С 15 августа 2018 в Государственном доме радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) на Малой Никитской улице в Москве работает ликвидационная комиссия.
К 25 августа 2018 года должен быть завершен демонтаж и вывоз оборудования, а затем и архитектурно-акустических конструкций.
Эта информация спровоцировала значительный резонанс со стороны музыкальной общественности.
Нет сомнений в том, что студийный комплекс на Малой Никитской необходимо не только сохранить, но и продолжить эксплуатировать его в интересах российской музыкальной культуры.
Группа профессионалов в области звукозаписи подготовила документ, содержащий ряд первоначальных предложений по сохранению и развитию ГДРЗ.
Публикуем этот документ полностью.
Предложения профессионального звукорежиссерского сообщества по сохранению Московского Дома звукозаписи
“В связи с планами по ликвидации Государственного Дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ, ранее Дом звукозаписи, «ДЗЗ») звукорежиссеры России, музыканты и просто любители музыки выражают огромную тревогу за судьбу уникального предприятия (петиция о сохранении студийного комплекса за четыре дня набрала более 25 тысяч подписей и количество их продолжает стремительно расти).
Сложившаяся ситуация стала следствием образовавшихся в последние десятилетия пробелов в деле сохранения национального культурного наследия, что является одной из важнейших функций государства. В Министерстве культуры РФ нет структуры, обеспечивающей сохранение музыкального наследия и поддерживающей текущую деятельность по производству новых записей (по аналогии с кино, где построен сквозной процесс государственного финансирования кинопроизводства, контролируемый Минкультом).
Существовавшая в советское время систематическая работа по пополнению государственного фонда музыкальных записей прекратилась с ликвидацией Гостелерадио, а затем и ГТРФ. Фирма «Мелодия» не только претерпела ряд преобразований, но и лишилась своей студии звукозаписи, превратившись из производственной организации в музыкальное издательство. Государство практически прекратило заказывать и финансировать производство музыкальных записей, включая даже записи коллективов, которые финансируются из бюджета.
Все это привело к тому, что уникальный студийно-вещательный комплекс ГДРЗ постепенно приходил в упадок: техника подверглась моральному устареванию и износу, снизилась производственная загрузка в его студиях. В 2006 году руководство ГДРЗ сделало попытку обратить внимание руководства ВГТРК (в структуре которой ГДРЗ существовал до последнего времени) на бедственную ситуацию с пополнением государственного музыкального фонда и предложить план ее исправления. Но это обращение не было услышано. Для ВГТРК студийный комплекс ГДРЗ стал, по сути, «чемоданом без ручки», что проявилось и в событиях последнего времени, когда ВГТРК без сожаления отдала это уникальное сооружение.
После публикации новости о ликвидации ГДРЗ многие ведущие музыканты и деятели музыкальной культуры России высказали тревогу, недоумение и разочарование принятым решением и призвали приложить все возможные усилия для его сохранения. Даже если на минуту забыть о задаче пополнения национального музыкального фонда, сами по себе студии ГДРЗ являются высокими примерами инженерного искусства для специалистов строительной и архитектурной акустики во всем мире.
Конструкция каждой студии представляет собой отдельный огромный внутренний виброизолированный объем внутри несущих структур (т.н. «коробка в коробке») со сложнейшей внутренней акустической отделкой. Над акустической настройкой Первой и Пятой студий после завершения строительства велась долгая кропотливая работа специалистов, результатом которой стали уникальные акустические характеристики этих студий. Этот процесс сродни настройке музыкального инструмента, только гораздо более трудоемкий и продолжительный.
Оборудование устаревает и его можно заменить. Уникальный характер звучания студий – это то, что не устаревает и не поддается копированию. Именно об акустике Первой и Пятой студий в эти дни в первую очередь вспоминают все музыканты, дирижеры и звукорежиссеры, которым доводилось там работать.
Работа по настройке акустики Пятой студии была предметом доклада наших ученых-акустиков на 108 Конгрессе Международного звукотехнического общества (AES) в Париже в 2000 году. Обзор мировой практики позволяет заключить, что студийных комплексов такого класса и производственных возможностей во всем мире всего несколько.
Утрата этих студий была бы ярким знаком дремучего невежества, и означала бы выход России из «Высшей лиги» мировой музыкальной индустрии. Причем безвозвратный, так как построить что-то подобное впоследствии будет практически нереально.
Примером вопиющей бесхозяйственности является ситуация с Третьей студией, в переоборудование которой в середине 2000 годов были вложены значительные государственные средства. Студия была перестроена по проекту одной из ведущих международных акустических компаний с соблюдением всех классических канонов по той же схеме виброизолированных объемов со сложной внутренней акустической отделкой. Это современная профессиональная звукозаписывающая студия высшего класса, c переменной акустикой, современным оборудованием и универсальными возможностями. Сейчас она также подлежит демонтажу.
В ГДРЗ сохранилась безэховая камера – уникальное сооружение, необходимое для акустических измерений и проведения комплексных исследований в области акустики. Подобных сооружений в стране было немного, а на сегодня, после сноса здания Института радиоприема и акустики им. Попова в Санкт-Петербурге камера в ГДРЗ – одна из последних.
Ситуация, сложившаяся вокруг ГДРЗ и реакция общественности указывает на общегосударственную значимость этой проблемы и настоятельно требует ее системного решения.
Для разрешения возникшей ситуации группа специалистов в области звукозаписи выработала ряд следующих предложений:
- Предлагается придать студийному комплексу зданий по адресу Москва, Малая Никитская улица, д. 24 статус Национального культурного наследия, охраняемого государством (подобно зданиям музеев, академических театров и т.п.).
- На базе ГДРЗ создать в структуре Министерства культуры РФ Федеральное учреждение культуры – Государственный Дом Звукозаписи (ГДЗЗ) с основным видом деятельности – системная работа по пополнению государственного музыкального фонда.
Предлагаемая схема работы:
- государство в лице МК РФ определяет некоторый объем финансируемых им квот на текущее пополнение национального фонда музыкальных записей.
- экспертный совет, состоящий из признанных деятелей музыкальной культуры, обеспечивает отбор коллективов/исполнителей и, экспертизу репертуара, который должен быть увековечен в виде фондовых записей и распределяет квоты между музыкальными коллективами и отдельными исполнителями.
- Записи, созданные ГДЗЗ в рамках этих квот, передаются в Национальный музыкальный фонд.
- Часть рабочего времени студий (Г)ДЗЗ должна быть выделена для коммерческих работ. Таким образом может быть компенсирована часть затрат на содержание (Г)ДЗЗ. Нет сомнений в том, что уникальные по акустике студии ДЗЗ будут востребованы продюсерами и звукозаписывающими компаниями, занимающимися выпуском записей академической, джазовой, народной музыки. ДЗЗ имеет несомненный экспортный потенциал. В сочетании с высочайшим исполнительским уровнем ведущих отечественных музыкальных коллективов и при умелом продюсировании это дает широкие возможности работы на международной музыкальной сцене.
В рамках реорганизации ГДРЗ уместно предоставление в этом здании помещений в аренду на относительно льготных условиях музыкальным коллективам и продюсерским компаниям, занимающимся производством музыки традиционных жанров. Это будет способствовать созданию мощного музыкального кластера.
О музыкальном фонде
Сегодня музыкальные фонды, которые первоначально хранились в ГДРЗ, а затем в ликвидированном в 2013 году Гостелерадиофонде, хранятся в подразделении ВГТРК, являющемся правопреемником ГТРФ. Научная и реставрационная работа с массивом архивного материала не ведется.
Представляется необходимым формирование Национального музыкального фонда как отдельной организации в структуре МК с передачей в его ведение записей, сделанных в ГДРЗ. При умелом менеджменте Национальный музыкальный фонд может стать заметным источником дохода.
Можно рассмотреть создание на базе фонда стриминговой платформы, которая предоставит удобный платный доступ к материалам фонда любителям музыки по всему миру, конечно, при условии урегулирования вопросов интеллектуальной собственности.
Заключение
План, изложенный выше, несомненно, даст заметный эффект, но только в том случае, если ДЗЗ и процесс построения всей системы работы со звуковым музыкальным наследием возглавят люди, глубоко понимающие предмет. Таких людей надо искать среди звукорежиссеров и деятелей музыкального искусства, понимающих, среди прочего, что такое современная индустрия звукозаписи. В противном случае, даже если законодательно запретить перепрофилирование студий, закрепив за ними статус объектов культурного наследия, с высокой вероятностью продолжится история прозябания этого уникального комплекса.
Конечно, возрождение ГДРЗ потребует вложения средств на технологическое переоснащение. Но, необходимо отметить, что стоимость технического переоснащения будет в несколько раз меньше того, что тратится на обновление средств телевизионного производства на сравнимых площадях
Возобновление функционирования ГДРЗ в соответствии с описанным выше базовым планом, без сомнений, создаст почву для развития на его базе дополнительных направлений деятельности, которые, позволят извлечь максимальную пользу из возрождения ГДРЗ. Такие идеи уже активно обсуждаются в профессиональном сообществе.
Вейценфельд Анатолий, основатель журнала «Звукорежиссер», преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИС;
Вепринцев Игорь, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, быв. главный звукорежиссёр Всесоюзной студии грамзаписи фирмы “Мелодия”;
Гнездилов Дмитрий, звукорежиссёр ВГТРК и Радио России;
Дегтева Светлана, звукорежиссер телеканала «Россия-Культура»;
Каплун Александр, главный звукорежиссер телеканала «Россия-Культура»;
Карпенко Марина, звукорежиссёр ГДРЗ, старший преподаватель кафедры звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных;
Кутиков Александр, музыкант группы “Машина времени”, звукорежиссер, продюсер, директор компании “Синтез рекордс”, заслуженный артист РФ;
Лаврененков Павел, начальник Службы звукозаписи, звукообеспечения и интернет-трансляций Московской государственной академической филармонии, заслуженный артист РФ;
Левин Андрей, звукорежиссёр тон-студии Мосфильм, преподаватель ИСИ;
Ленарская Мария, главный звукорежиссер Московского театра мюзикла, начальник звукового цеха Театра наций;
Литровник Владимир, звукорежиссёр, доцент кафедры звукорежиссуры ВГИК;
Меерзон Борис, сотрудник ГДРЗ с 1946 г., быв. главный технолог ГДРЗ, быв. главный специалист ГТРФ;
Мелитонян Аркадий, быв. главный звукорежиссёр ГДРЗ, заслуженный работник культуры РСФСР;
Михайлова Елизавета, звукорежиссер театра “Новая Опера”;
Михлин Александр, заведующий звукоцехом Электротеатра Станиславский, старший преподаватель кафедры звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных;
Муханов Михаил, звукорежиссер Президентского оркестра, студии Тамары Гвердцители;
Некрасов Борис, быв. заместитель начальника Службы звукозаписи ГДРЗ;
Нерухов Вадим, исполнительный директор студийного комплекса СинеЛаб СаундМикс, быв. заместитель главного инженера ГДРЗ;
Овчинников Владимир, главный звукорежиссер Продюсерского центра И. Матвиенко, зав. кафедрой звукорежиссуры ГИТИС;
Орса Николай, преподаватель Школы кино и телевидения UHD;
Папин Геннадий, звукорежиссер записи музыки тон-студии «Мосфильм»;
Рагимов Рафик, быв. звукорежиссер ГДРЗ и фирмы “Мелодия”, заслуженный работник культуры России;
Рогозина Евгения, главный звукорежиссер Московского театра оперетты;
Рындина Любовь, звукорежиссёр ГДРЗ, старший преподаватель кафедры звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных;
Рябенко Владимир, ведущий звукорежиссер Мариинского театра;
Свобода Дмитрий, руководитель Акустического центра МТУСИ, руководитель направления акустической метрологии московской секции AES;
Семенов Андрей, звукорежиссер театра “Новая Опера”, звукорежиссер Большого театра;
Силенко Евгений, начальник службы звукорежиссеров ФГБУК «Государственный Кремлевский Дворец»;
Соболева Мария, профессор ВГИК, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, декан музыкального факультета Института современного искусства;
Спасский Михаил, звукорежиссёр Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, преподаватель кафедры звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных;
Тимофеев Олег, звукорежиссер;
Худяков Андрей, звукорежиссер, президент гильдии звукорежиссеров Союза кинематографистов России;
Чудинов Алексей, зав. кафедрой звукорежиссуры МГИК;
Ягудин Юлий, главный технолог студийного комплекса СинеЛаб СаундМикс.