Представители сферы искусств Великобритании приветствуют “поразительно грандиозную” сумму, выделенную в поддержку музеев, галерей, театров и концертных залов.
Британским отраслям искусства и объектам культурного наследия, пострадавшим от пандемии коронавируса, обещана помощь в размере 1,57 млрд фунтов стерлингов в долгожданном пакете помощи, который правительство назвало крупнейшей разовой инвестицией в британскую культуру.
После нескольких недель отчаянных предупреждений о том, что Великобритания столкнулась с катастрофой в области культуры, и что без целевой поддержки эта катастрофа станет необратимой, министры объявили о пакете, который, как предполагается, защитит будущее музеев, галерей, театров и концертных залов страны.
Музыканты и артисты уходят из профессии – они не знают, когда откроются театры
Драматург Джеймс Грэм, который страстно говорил о срочной необходимости инвестиций, признал, что выделенные суммы оказались намного больше тех, о которых большинство представителей разных видов искусств могли только мечтать.
«Давайте углубимся в детали»,
– сказал он.
«Но моя первая реакция – несомненное облегчение и благодарность.
Я думаю, что этот пакет – поразительно крупная сумма, особенно если сравнить его с некоторыми мерами поддержки, предложенными в своих странах нашими европейскими соседями.
Если этот пакет действительно так грандиозен, как он выглядит, то теперь важно продумать, как восстановить сектор искусств и все достижения в этой области, особенно в отношении представительства и разнообразия (имеется в виду участие в творческой жизни представителей разных рас, полов, возрастов и пр. – примечание переводчика), и как эта поддержка может достичь тех, кто нуждается в ней больше всего, особенно за пределами Лондона».
Премьер-министр Борис Джонсон сказал, что искусство и культура являются душой нации, что они делают Британию великой и являются опорой для быстро развивающихся и быстро растущих творческих индустрий.
«Я понимаю серьезные проблемы, с которыми сталкивается искусство»,
– подчеркнул Джонсон,
«поэтому мы должны охранять и сохранять всё, что можем, для будущих поколений, обеспечивая условия, при которых творческие коллективы и центры искусств по всей Великобритании могли бы оставаться на плаву и сохранить свои труппы и персонал, пока двери театров и концертных залов остаются закрытыми, а занавес – опущенным».
Пакет включает в себя
- финансовую поддержку в размере 1,15 млрд фунтов стерлингов для организаций культуры в Англии, состоящий из 270 млн. фунтов стерлингов в виде займов и 880 млн. фунтов стерлингов в виде грантов;
- целевую поддержку в 100 миллионов фунтов стерлингов для государственных культурных учреждений Англии и объектов английского исторического наследия;
- 120 миллионов фунтов стерлингов капиталовложений для возобновления инфраструктуры в области культуры и объектов исторического наследия в Англии, деятельность которых была приостановлена из-за пандемии.
- дополнительные средства для автономных администраций: 97 миллионов фунтов стерлингов для Шотландии, 59 миллионов фунтов стерлингов для Уэльса и 33 миллиона фунтов стерлингов для Северной Ирландии.
Пакет удивил большинство людей искусства, тем более, что настроение Казначейства, казалось, свидетельствовало о нежелании оказывать значительную поддержку.
Вики Фезерстоун, художественный руководитель лондонского Королевского придворного театра, высоко оценила спасательный пакет:
«Это невероятная сумма денег, и это означает, что власти действительно слушали всех выдающихся людей, выдвигавших аргументы о том, что нужно и почему это нужно.
Теперь мы должны убедиться, чтобы очень талантливые творческие личности-фрилансеры, которые создают славу нашим театрам, были должным образом поддержаны, и чтобы мы все как можно скорее вернулись к постановкам спектаклей для наших замечательных зрителей».
Эндрю Ллойд Уэббер, театральный импресарио, сказал:
“Крайне важно, чтобы культурный сектор Великобритании был восстановлен как можно скорее, и я с нетерпением жду, когда начнет действовать пакет мер спасения искусств, и надеюсь на продолжение работы с Оливером [Доуденом, министром культуры] и правительством, чтобы как можно скорее открыть все британские театры – как большие, так и малые”.
Тамара Рохо, художественный руководитель Английского национального балета, отметила:
“Искусство вносит большой вклад в социальную и экономическую ткань нашего общества. Возникла настоятельная необходимость в принятии срочных мер, и я рада тому, что правительство прислушалось и отреагировало должным образом. Этот пакет даёт нашему сектору шанс выжить”.
Несмотря на значительные меры поддержки, для некоторых учреждений культуры, даже очень известных, они стали запоздалыми. Так, самой резонансной жертвой пандемии стало закрытие на прошлой неделе театров Наффилда в Саутхемптоне. Опустившийся занавес навсегда закрыл собой шесть десятилетий их театральной истории.
Теневой (альтернативный) министр культуры от оппозиционной лейбористской партии Джо Стивенс сказала, что, хотя пакет был
“крайне необходимым вливанием наличных денег”,
это оказалось “слишком мало, слишком поздно” для многих учреждений.
«Меры спасения должны быстро достичь театров, балансирующих на грани, особенно в небольших городах, где театральные и концертные площадки и организации искусств очень важны для местной экономики, обеспечивая множество взаимозависимых рабочих мест»,
– сказала она в Твиттере.
Специалисты отрасли заявили, что ещё слишком рано говорить о том, сможет ли пакет предотвратить угрозу увольнений, уже объявленную театрами как в коммерческом, так и в субсидируемом секторе. Например, продюсер компании «Нимакс консалтинг» в Вест Энде сокращает треть своего персонала – 130 человек.
Манчестерский театр «Королевская биржа» рассматривает вопрос об увольнении 65% своих сотрудников. Королевский театр Плимута предупреждает, что треть его персонала, который сейчас насчитывает 340 человек, может потерять работу.
Решения о выделении конкретных сумм будут приниматься правительством, работающим совместно с такими организациями, как Британский институт кино, Исторический институт Англии, Национальный фонд лотерейного наследия (пополняемый лотереями Фонд исторического наследия – прим. переводчика) и Совет по искусству Англии (ACE).
Председатель ACE сэр Николас Серота сказал:
«Мы приветствуем эти очень значительные инвестиции правительства в будущее искусства и культуры в нашей стране и с нетерпением ожидаем возможности их использования на следующих этапах.
Я знаю, что наши замечательные артисты и творческие организации сторицей вернут вложения правительства, продемонстрировав широкий диапазон своих творческих возможностей, искреннее служение своему народу и тем самым помогут нации выздороветь, когда мы выйдем из пандемии».
Чувства сэра Серота были разделены Алексом Бёрдом, главным исполнительным директором Королевского оперного театра:
«Это жизненно важный шаг на пути к восстановлению отрасли, и он поможет поддержать и сохранить динамичное искусство Великобритании в период кризиса.
Мы можем достичь многого в ближайшие месяцы, и пакет спасательных мер будет способствовать «разблокированию» выдающихся талантов, которыми всегда славилась всемирно известная культура Великобритании”.
Эти вдохновляющие слова ослабили вызванный пандемией скачок напряжения и страха перед будущим культуры и искусства страны. Пандемия привела к тому, что театральные и музыкальные учреждения оказались на краю гибели в то время, когда они больше всего нужны. Том Моррис, художественный руководитель театра «Бристоль Олд Вик», предупредил об опасности гибели британского театра.
Лидеры отрасли с завистью смотрели на такие страны, как Германия, которая в начале пандемии обещала выделить 1 млрд евро фонду поддержки театров, музеев и других организаций, чтобы они как можно скорее могли вновь открыть свои двери после вынужденного перерыва.
Культурные учреждения, в том числе лондонский «Олд-Вик», шекспировский «Глобус» и Королевский Альберт-холл, в один голос говорили, что до выделения инвестиционного пакета они были на грани закрытия.
Джулиан Биэрд, главный исполнительный директор Общества лондонских театров и театров Великобритании, возглавил лоббирование для получения инвестиций, которые бы спасли театры от разорения, и он отметил, что обещанный финансовый пакет придётся как нельзя кстати. Джулиан Биэрд также добавил, что сценические площадки, продюсеры и многочисленный персонал театрального сектора с нетерпением ждут разъяснений того, как эти средства будут распределены и инвестированы, чтобы артисты и организации могли вернуться к работе как можно быстрее.
Единая цель всех отраслей культуры заключается в том, чтобы сыграть жизненно важную роль в экономическом и социальном восстановлении страны, и инвестиции позволят осуществить это.
Учреждения исполнительских искусств увидели, что их доход упал до нуля, и предупредили, что у них нет денег, чтобы снова открыться, если зрители по-прежнему будут смотреть их представления только в Интернете. Инвестиционный пакет позволит театральным и концертным площадкам оставаться на плаву, пока они остаются закрытыми для публики.
Как скоро они смогут вновь пригласить к себе зрителей, пока неизвестно. Борис Джонсон заявил, что расписание будет опубликовано на следующей неделе.
«Наш инвестиционный пакет стал беспрецедентным и самым крупным в мире. Британские искусство и культура – это душа нашего народа. Мы не позволим нашему искусству погибнуть, и эти масштабные инвестиции показывают уровень поддержки»
– сказал Доуден.
В то время как театры и концертные залы остаются закрытыми, галереи и музеи в Англии на этой неделе начнут постепенно открываться.
Национальная галерея открывает свои двери для публики в среду, но посетители должны будут заранее забронировать временнЫе интервалы своего посещения. В залах они будут следовать по трём односторонним маршрутам, но могут не торопиться и провести в галерее столько времени в пределах выбранного интервала, сколько они захотят.
Во многих случаях открытие музеев с меньшим числом посетителей обходится дороже, чем оставлять их закрытыми. Пакет спасательных мер поможет решить эти проблемы.
Марк Браун, The Guardian. Перевод – Людмила Лаврова