17, 18, 19 и 20 июля 2024 года (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра будет представлен балет Большого театра России «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского – Юрия Красавина.
Хореограф-постановщик – Юрий Посохов. Либретто Валерия Печейкина по одноименной повести Пушкина.
За пульт Симфонического оркестра Большого театра России на всех показах встанет дирижер-постановщик «Пиковой дамы» Павел Клиничев.
Гастроли балета Большого театра на сцене Мариинского, уже ставшие доброй традицией, – прежде всего уникальная возможность прикоснуться к репертуару московской труппы, не выезжая из Петербурга.
В этот раз покажут новинку: мировая премьера балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского – Красавина в хореографии Посохова состоялась в декабре 2023 года, став первой балетной премьерой нынешнего сезона в Большом театре.
Постановщик Юрий Посохов уже известен петербуржцам – в рамках предыдущего фестиваля «Звезды белых ночей» он представил в Мариинском театре мистический диптих Белы Бартока: балет «Чудесный мандарин» и оперу «Замок герцога Синяя Борода», ставшую дебютом хореографа в качестве оперного режиссера.
Юрия Посохова на «Пиковую даму» вдохновила одноименная повесть Пушкина. Об этом сюжете он размышлял еще с юных лет, даже не будучи хореографом. За основу была взята музыка Петра Чайковского, которую переработал петербургский композитор и давний соавтор Посохова – Юрий Красавин. Декорации к спектаклю создала Полина Бахтина.
«Постановка «Пиковой дамы» в Большом – иронический поклон в сторону классического балета,
– говорит Юрий Красавин.
– В партитуре я кое-где изображаю из себя заправского балетного композитора XIX века, который пишет не очень приличную музыку для ног. Это один из способов обсуждения. В «Пиковой даме» Большого театра нет ни одной моей интонации, но есть переосмысление Чайковского, причем не только одноименной оперы, но и других сочинений».
Следуя за сюжетом повести Пушкина, постановщики в пятнадцати картинах с прологом рассказывают историю любви, азарта и помешательства Германа. Несмотря на то что в музыкальной основе лежит «Пиковая дама» Чайковского, в балете появляется целый ряд сцен, которых нет в опере, например сцена петербургского бала, где Лиза передает Герману роковую записку-приглашение.
Среди особенностей, подчеркивающих оперное происхождение партитуры, – наличие поющего персонажа. В этом балете задействован контратенор – он исполняет несколько номеров, среди которых баллада Томского в обработке Юрия Красавина, а в конце превращается в другого героя, сумасшедшего офицера, марширующего в одной палате с Германом.
Главные партии на гастрольных показах исполнят: Герман – Владислав Лантратов, Дмитрий Смилевски, Алексей Путинцев; Лиза – Анастасия Сташкевич, Ева Сергеенкова, Дарья Хохлова; Графиня – Денис Савин, Вячеслав Лопатин, Георгий Гусев; Томский – Артем Овчаренко, Егор Геращенко, Даниил Потапцев, Макар Михалкин; Полина – Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Маргарита Шрайнер.
Пресс-служба Мариинского театра