Сентябрь обещает много интересного в музыкальной панораме осени. Среди ближайших ожидаемых событий – интереснейший концертно-просветительский проект «Вверх по Волге», который пройдёт в трёх городах – Саратове, Нижнем Новгороде и Ярославле.
Так задумали своё начинание его авторы: выдающийся музыкант Алексей Борисович Любимов и замечательный мастер-реставратор, директор первого в России музея фортепиано в Рыбинске Алексей Вячеславович Ставицкий.
Уникальность этого музыкального путешествия в редкой возможности услышать неповторимые интерпретации пианиста Алексея Любимова и его блестящие комментарии к программе, исполняемой на отреставрированных Алексеем Ставицким исторических фортепиано 18 – 19 веков.
Намечается привезти точную копию, по оригиналу 1792 года, венского рояля «Walter» моцартовского времени, романтический период представит в аутентичном состоянии «Erard» 1848 года – прижизненный шопеновский, «Bluthner» – прижизненный брамсовский. Все рояли прямострунные.
Почему вы должны меня знать: основатель первого в России Музея фортепиано Алексей Ставицкий
Пожалуй, впервые после отважной Ванды Ландовской, гастролировавшей в России со своим хрупким клавесином в первой половине XX века и выступившей в Большом зале Саратовской консерватории, такое событие останется в памяти молодого поколения пианистов.
Кстати, в архивных рецензиях сохранился весьма лестный отзыв Ванды Ландовской, сравнившей тогда акустику саратовского с лучшими европейскими концертными залами.
Важной просветительской миссией проекта станут в каждом городе мастер-классы профессора Алексея Борисовича Любимова, непревзойдённого знатока стилистических законов барочной и венской классики, основавшего в содружестве с Наталией Гутман и Назаром Кожухарем впервые в России и в Московской консерватории Факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ).
Алексей Любимов: «Об истощении классического духа я нисколько не горюю»
Алексей Любимов собрал собственную редкую коллекцию исторических клавишных инструментов. Его эрудиция, многолетний опыт концертирования и преподавания в Европе, в том числе в Зальцбургском Моцартеуме, позволят молодым музыкантам получить бесценную историческую информацию, возможно, пересмотреть устоявшиеся традиции, превращённые в клише, обновить своё музыкальное мышление, перенести слуховой и тактильный опыт соприкосновения с фортепиано прежних эпох на современные рояли.
Анонсируя свой замысел, Алексей Борисович подчеркнул, что в таком объёме проект с участием Алексея Ставицкого впервые проходит не в Москве, а в регионах. Именно здесь, в крупных консерваторских городах, отсутствуют и инструменты, и знание о них, и минимальная практика игры. Поэтому главных целей в этом турне с тремя инструментами две: концертная и воспитательно-образовательная, причём вторая – едва ли не важнее первой.
В движении «Вверх по Волге» музыканты Саратова станут первыми слушателями столь необычного цикла. 13 сентября – сольный концерт Алексея Любимова на музейных инструментах в концертном зале областной филармонии им. А. Шнитке.
14 сентября – в Большом зале Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова состоится творческое общение Любимова с педагогами и студентами, а также мастер-класс со студентами-пианистами, дающий возможность прочувствовать разницу в исполнении сочинений венских классиков на исторических и современных роялях.
В представлении инструментов принимает участие реставратор Алексей Ставицкий. В заключительной части встречи, в дар коллегам – сольное отделение Алексея Любимова, в котором прозвучат пьесы, не исполнявшиеся накануне.
Саратовской публике Алексей Любимов давно известен как незабываемый участник филармонического Российского фестиваля Генриха Нейгауза. Ярким событием международного Собиновского музыкального фестиваля стало исполнение Алексеем Любимовым Фортепианного концерта Галины Уствольской с оркестром Академического оперного театра под управлением Юрия Кочнева.
Памятны творческие встречи Алексея Борисовича с педагогами и студентами консерватории, его воспоминания о Генрихе Нейгаузе, Марии Юдиной, Андрее Волконском.
Его сольный концерт, состоявшийся 6 февраля 2022 года в зале филармонии, подтвердил, с каким нетерпением, восхищением и благодарностью встречают долгожданного музыканта саратовские слушатели. Тем интереснее будет снова услышать вдохновенное музицирование Алексея Любимова на роялях прошлых веков.
Замысел удивительного путешествия в пространстве и времени – вверх по Волге, против течения (!) и через два столетия к подлинным звуковым тембрам К.Ф.Э. Баха, Гайдна, Моцарта вызывает в памяти строчки поэта Светланы Кековой:
«Нет уже ни пространства, ни времени,
ни страдания, ни языка.
Только музыка в городе Бремене
всё ещё существует, легка»
Татьяна Кан