Ситуация вокруг Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) разрешилась полной катастрофой: студия уничтожена, вместо неё теперь здание займут офисы ФГУП Издательство “Известия” управления делами президента РФ (эта структура не принадлежит редакции одноимённой газеты).
Государственный дом радиовещания и звукозаписи: окончание эпохи
Анатолий Вейценфельд, главный редактор журнала “Звукорежиссёр”, в обновлении своей петиции в защиту ГДРЗ на Change.org, написал:
“Друзья!
Я давно не публиковал новости о ситуации в ГДРЗ. Она такова.
Здание передано под офисы “Издательству Известия”. Оборудование почти все вывезено в неизвестном направлении, в том числе разобраны на части под утилизацию первый в мире цифровой микшерный пульт Neve, цифровой многодорожечный магнитофон Sony DASH, аналоговая техника.
Студия №3 пока не разобрана, но туда никого не пускают. Студия №2 разгромлена.
Студии №1 и №5 (самая большая в мире!) используются как репетиционные помещения для оркестров Ю.Башмета и В.Федосеева, оборудование в основном вывезено, запись там возможна только на портативной технике.
В коридорах и аппаратных стоит разбитая аппаратура (см. фото), валяются рулоны с лентой, кассеты, провода…
Ведущие музыкальные деятели России фактически отказались выступить в защиту здания, едва услышав “Управление делами Администрации Президента”.
Попытка поднять проблему на Совете по культуре была грубо сорвана руководством ВГТРК.
В целом сбываются худшие опасения – Россия действительно выходит из высшей лиги мировой звукозаписи. При нынешнем состоянии отечественной культуры ей это не нужно.
А наши потомки будут говорить, что в России когда-то была самая большая в мире студия звукозаписи. Но ее больше нет…”
Именно Анатолий Вейценфельд в прошлом году привлёк всеобщее внимание к проблеме ГДРЗ. В защиту комплекса выступили многие деятели культуры, в том числе композитор и глава Союза композиторов РФ Алексей Рыбников, пианист Денис Мацуев и дирижер Александр Сладковский.
Увы, единственным представителем власти, поддержавшим их, оказалась глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская, заявившая, что нельзя менять музыку на офисы.
Но, как бы там ни было, ГДРЗ демонстративно превращается из лучшей в стране студии в офисное здание.
“Им это не кажется демонстративным”,
– отметил Анатолий Вейценфельд в разговоре с корреспондентом сайта “Звуки.Ру”.
“Они так решили “хозяйственные вопросы”, а что профессиональное сообщество возмущается, ну так мало ли кто чем возмущается…
С другой стороны Канал “Культура” за 15 лет пользования не смог наладить там нормальное “звукопроизводство”, загрузить студии работой. Все-таки это телевидение, а не лейбл.
А ГДРЗ – производственное предприятие, которое надо загружать заказами, проектами. При этом сейчас на “Мосфильм” (вторую по величине студию Москвы, а теперь уже первую) очередь – до середины лета.
Записей последние годы было мало, студии использовались как реп.базы оркестров Федосеева и Башмета. Это все равно что “Лужники” использовать только для тренировок, а матчи не проводить.
Видимо, в какой-то момент “Культура”, точнее ВГТРК, поняла, что эксплуатация комплекса им не по карману.
Важно понять, что само здание как было, так и есть за Росимуществом, ВГТРК была пользователем. Откуда возникло ФГУП “Издательство Известия”, трудно понять. Типографию они там устраивать точно не будут, будет офисный центр с арендаторами, в здании много таких помещений, где сидели редакторы, службы и т. п.
Студии им, конечно, мешают, они так и говорят: “звукозапись, будь она неладна”.
ВГТРК пока арендует 2 студии для репетиций оркестров, что будет дальше, никто не знает.
Министерство культуры фактически проигнорировало проблему, правда, ГДРЗ ему никогда и не принадлежал, это было предприятие в составе Гостелерадио. Минсвязи (или как оно там теперь называется, “цифрового развития”?) тоже ничего не предприняло, хотя ВГТРК подчиняется им.
Я пытался вбросить идею “театрального консорциума”, ведь в Москве минимум 7 музыкальных театров, они могли бы совместно использовать студии для записи спектаклей, но после первых отказов даже обсуждать идею оставил ее…
Мой общий вывод такой – тут нет особого злого умысла, просто России в ее нынешнем состоянии культуры и всего остального студийный комплекс такого уровня, с самой большой студией в мире, просто не нужен. Чемодан без ручки. Да, некоторые большие проекты больше негде будет реализовать (даже на “Мосфильме”, там об этом прямо говорят), ну… тем хуже для таких проектов.
Фактически страна расписалась в том, что все эти “синьфонии” и оперы ей не нужны, а прочую музыку можно и в маленьких студиях записывать. Больше мы в Высшей Лиге звукозаписи не играем…”
Юрий Ильин, Звуки.Ру