14 февраля 2020 в Большом театре России пройдет долгожданная премьера оперы-былины «Садко» Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова.
Эта опера, последний раз восстановленная, а не поставленная заново в 1976 году ради Владимира Атлантова, уже больше тридцати пяти лет не шла на сцене главного театра страны.
Когда-то «Садко» с его прекрасными морскими пейзажами и плясками подводных чудищ был в репертуаре многих советских театров, сегодня эта опера Римского-Корсакова превратилась в настоящий раритет.
И это жалко, ведь если сегодня так популярно проводить параллель между «Парсифалем» Вагнера и «Сказанием о граде Китеже» Римского-Корсакова, то «Садко» уж точно претендует на роль русского «Тангейзера». Только в опере про новгородского гусляра он бежит от земной женщины – к чудо-деве, да и вообще мистика вагнеровского толка в этой опере еще не так сильно увлекает бывшего морского офицера, ставшего не только композитором-любителем, но и профессором консерватории.
Правда, спасителем человечества от морской бури становится настоящий угодник, который положит конец всем чудесам в жизни новгородцев. И в этом уже можно углядеть связь «Садко» с «Гибелью богов», где мир, населенный сказочными существами, гибнет, чтобы на этом пепелище родился несказочный мир современных людей.
В опере этой в единое целое слились факты исторические (река Волхов несколько раз за историю наблюдений меняла направление течения), политические (новгородское вече все еще будоражит наши умы как символ рано погибшей русской демократии), социальные (былины пронизаны духом свободы северян, которые еще не знали крепостного права).
Для истории русской оперы важным является и то, что в «Садко» рождается тандем композитора с его постоянным либреттистом Владимиром Бельским, виртуозом словесной архаики, автором уникальных речитативных текстов, замедленное изложение которых придает опере Римского-Корсакова характерные черты былинности, создает атмосферу преданий старины глубокой.
И музыка оперы «Садко», прошедшая первоначальную пробу одноименной музыкальной картиной, наполненная фирменными цветными ладами композитора, знавшего море в любых его проявлениях не понаслышке, и структура оперы, в которой чудеса уравновешены картинами бытовыми по совету главного «кучкиста» Владимира Стасова — все это доказывает, что опера эта уникальна даже для творчества Римского-Корсакова. И уж точно имеет право на то, чтобы лучшие театры России регулярно обращались к ней и переосмысливали с позиции нового времени.
Немаловажно и то, что «Садко» возвращается в Большой театр в постановке самого заметного в мировом оперном ландшафте оперного режиссера и сценографа Дмитрия Чернякова. Именно его стараниями за последний десяток лет были поставлены «Снегурочка», «Китеж», «Сказка о царе Салтане», да и интерес к «Царской невесте» опять получил дополнительный импульс после его спектакля, показанного в Берлине и Милане.
Но если путь осмысления загадочной и сложной для европейского зрителя русской оперы в Европе нашел отклик, – успех у всех названных постановок был сумасшедший! – то в России его спектаклей не было несколько лет.
Дмитрий Черняков: «Я ставлю русские оперы не потому, что я из России»
Если вспомнить, с какой ненавистью отнеслась наша публика к «Руслану и Людмиле» Глинки в постановке Дмитрия Чернякова, которая открыла историческую сцену Большого театра после длительно реконструкции в 2011 году, то становится немного страшно за судьбу нового «Садко».
За восемь лет, прошедших с того момента, конечно, многое изменилось. И на сцене Большого театра идут спектакли, у которых уже мало связи с эстетическими критериями прошлого, на которых скандально настаивала публика во время премьерных показов «Руслана и Людмилы».
Хотя точно можно быть уверенным в том, что Дмитрий Черняков все равно не позволит нам сличать нынешнюю постановку «Садко» с прежней. Если и идет речь об отсылке к историческим постановкам, – а такая информация все время просачивается из театра, – то это будет скорее оммаж дореволюционному оформлению Коровина или Бенуа.
В свое время Римскому-Корсакову очень повезло, что император Николай II лично вычеркнул «Садко» из списка планировавшихся постановок с комментарием для дирекции Императорских театров: «Найдите что-нибудь повеселее!»
В мамонтовской опере, где и прошла премьера, не знали рутинного подхода Мариинки, поэтому спектакль, над которым работали, Коровин, Забела-Врубель, Шаляпин, рождался в настоящей атмосфере творчества. Судя по опубликованным на сайте Большого театра составам, и на этот раз будет нескучно. Уже сейчас можно улыбнуться, прочитав «индейский гость», а именно так значится у композитора!
За минувшие с премьеры «Руслана и Людмилы» годы Дмитрий Черняков тоже изменился. В его послужном списке теперь не только русские оперы, но и вагнеровские – в Германии, «Кармен» – во Франции. Хочется верить, что в России теперь появится новый спектакль по одной из самых популярных некогда опер русской музыкальной истории.
Ну, а зацветет ли этот «посох Тангейзера» мы узнаем уже скоро. Спектакли пройдут с 14 по 19 февраля 2020. Второй блок премьерных спектаклей – в мае сего года.
Вадим Журавлев, канал “Сумерки богов“