В Большом театре заканчивается серия премьерных показов “Садко” в постановке Дмитрия Чернякова. Ниже – ответы на несколько популярных вопросов об этой опере вообще и постановке в частности.
Садко – бедный новгородский гусляр, который зарабатывал тем, что играл на пирах.
Однажды Садко не был зван на гулянья несколько дней подряд, тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Его услышал Морской царь, он же – в благодарность за “утешение” – подсказал, как выбраться из нищеты.
Вняв его советам, гусляр становится богатым купцом, но через время попадает в бурю и вынужден броситься в воду. Морской царь встречает Садко в своем подводном царстве и требует играть, а потом предлагает жениться на одной из морских девиц.
Спасителем героя из плена становится святой Микола Можайский (или Николай Чудотворец, которого Римский-Корсаков превращает в богатыря Старчище). Именно такую версию рассказывает нам сохранившийся цикл новгородских былин.
“Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее”, – так Николай II отреагировал на предложение поставить “Садко” в Мариинском театре.
Там его все же показали в 1901, но премьера состоялась в другом месте несколькими годами ранее: в 1897 году в Московской частной русской опере Мамонтова, где снискала восторги публики.
До Большого театра творение Римского-Корсакова добралось к 1906. Ставилось там еще четырежды – в 1930, 1935, 1949 и 1976 годах.
Сама задумка создать оперу на основе былины появилась у композитора в 1894 году. Это был тяжелый для него период: смерть сына Святослава, а затем дочери Марии спровоцировали серьезный творческий кризис. Подогревала его и утрата интереса к собственным работам – “Млада” и “Ночь перед Рождеством” отклика у зрителей и критиков не нашли.
Три года работы над “Садко”, тем не менее, стали для него этапом возвращения к творчеству.
Для новой оперы композитор решил еще раз обратиться к фольклорной тематике – но дело не только в том, что сказка “Снегурочка” до этого принесла ему грандиозный успех, но и в “тяготении к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму“, как писал он в своих дневниках.
Брали древнерусские памятники за основу и другие композиторы. Так, “Слово о полку Игореве” Александр Бородин переработал в оперу “Князь Игорь”. Чуть менее известный пример – опера Александра Гречанинова “Добрыня Никитич”.
Константин Коровин создавал декорации для премьеры “Садко” в 1897 году. Он же оформлял спектакль Большого театра в 1906 году.
Иван Билибин оформлял постановку 1914 года на сцене оперного театра при петербургском Народном доме.
А вот брат Виктора Васнецова Аполлинарий Васнецов создал декорации для спектакля в Мариинке.
Нельзя не вспомнить еще одного мастера – Николая Рериха. Он создал оформление оперы для постановки в Лондоне (задумка принадлежит Сергею Дягилеву), но спектакль не состоялся. Отдельные эскизы художника, как и его предшественников, использованы в новой постановке Дмитрия Чернякова.
Спектакль в Большом театра (постановка Дмитрия Чернякова), где купюры весьма незначительны, начинается в 19.00 и заканчивается примерно в 22.50.
В онлайн-кинотеатре “Мосфильма”, например, можно посмотреть легендарный одноименный фильм 1952 года (режиссер Александр Птушко).
А на YouTube – полную запись оперы “Садко” 1980 года(режиссер Борис Покровский, дирижер – Юрий Симонов, в партии Садко – Владимир Атлантов).
На ClassicalMusicNews.Ru есть тег опера “Садко”, по которому можно найти многие публикации об этой премьере.
По мотивам публикации Инги Бугуловой, “РГ“