистом оркестра Большого театра России. За время работы в оркестре исполнял солирующие партии с такими выдающимися дирижерами, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Юрий Темирканов, Александр Лазарев, Валерий Гергиев и многими другими.
С 2008 года А. Рудомёткин является художественным руководителем проекта «Фагот+», с 2013 года – идейным вдохновителем, организатором и руководителем многих интересных проектов Духового квинтета Государственного академического Большого театра России. В настоящее время также преподаёт на кафедре деревянных духовых инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных.
Являясь поистине уникальным представителем своей профессии, А. Рудомёткин успешно сочетает сольное, ансамблевое и оркестровое исполнительство, педагогику, организационную и просветительскую деятельность.
С 6 по 8 декабря 2021 в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова пройдут мастер-классы «Фагот. Слияние разных школ исполнительства» с участием А.Ю. Рудомёткина и его коллег – солиста оркестра Мариинского театра и преподавателя Санкт-Петербургской консерватории Р. В. Толмачёва и заслуженного артиста России, профессора К. Б. Соколова.
Мастер-классы пройдёт при поддержке Российской академии музыки имени Гнесиных и её ректора А.С. Рыжинского, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и её ректора А. Н. Васильева, а также «Духового общества имени Валерия Халилова» и его президента М. А. Брызгалова.
Ирина Новичкова встретилась с Андреем Рудометкиным и задала музыканту несколько вопросов.
– Андрей Юрьевич, нашу беседу хотелось бы начать с традиционного, но очень важного, на мой взгляд, вопроса: почему вы когда-то, ещё в детстве, решив обучаться музыке, выбрали именно фагот?
– Не секрет, что дети зачастую являются отражением своих родителей. Они учатся на их примере, и буквально копируют поведение родителей… Я родился в семье артиста оркестра Большого театра и артистки балета. Поэтому у меня был выбор – либо пойти по пути мамы и посвятить свою жизнь балету, либо пойти по пути папы и стать фаготистом.
Поступив в Музыкальную школу при училище при Московской консерватории (ныне – Академический музыкальный колледж при МГК им. П.И. Чайковского), я вначале начал заниматься на фортепиано. Но мне всегда очень нравилось, как звучит фагот, и, в итоге, я всё-таки остановил свой выбор именно на нём. И, должен признаться, что с тех пор ни разу об этом не пожалел.
В своей любви к фаготу я далеко не одинок. Достаточно вспомнить, например, что огромное внимание уделял ему Жан Батист Люлли, вошедший в историю музыки как создатель французской национальной оперы и один из ведущих представителей музыкальной культуры барокко. В его «лирических трагедиях» фаготу поручена важная драматургическая функция, в том числе в ансамблевых эпизодах (трио для двух гобоев и фагота).
Помимо Люлли, особое место занимает фагот и в творчестве таких великих мастеров, как Г. Шютц, И. С. Бах, А. Вивальди. Почти сорок фаготовых концертов, созданных Вивальди, позволяют говорить о том, что фагот уже в первой половине XVIII века был широко востребован как солирующий инструмент.
Важно также отметить, что в развитии фагота, формировании его репертуара огромную роль сыграли исполнители. Это благодаря их усилиям и исполнительскому мастерству, композиторы (а вслед за ними и слушатели) начали воспринимать фагот как солирующий инструмент, способный демонстрировать техническую виртуозность и воплощать самые разнообразные художественные образы.
– Расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения в Санкт-Петербурге мастер-классов «Фагот. Слияние разных школ исполнительства»? Кто, помимо вас, примет в них участие?
– С недавнего времени я, помимо работы в оркестре Большого театра, также преподаю в Российской академии музыки имени Гнесиных. Должен признаться, что очень увлёкся музыкальной педагогикой. За долгие годы работы в оркестре накопился опыт, который хочется передать молодым музыкантам.
Это моё желание удачно совпало с решением руководства академии ввести на оркестровом факультете дисциплину «Изучение оркестровых трудностей». Кроме того, в рамках программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки творческих и управленческих кадров в сфере культуры и федерального проекта «Творческие люди», доцент Ольга Игоревна Кожурина выиграла грант, и теперь оркестровый факультет академии получил уникальную возможность приглашать солистов ведущих оркестровых коллективов для проведения мастер-классов.
В рамках данной программы в Академии имени Гнесиных уже состоялся мастер-класс заслуженного артиста России, солиста оркестра Большого театра и нашего ведущего гобоиста Сергея Лысенко, на котором он показывал и рассказывал студентам о технике вибрато для инструментов двойной трости.
А С 6 по 8 декабря Российская академия музыки имени Гнесиных и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова проводят мастер-классы «Фагот. Слияние разных школ исполнительства». В рамках этих мастер-классов, помимо меня, со студентами двух ведущих музыкальных вузов нашей страны будут заниматься мой коллега Родион Валентинович Толмачёв – выпускник Санкт-Петербургской консерватории, где он обучался под руководством профессора Кирилла Соколова, и был приглашён, сразу же по окончании консерватории, в оркестр Мариинского театра. Помимо работы в оркестре, он является также участником духового квинтета Мариинского театра.
Родион Валентинович Толмачёв учился в консерватории в классе профессора Кирилла Борисовича Соколова, который также любезно согласился участвовать в наших мастер-классах.
Кирилл Борисович Соколов был принят по конкурсу в оркестр Театра оперы и балета имени С.М. Кирова (так тогда назывался Мариинский театр) в 1963 году. А в 1972 году, также по конкурсу, поступил в Заслуженный коллектив РСФСР Академический симфонический оркестр Ленинградской Государственной филармонии под управлением Евгения Мравинского на должность солиста-регулятора фаготов.
В 1973 году он был приглашен на педагогическую работу в Ленинградскую консерваторию, где является профессором по классу фагота. С 1991 по 2009 год Кирилл Борисович заведовал кафедрой деревянных духовых инструментов. За время преподавания в консерватории, класс профессора К.Б. Соколова окончило свыше шестидесяти фаготистов, в настоящее время успешно работающих в ведущих оркестрах Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России, а также за рубежом.
В рамках мастер-классов пройдёт также выставка эсов, которые изготавливает талантливый российский мастер Максим Вихарев. Он разработал новую модель эсов на базе Ателье Гончарова.
– А что для вас игра в оркестре?
– Оркестр для меня, как и для любого исполнителя-духовика, значит очень много. Горжусь тем, что, когда мне было восемнадцать лет, когда Александр Николаевич Лазарев, тогда главный дирижер Большого театра, предложил мне место стажера в оркестре.
Со временем я был переведен в штат, и до сих пор Большой театр занимает очень важное место в моей жизни. Здесь работал мой отец, замечательный фаготист Юрий Семенович Рудометкин, здесь я познакомился и мог перенимать опыт у целого ряда выдающихся музыкантов – не только фаготистов, и даже не только у артистов оркестра, но и дирижеров, певцов…
– Расскажите, у кого вы учились?
– В Московской консерватории я учился у выдающегося фаготиста – Валерия Сергеевича Попова. Он огромное количество времени работал в Госоркестре у Евгения Светланова, сейчас работает в Симфонической Капелле у Валерия Полянского…
Его достижений в области оркестровой игры хватило бы, чтобы он стал значимым явлением в музыкальном мире. Тем не менее, Валерий Сергеевич всю жизнь очень много внимания уделял камерной музыке – и до сих пор периодически выступает с концертами.
По целому ряду причин духовик, даже самый виртуозный, не может быть только солистом – за, может быть, очень редкими исключениями. Тем более, фагот, в отличие от, скажем, флейты или трубы, не такой яркий инструмент.
Но фагот – инструмент очень интересный, обладающий уникальными выразительными средствами, для него написано очень много хорошей музыки – и сольной, и ансамблевой.
– Вы также участник Духового квинтета Большого театра. Высокая культура звучания, чуткое и трепетное отношение музыкантов к авторской интонации, незаурядное виртуозное мастерство и индивидуальная творческая манера, отмеченная изысканностью фразировки и нюансировки, — то, что подкупает в звучании Духового квинтета Большого театра в исполнении им как классических, так и современных произведений… Когда состоится ближайший концерт вашего квинтета?
– Ближайший концерт Духового квинтета Большого театра состоится 23 декабря 2021 в Прокофьевском зале Российского национального музея музыки. Это концерт «Прокофьев. Музыка для духовых и струнных», который пройдет в рамках музейного цикла концертов «PRO-концерт», посвященного юбилею композитора.
В исполнении Духового квинтета и солистов оркестра Большого театра России прозвучат сочинения С. Прокофьева и композиторов-современников, а также Соната для гобоя и фортепиано Ф. Пуленка, посвященная памяти Сергея Прокофьева.
Программу представит Духовой квинтет Большого театра России — Николай Попов (флейта), заслуженный артист РФ Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна), а также солисты оркестра Большого театра России — Александр Майборода (скрипка), Алексей Колбин (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Борис Лифановский (виолончель), Анна Гришина (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Наталья Киселева (фортепиано).
Николай Попов: “Есть вещи, которыми руководят силы нам неподвластные”
Концерт будет сопровождается презентацией материалов из фондов Российского национального музея музыки.
В настоящий момент у Духового квинтета Большого есть много самых разных интересных творческих замыслов, связанных как с музыкой ХХ столетия и уже нашего времени, так и с русской и зарубежной классикой. И хочется надеяться, что все они осуществятся.
Беседовала Ирина Новичкова