Из-за эпидемии коронавируса театры и концертные организации Москвы пересматривают планы сезона и переходят на онлайн–трансляции.
Мы узнали у директоров и пресс-секретарей главных залов города, как организована сейчас театральная и музыкальная жизнь.
Александр Соколов, ректор Московской консерватории
Сейчас Россия, как и весь мир, переживает сложное время. Запрет на публичную концертную деятельность — это суровая, но необходимая мера. Мы не унываем, не сидим, сложа руки, чему свидетельство наш фестиваль «Московская консерватория — онлайн».
Интенсивность прямых трансляций каждый вечер — для нас сравнительно новый опыт, но мы были к нему готовы, имея серьезный ресурс — телевидение Московской консерватории. Нас можно смотреть и на официальном сайте, и в YouTube.
Нами снято немало концертов, лекций, открытых уроков, презентаций. Мы фиксируем все стороны творческой жизни Московской консерватории. И переход на онлайн-трансляции — расширение сферы деятельности нашего телевидения.
Мы не хотим оставить наших слушателей в духовной самоизоляции, поэтому такая форма проведения концертов, без присутствия зрителей, но в живом реальном времени для артистов, кажется выходом из данной ситуации.
Наша аудитория самая широкая — в этом преимущество интернета, что он стирает границы и создает пятое измерение. Нам пишут слушатели из Ярославля, Самары, из городов Росатома, для которых мы много лет проводим «шефские» концерты.
Многие музыканты сами изъявили инициативу принять участие в таком проекте, потому что есть потребность в сложное время проявить свою гражданскую позицию. И, кроме того, для артиста возможность выступления крайне важна — как для спортсмена участие в соревнованиях, чтобы не потерять творческую форму и иметь стимул для дальнейшего развития.
Наталия Сурнина, пресс- секретарь Московской филармонии
Московская филармония живет в интенсивном режиме, что связано, с одной стороны, с отменами и переносами концертов и возвратом денег за билеты, с другой — с проектом «Домашний сезон».
Работа, на которую в обычной ситуации могли уйти недели, была сделала в рекордно короткий срок, и уже 20 марта состоялся первый концерт серии — прямая трансляция выступления Дениса Мацуева из пустого Зала Чайковского. Только в России его посмотрели более 1,6 миллиона человек.
Премьеру онлайн-проекта «Домашний сезон» посмотрели более 1,5 млн интернет-пользователей
Пока планируется, что «Домашний сезон» продлится до 10 апреля, расписание уже опубликовано. Возможны какие-то коррективы, учитывая объявленную выходную неделю, но трансляции не отменяются .
Филармония с 2011 года проводит трансляции концертов на сайте, наша команда имеет огромный опыт и постоянно совершенствуется. Это превосходные профессионалы, сейчас они работают как никогда интенсивно и— как и вся Филармония — с огромным энтузиазмом. Мы понимаем: в сложной ситуации нужно всеми средствами поддерживать друг друга и наших слушателей.
Мы получаем огромное количество восторженных отзывов и самых теплых слов: люди пишут в соцсетях и по электронной почте со всех концов страны и мира. Публика ценит высокое качество программ, красоту съемок и очень благодарна прекрасным музыкантам, которые оказались готовы в этой непростой ситуации выступать бесплатно.
В обычное время записи из нашего видеокаталога и прямые трансляции концертов смотрят по всей стране на сайте Филармонии. Для многих маленьких городов и поселков проект Всероссийский виртуальный концертный зал — единственная возможность приобщиться к академической концертной жизни.
Трансляции очень важны, но, конечно, трансляции из пустого зала — вынужденная и временная мера. Пока мы не знаем, как дальше будет развиваться эпидемиологическая обстановка, и говорить о последствиях рано. Хотя и до введения карантина люди стали покупать меньше билетов на предстоящие концерты — все обеспокоены, это естественно.
Филармония и музыканты сейчас прилагают максимум сил, чтобы сохранять тесную связь с аудиторией, и мы надеемся, что в будущем это послужит скорейшему возвращению публики в концертный зал.
Катерина Новикова, пресс- секретарь Большого театра
В период карантина Большой театр не планирует проведения прямых трансляций. Ограничение, лимитирующее количество присутствующих в одном помещении людей до 50 человек и не позволило бы нам это делать, даже при наличии необходимой технической базы.
В течение многих лет у нас был проект «Большой в кино», в рамках которого было снято много балетных спектаклей. В последние несколько лет мы также активно сотрудничали с каналом «Меццо», где были показаны и наши оперные постановки.
Но чтобы выложить эти записи в открытый доступ для пользователей интернета необходимо урегулировать все авторские исполнительские права, получить разрешения от наших французских партнёров: Компании Патэ, Белль Эйр, Канала Меццо.
Как раз сейчас мы проводим все необходимые переговоры. В ближайшее время сможем порадовать наших зрителей в сети.
На Новой сцене театра прошли генеральные прогоны одноактных балетов «Танцемания», премьера которых должна была состояться 26 марта, но была отменена в связи с принимаемыми мерами. Ближайший спектакль назначен на 9 мая.
В настоящий момент артисты балета сами могут решать: приходить ли им на классы и выписывать себе индивидуальные репетиции по необходимости. Также индивидуально занимаются артисты оперы с концертмейстерами.
Индивидуальные занятия проходят в Молодёжной оперной программе. Языковые уроки проходят по скайпу. Предстоящая выходная неделя, разумеется, внесет какие-то изменения.
Пока о поводу планов на конец этого сезона и о будущем сезоне в нынешней ситуации четко сказать ничего невозможно.
Ирина Горбунова, пресс-секретарь Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Все службы, обеспечивающие функционирование театра, работают до 28 марта, кроме того, в классы приходят артисты (конечно, малым составом). Начались спевки и уроки с дирижером к премьере «Вольного стрелка», которая должна состояться 14 мая, хотя на данный момент мы не знаем, состоится ли она в запланированный срок.
Мы, как и вся страна, сделаем перерыв на всероссийскую выходную неделю.
Театр, конечно, записывал постановки, но мы при этом не рассчитывали на широкие показы. Они сняты с нескольких камер и профессионально смонтированы, однако мы использовали их для внутреннего пользования: для анонсов гастролей, для рекламных роликов и т. д.
У нас есть записи некоторых спектаклей, снятые телеканалом «Россия-Культура». Мы хотели бы также показать и спектакли, которые уже не идут, но достойны быть увиденными: например, «Итальянку в Алжире» с Максимом Мироновым и Еленой Максимовой или «Лючию ди Ламмермур» с Хиблой Герзмава и Алексеем Долговым.
Наш видеоцех работает день и ночь, собирая все это и готовя к показу, звукоцех проверяет звуковые дорожки.
Мы проводим трансляции вместе с онлайн-кинотеатром «Окко». Показы бесплатные по регистрации. Начнем в Международный день театра, 27 марта, с «Хованщины», «Войны и мира» и «Пиковой дамы».
Балетные показы согласовываем с худруком труппы Лораном Илером, он сейчас в Париже. На данный момент мы готовим «Жизель», «Серенаду» Баланчина и «Эсмеральду». Наш образовательный проект «Студия» подготовил трансляции лекции и вебинаров по современному танцу.
Что касается премьер этого и нового сезонов, мы надеемся показать «Оронтею» Чести в июле, как и было запланировано. Июньский балет в постановке АкрамаХана будет перенесен, скорее всего, на следующий сезон, хотя сейчас точных сроков мы назвать не можем. Мы собирались 24 апреля объявить о наших планах, но пока, естественно, не будем этого делать…
Ольга Кузьмина, пресс- секретарь Концертного зала «Зарядье»
Команда зала «Зарядье» предлагает слушателям не отказываться от посещения концертов и приходить к нам в виртуальный Большой зал почти каждый день.
17 марта мы провели первую трансляцию, которую посмотрели более 17 000 зрителей. Расписание концертов в прямом эфире размещено на сайте зала, список постоянно обновляется.
Все концерты действительно проходят в онлайн режиме, зал действительно пустой, персонала при проведении трансляции на площадке необходимый минимум. С 19 часов трансляции доступны не только на нашем сайте, но и на нашей странице на Фейсбуке, Вконтакте, на YouTube-канале зала и в нашем инстаграм-аккаунте.
Среди исполнителей – Максим Емельянычев, Андрей Гугнин и оркестр «MUSICA VIVA», Борис Березовский и Алексей Лундин, ансамбль ««Gnessin Baroque», Кирилл Солдатов, Никита Борисоглебский и хор Данилова монастыря, стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича, солисты Центра Оперного Пения имени Галины Вишневской и многие другие.
Численность аудитории прямых эфиров разная. Например, органный концерт Главного хранителя органа зала «Зарядье» Лады Лабзиной посмотрело 234 000 человек, его трансляцию дублировали на сайте мэра Москвы.
Спрос, как видите, огромный. Аудитория онлайн многократно превышает количество мест в нашем Большом зале, мы получаем очень много благодарностей в социальных сетях.
Конечно, прежние планы концертной деятельности приходится оперативно пересматривать. Многие концерты сейчас в стадии переноса на третий концертный сезон, это не так быстро, но мы надеемся услышать вскоре большинство исполнителей, чьи концерты отменились.
Дмитрий Сибирцев, директор театра «Новая опера»
Как живёт театр в ситуации с отменой спектаклей? Это серьезная проверка на прочность, профессионализм и человеческие качества. Ситуация непростая ещё и в связи с действиями по возврату купленных билетов. Мы получаем очень правильные и грамотные консультации от нашего учредителя, и все действия, которые предпринимаются, согласованы с ним.
Артист всегда хочет играть на сцене, петь, танцевать, показывать свое мастерство зрителям, а не пустым креслам, но мы понимаем, что сейчас это достаточно опасная история. На текущий сезон, безусловно, это повлияло, потому что те спектакли, которые сейчас не состоялись, мы обязательно будем показывать уже в следующем сезоне, даже немного изменив репертуар, который был запланирован на первые месяцы.
Конечно, сложившаяся ситуация повлияла и на «Золотую Маску». Наш спектакль был номинирован на эту премию, и мы были готовы показать его на фестивале. К сожалению, этого не будет. К тому же, в этом спектакле принимает участие Ян Латам-Кёниг, наш приглашенный главный дирижер, и так сложилось, что его вся эта история застала не в России.
Я считаю, что мы максимально быстро смогли и сделать первую трансляцию, и устранить недостатки, которые во время нее возникали.
Что мне больше всего нравится – артисты, которые пели на этих концертах, работали на зрителя, а не стояли перед микрофоном, как в студии. Это было артистично, ярко! Вспомнить хотя бы концерт «Оффенбах-гала» или какие-то игровые вещи, романсы, песни, такая же артистичность была и со стороны аккомпаниаторов.
Есть очень много программ, которые мы можем показать, и это хотя и вынужденный, но интересный способ привлечь к себе нового зрителя. Например, на концерты в Зеркальном фойе приходит максимум 120 человек, а сейчас у нас аудитория некоторых концертов перевалила за 1000 человек, и было бы очень здорово, если бы эти люди потом пришли к нам в театр.
Радостно, что нас смотрят люди интеллигентные, любящие театр, образованные. Людям нужно общение: они могут задавать вопросы артистам и другим участникам чата, а мы становимся сторонними наблюдателями и с удовольствием читаем все, что пишут. Я сужу не только по чату, но и по моей личной статистике, потому что отвечаю на огромное количество сообщений и в социальных сетях, и по почте.
Наверное, гораздо сложнее выживать структурам частным, которые зависят от того, что они делают сиюминутно. Театр – это некий конвейер, который остановить невозможно, поэтому наших слушателей ждут удивительные сюрпризы.
Майя Крылова